EN|FR|RU
Социальные сети:

Зачем Обама приезжал в Эр-Рияд?

Александр Орлов, 02 апреля
rdn_533631d0d168c

Источник: news.ifeng

Обострение ситуации на Украине внесло существенные изменения в повестку переговоров американского президента Обамы с саудовским руководством в Эр-Рияде 28 марта с.г. Главным предметом обсуждения стали вопросы по ситуации вокруг Украины, возможные совместные шаги на понижение цен на энергоносители, чтобы ослабить российскую экономику, подтягивание Ирана на более прозападные позиции с целью ослабления сотрудничества Тегерана с Москвой, а уже потом Сирия и ситуация в ССАГПЗ. Поддержка Обамой государственного переворота на Украине и жесткое американское противостояние России в украинских делах внесло в концепцию Вашингтона идею срочной мобилизации ресурсов своих богатых арабских союзников для противостояния Москве, поскольку финансовых и политических рычагов для давления на Россию у США и их союзников по НАТО и ЕС не оказалось.

Поэтому внешне решение Белого дома срочно оживить отношения с теми основными арабскими партнерами, с которыми в последнее время они откровенно не складывались, выглядит логичным. Тем более, что у Эр-Рияда и Вашингтона, хотя и были разногласия в подходах к некоторым международным и региональным проблемам, в реалии не было сокращено ни энергетическое, ни военное сотрудничество двух стран, не было прекращено взаимодействие разведывательных служб в войне, которую США и саудовское королевство ведут против Ирана и Сирии. И в Белом доме было решено попытаться выступить с ведущей страной арабского мира единым фронтом против Москвы, одновременно нейтрализовав Тегеран.

Как стало известно, в ходе состоявшихся бесед Обама предложил правящей саудовской династии «отомстить» России за Крым, ударив по трем направлениям: в Сирии, чтобы вывести ее из орбиты влияния Москвы и Тегерана, а заодно поставить под американо-саудовский контроль весь Левант; финансово поддержать новые власти в Киеве, чтобы сделать Украину форпостом антироссийской деятельности в Восточной Европе; сыграть на существенном понижении цен на нефть и газ, которое стало бы серьезным ударом по бюджету России, а также добиться существенного сокращения объёмов потребления Западом российских нефти и газа.

В Вашингтоне прекрасно понимают, что ни на одном из этих направлений Обаме без Эр-Рияда не обойтись, особенно в плане использования «энергетического оружия» против Москвы. В обмен Обама предложил предоставить КСА значительную «свободу рук» на Ближнем Востоке и в зоне Персидского залива. Тем более что Эр-Рияду уже предоставлено право выстраивания особых отношений с Египтом после свержения правительства Мурси. На жесткое подавление выступлений шиитов на Бахрейне и в Восточной провинции КСА США и Запад в целом тоже полностью закрыли глаза. Саудиты получили право осуществить операцию по «подчинению» им Катара и разгрому «Братьев-мусульман». Более того, Белый дом подпустил Эр-Рияд к наиболее чувствительному для себя и Израилю вопросу – израильско-палестинскому урегулированию, дав «зеленый свет» саудовцам на работу с Иорданией, которой теперь отводится особая роль в новой схеме решения палестинского вопроса.

Правда, правителям КСА нужно гораздо больше, и прежде всего – уничтожение режима Б.Асада и помощь США в остановке роста влияния Ирана и формирования «шиитской дуги» в регионе. Только тогда Эр-Рияд смог бы восстановить сильно пошатнувшиеся позиции королевства в исламском мире. А свержение Б.Асада и захват Дамаска исламистской просаудовской оппозицией Дамаска – единственное, что способно укрепить позиции Саудии в качестве лидера среди арабских государств, и позволить реализовывать дальнейшие региональные планы ее экспансии – от создания иордано-палестинской федерации до формирования антишиитской лиги от Аравийского полуострова до Индии.

