EN|FR|RU
Социальные сети:

Россия и Монголия: от спада до стратегического партнерства

Марк Гольман, 21 октября

4423После распада СССР и победы в Монголии демократической революции 1990 г. российско-монгольские отношения прошли три этапа. Первый – 1990-1993 гг. – был периодом упадка, вызванного совокупностью объективных причин (трудностями переходного периода к рынку и демократии в обеих странах), субъективных (резким поворотом и России, и Монголии к Западу) и рядом других обстоятельств. Он проходил очень болезненно и характеризовался глубоким спадом отношений по всем направлениям, особенно в торгово-экономическом, а также культурном, научном, военном, прекратилась советская помощь: прежнее 30% субсидирование монгольского годового бюджета, товарооборот между нашими странами в 1991-93 гг. сократился на 40%, а к 1998 г. – в 6,5 раз.

В итоге Монголия пережила тяжелый экономический кризис, из которого в 1994 году смогла выбраться благодаря экстренной донорской иностранной помощи и успешной реализации радикальных экономических реформ.

Заключение в 1993 г. между Россией и Монголией основополагающего Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве открыло второй этап наших отношений – этап их восстановления и стабилизации: значительно расширились и активизировались политические контакты на разных уровнях, к 1999 г. прекратилась тенденция к сокращению товарооборота, он составил 190,8 млн.долл. и в начале XXI в. стабилизировался на уровне 200-300 млн.долл.

Переломным моментом стал государственный визит президента В.В. Путина в Монголию 13-14 ноября 2000 г. Была принята «Улан-Баторская декларация», определившая основные направления нашего многопланового сотрудничества в XXI в. и положившая начало третьему, по существу, современному этапу наших взаимоотношений. Он характеризовался постепенным перерастанием добрососедских связей в стратегическое партнерство, важной вехой к которому стало принятие «Московской декларации» во время визита тогдашнего президента Монголии Н. Энхбаяра 4-9 декабря 2006 г.

Окончательно стратегический характер российско-монгольских связей был закреплен в результате подписания в Улан-Баторе «Декларации о развитии стратегического партнерства» по итогам визита тогда президента РФ Д. Медведева 25 августа 2009 г.

Следует отметить, что все три декларации определяют стратегию этого партнерства, а именно: развертывание сотрудничества по всем направлениям на более высоком и масштабном уровне, всемерное укрепление политических связей, увеличение и дифференциацию торгового оборота, рост инвестиций, разработку и реализацию долгосрочных программ и крупных проектов по экономике, науке и культуре, максимальное расширение приграничного сотрудничества и региональной интеграции, модернизацию и техническое обновление действующих СП и т.п. Отметим также, что указанные декларации наряду с Договором 1993 г. и более чем 130 межправительственных и межведомственных соглашений, заключенных с 1993 г., стали стабильной правовой базой развития двусторонних отношений и работы многоуровнего механизма сотрудничества, центральными звеньями которого являются Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-культурному сотрудничеству, работающая с 1992 г., и Подкомиссия по пограничному и региональному сотрудничеству, образованная 1996 г.

Новый, после визита Д. Медведева, мощный толчок к углублению и активизации стратегического партнерства между РФ и Монголией дал рабочий визит в Монголию президента В.В. Путина 3 сентября 2014 г.

Он был приурочен к 75 годовщине совместной победы на Халхин-голе, что само по себе имело большое политическое значение, ибо, как заявил В.В. Путин, «общая историческая память, героические страницы прошлого – это, безусловно, хорошая основа для выстраивания современных российско-монгольских отношений в духе взаимного уважения, доверия и дружбы.»

Визит был кратким – всего 6 часов, но очень насыщенным. Достаточно сказать, что если в 2009 г. было заключено 5 соглашений, то в результате переговоров В.В. Путина с президентом Монголии Ц. Элбэгдоржем тет-а-тет и в расширенном составе было подписано 15 межправительственных, межведомственных и отраслевых соглашений.

Наиболее важными из них представляются долгожданная отмена визового режима, Соглашение между министерством дорог и транспорта Монголии и ОАО «Российские железные дороги» о стратегическом партнерстве по модернизации и развитию Уланбаторской железной дороги (УБЖД), Меморандум между министерством экономического развития РФ и министерством экономического развития Монголии о сотрудничестве в развитии российско-монгольских экономических связей, Меморандум о взаимопонимании между ОАО «Аэрофлот» и авиакомпанией МИАТ – Монгольские авиалинии, предусматривающим расширение сотрудничества в области гражданской авиации и сети авиамаршрутов и др.