И у саудовцев здесь есть своя логика – ведь Сирия может сыграть ключевую роль в поставках катарского газа в Европу. Еще в 2009-2011 г.г. Дамаск стал главным препятствием на пути реализации проекта строительства газопровода с катарского Северного месторождения в ЕС, что позволило бы нанести удар по «Газпрому» путем резкого увеличения газовых поставок дешевого катарского газа в Европу. Дамаск в силу разных причин не давал согласия на прокладку газопровода из Катара через свою территорию в Турцию и на Средиземноморское побережье САР для дальнейшего транзита в ЕС. И пока Б. Асад находится у власти, строительство магистрального газопровода из Катара к сирийскому побережью Средиземного моря невозможно. А эксперты в сфере энергетики еще в 2009 — 2010 годах просчитали, что если к власти в Сирии придут сунниты вместо алавитского режима Башара Асада, то газопровод Катар − Саудовская Аравия – Иордания – Сирия − Турция будет построен за 2 года, что повлекло бы за собой огромные финансовые потери для России, газ которой с катарским конкурировать не может в силу крайне низкой себестоимости последнего. Отсюда – стремление Саудии полностью подчинить себе Катар посредством конфликта внутри ССАГПЗ, чтобы зарубить другой вариант: строительство газопровода из Ирана (месторождение Южный Парс) через Ирак и Сирию, который бы мог стать совместным проектом с Россией. В нем Доха играла бы только вспомогательную второстепенную роль, попав в зависимость от Тегерана.

Поэтому в ходе переговоров Обамы с саудовскими правителями последние добивались согласия США на мощное наращивание всесторонней помощи сирийским мятежникам, в частности на поставки тяжелых вооружений и переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК), что свело бы на нет превосходство сирийских правительственных войск в огневой мощи и полное господство в воздухе, и тем самым изменило военный баланс в пользу « антиасадовской оппозиции». А дальше можно действовать по уже апробированной схеме: создание бесполетных зон возле турецкой и иорданской границы, превращение этой зоны в оплот боевиков, поставка туда вооружений, крупных сил наемников и организация похода на Дамаск. В этом случае, по логике саудовцев, Иран будет вынужден перейти к стратегической обороне, что на данном этапе удовлетворит Эр-Рияд перед следующим ходом – организации коалиции по удушению исламского режима в Тегеране. Но за все это Обама запросил у саудовцев 15 млрд.долл. для поддержки нынешних украинских властей, объяснив, что эти финансовые издержки КСА, как и временное понижение цен на нефть, Эр-Рияд с лихвой компенсирует позже путем энергетической «изоляции» России и Ирана.

Тем более, что такой прецедент есть, когда из-за введения советских войск в Афганистана президент Рейган и саудовский король в середине 1980-х годов путем демпингового выброса саудовской нефти на мировой рынок вызвали резкое снижение цен на нефть, что привело, в конечном счете, к распаду СССР из-за возникших экономических проблем. Сегодня достаточно намного меньшего понижения нефтяных цен – с нынешних 107 долларов за баррель где-то до 80-85 долларов – и России будет нанесен огромный финансовый и экономический ущерб. Это позволило бы президенту США взять реванш за Крым, да еще и существенно подорвать экономику РФ с последующими негативными внутриполитическими последствиями для нынешнего российского правительства.

Тем более, что ранее американский миллиардер Джордж Сорос заявлял, что стратегические запасы нефти США более чем в два раза превышают необходимый уровень, и продажа части резервов позволит оказать давление на Россию. То есть нанесение удара по Москве сразу с двух направлений: из США и Персидского залива. Правда, министр энергетики США позднее отверг такую возможность.

Только вот остается вопрос: а смог ли президент США договориться с Саудовской Аравией об увеличении поставок нефти на мировой рынок, чтобы обрушить цены? И есть ли у КСА возможности мощного выброса на мировой рынок значительных объемов нефти, скажем – до 3-4 млн. б/д ?

Дело в том, что для Саудовской Аравии цена больше 110 долларов за баррель как раз то, что нужно, поскольку у руководства королевства есть обширные обязательства социально-экономического характера. И если уровень жизни саудовцев несколько понизится из-за падения цен на нефть, из-за падения нефтяных доходов, то страна очень сильно рискует оказаться в ситуации «арабской весны» по типу Туниса, Ливии, Египта. А саудиты очень боятся повторения арабских революций. Судя по всему, дополнительно выбрасывать нефть на рынок для того, чтобы сбить цену ради ненависти США к РФ, саудовцы не собираются — им это совсем не выгодно. О чем-то другом они вполне могут договариваться, включая катарский газ, Сирию и Иран. Кроме того, сейчас у КСА свободный добычный потенциал не задействован. Примерно 4 миллиона баррелей в сутки. Но быстро это не получится. Их можно задействовать в течение месяца для того, чтобы повысить добычу. Это примерно столько, сколько когда-то добывал Иран. Но Иран сейчас собирается увеличивать свою добычу из-за снятия части санкций, и саудовцам, скорее всего, придется не увеличивать, а сокращать свою добычу, чтобы поддерживать цены на нефть на высоком уровне. Причем цены останутся примерно в том коридоре, в котором они уже находятся довольно долго. От 100 до 110, поскольку это самый комфортный коридор и для потребителей и для производителей. Многие страны, особенно те, кто может какими-то манипуляциями с поставками воздействовать на цены, чрезвычайно заинтересованы в высоком уровне цен. У той же Венесуэлы социально-экономические программы выполняются только при уровне цен 120 долларов за баррель. У Ирана — где-то 110. У Саудовской Аравии — 110. И никто не заинтересован в понижении цен.

Что касается ИРИ, то пока что ясно одно: президент США Барак Обама заверил короля Саудовской Аравии Абдаллу в том, что он не согласится на «плохую сделку» с Ираном по ядерной проблеме. То есть даже по иранской теме в Эр-Рияде не получили того, что хотели. В то время как лидеры двух стран обсудили «тактические разногласия», они оба согласились, что их стратегические интересы совпадают, сообщил представитель администрации. В заявлении Белого дома по итогам двухчасовых переговоров говорится, что Обама вновь подтвердил значимость для Вашингтона прочных связей с крупнейшим в мире экспортером нефти. В то же время представитель администрации отметил, что у сторон не хватило времени для обсуждения в ходе переговоров ситуации с правами человека в Саудовской Аравии. Кроме того, доверительный источник в госдепартаменте США сообщил, что Вашингтон и Эр-Рияд также обсудили конфликт в Сирии. По его словам, обе страны совместно хорошо работают над достижением политического переходного периода и поддержкой умеренных группировок сирийской оппозиции. Относительно возможных поставок боевикам оппозиции переносных зенитно-ракетных комплексов информированный источник в Вашингтоне отметил, что США по-прежнему испытывают беспокойство по поводу предоставления такого оружия повстанцам. Правда, есть данные о том, что администрация Обамы рассматривает возможность снятия запрета на поставки ПЗРК сирийской оппозиции. По данным этого источника, последние успехи правительственной армии Сирии в борьбе с силами оппозиции могут заставить президента США сменить свою точку зрения.

Судя по всему, Обаме и королю Абдалле не удалось достичь ясных и определенных договоренностей по всему спектру вопросов повестки дня. Разногласия остаются, а свои финансовые и экономические интересы Саудовской Аравии значительно важнее, нежели оказание помощи Вашингтону в осуществлении его «мести» России за Крым. Да и в Эр-Рияде хорошо понимают, что Москве и ее партнерам по энергетическим делам есть чем ответить Саудии, если королевство слепо пойдет на поводу Белого Дома. И тем более понимают, что у Москвы есть рычаги политического воздействия на Ближнем Востоке и в зоне Персидского залива. А США, в свою очередь, не готовы к возобновлению конфронтации с Ираном, тем более что Тегеран выполняет договоренности по замораживанию своей ядерной программы в сфере обогащения урана. Да и в условиях сохраняющейся напряженности на Украине в Вашингтоне нет возможностей активно заниматься сейчас сирийскими делами. Кроме того, арсенал химоружия САР пока уничтожен наполовину. И, судя по всему, Обама лично убедился во время своего пусть и недолгого пребывания в королевстве, что там грядут огромные перемены, связанные с предстоящей заменой нынешнего престарелого поколения правителей на другое с непредсказуемыми внутренними пертурбациями в КСА. Отсюда – практически полное отсутствие победоносных заявлений об «исторических» успехах поездки президента США в Саудовскую Аравию.

Александр Орлов, политолог, эксперт-востоковед, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».