Все эти документы определяют основные направления двустороннего сотрудничества на ближайшие годы. В.В. Путин вообще предложил в ближайшее время разработать «дорожную карту» дальнейшего взаимодействия, нацеленную на создание новых производств, стимулирование торговли и взаимных инвестиций, а также на расширение гуманитарных контактов. Оба лидера особо подчеркнули значение соглашение о УБЖД. Оно предусматривает электрификацию и строительство второго пути по трансмонгольской магистрали – Сухбаатор–Сайшанд–Замын Ууд (1100 км.), а также строительство веток в северном направлении (545 км.) и на запад (215 км.) с выходом на Россию и примыканием к железнодорожной линии Кызал–Курачево, причем строительство этих веток планируется закончить к 2020 году.

Таким образом, ожидания монголов о расширении железнодорожной сети и, соответственно, увеличения транзитных грузоперевозок из России в Китай (планируется довести их до 100 млн. т. в год), оправдались, в этом деле достигнут определенный прорыв.

Важное место в переговорах заняли проблемы торговли. И здесь достигнут большой прогресс. Стороны договорились увеличить объем товарооборота с нынешних 1,3 млрд.долл. до 10 млрд.долл. к 2020 году, что будет означать достижение к этому времени одинакового уровня торговли Монголии с Китаем.

Решено использовать национальные валюты во взаимных расчетах. В.В. Путин обещал, что в самое ближайшее время правительство РФ снимет имеющиеся ограничения на импорт монгольского мяса и животноводческой продукции. «Монголия имеет хорошие возможности – сказал он – существенно увеличить поставки животноводческой продукции на российский рынок при соблюдении санитарных норм». Следует отметить, что, по мнению специалистов, импорт монгольского мяса в Россию имеет целый ряд преимуществ перед завозом мороженого мяса из Латинской Америки. Монгольское мясо в 2 раза дешевле. Оно поставляется в живом весе железнодорожным и автотранспортом прямо на мясокомбинаты Улан-Удэ, Читы и Иркутска, и может продаваться в охлажденном свежем виде. Стоимость транспортировки минимальная, что отражается на отпускной цене, наконец – оно экологически наиболее чистое, ибо скот почти круглый год пасется на отгонных лугах и выращивается без консервантов, биологических добавок, антибиотиков и т.п.

Так что расширение торговли с Монголией и, конечно, снятие ограничений на поставки монгольского мяса и животноводческой продукции может решить многие проблемы продовольственной безопасности России.

Ц. Элбэгдорж вообще предложил начать переговоры о поставке в Россию монгольских товаров в режиме наибольшего благоприятствования на 20 лет.

Выступая на пресс-конференции В.В. Путин, отметил, что «у нас накоплен солидный опыт сотрудничества в горнорудной промышленности» и в качестве примера привел «успешную работу совместных предприятий – «Эрдэнэт» по производству меди и молибдена, и «Монголросцветмет» по добыче золота. Обе эти компании обеспечивают до 20% ВВП Монголии. В планах – их комплексное технологическое обновление». Упомянул В.В. Путин и то, что Россия обеспечивает, и будет продолжать обеспечивать 7% и больше процентов потребности Монголии в электроэнергии. Все это, на наш взгляд, говорит о заинтересованности России в активизации ее участия в освоении минеральных богатств Монголии.

Что касается гуманитарной сферы, то стороны договорились о создании новых совместных школ и учебных центров, о расширении сотрудничества в таких направлениях как культура, спорт и средства массовой информации. В частности, подписан Меморандум о сотрудничестве между Монгольским национальном общественном радио и ФГУП «Международное информационное агентство Россия – сегодня». Заключено также соглашение между Министерством образования и науки Монголии и национальной компанией ОАО «Роснефть» о содействии обучению граждан Монголии в вузах-партнерах этой компании. Таким образом, один из мировых лидеров в сфере добычи углеводородов компания «Роснефть» не только покрывает большую часть потребностей Монголии в нефтепродуктах и снабжает топливом международный аэропорт «Буянт-Уха» — воздушную гавань страны, но и содействует подготовке высококвалифицированных кадров специалистов с высшим образованием, в частности финансируя деятельность очень популярного в стране филиала одного из ведущих вузов России Экономического Университета имени Плеханова.

Визит российского президента привлек внимание и на Западе. Газета «Вашингтон пост», например, писала: «следует отметить, что монголо-российские отношения по сравнению с монголо-китайскими отношениями всегда были более прямыми, честными и более дружески направленными. В результате визита В.В. Путина особо подчеркивалось, что двусторонние отношения в дальнейшем станут более позитивными». Остается ждать и надеяться, что это действительно произойдет и дружественные стратегические связи двух стран обретут еще один импульс к развитию, обогатятся новыми проектами и свершениями.

Марк Гольман, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».