Обращает на себя внимание явное стремление британцев обвинить исключительно власти Ливии и Ирака за происходящие там сейчас события, умолчав о главной их первопричине, заключенной в инициировании Западом и, прежде всего, Великобританией недавних разрушительных военных интервенций в эти государства, проведенных с нарушением международного права.
Так в октябре с.г. Форин Офис Великобритании опубликовал очередное «обновление» к ежегодному докладу по правам человека в Ливии и Ираке, где критически отмечается, что «прогресс в деле соблюдения прав человека в этих странах продолжает продвигаться медленно».
В Ливии, по мнению британских экспертов, такое положение обусловлено «хрупкой политической ситуацией, сложностями для нынешнего ливийского правительства в осуществлении полного контроля в сфере безопасности, отсутствием прогресса в разработке и принятии новой конституции страны, проблемами в судебной и в пенитенциарной системах». Констатируются серьезные проблемы в обращении с заключенными, выдвигаются требования по надлежащему обеспечению прав осужденных.
Для Ирака британские эксперты видят основную проблему в правозащитной сфере «в значительном ухудшении безопасности в стране, в реакции иракских властей на вылазки террористов в виде массового приведения в исполнение приговоров (в основном по обвинению в терроризме)». И именно в связи с этим обстоятельством в августе с.г. посол Великобритании в Ираке «обозначил» иракцам «особую озабоченность» Альбиона.
Эти «обновления» Форис Офиса вряд ли могут пройти незамеченными не только в связи с затронутыми британскими экспертами темами и сложностью внутриполитических процессов, переживаемых этими еще недавно весьма влиятельными и успешными в арабском мире государствами.
История западных и, прежде всего, британских манипуляций арабским миром не ограничивается только последним веком, хотя именно в ХХ веке Великобритания совместно с США активно пыталась перекроить карту Ближнего Востока, свергая неугодные режимы, устраняя враждебных лидеров. Основным двигателем этой политики были, безусловно, интересы коммерческой наживы, борьба за доступ к энергоносителям и контроль торговых путей.
С середины ХХ века официальный Лондон и Вашингтон, пренебрегая правами населявших страны Ближнего Востока жителей, организовывали военные экспедиции с целью дестабилизации светских арабских государств. В частности, в 1956 г. был спровоцирован Суэцкий кризис и подготавливалось вооруженное вторжение в Египет, которое, правда, провалилось. Устраивались два покушения на Насера, которые тоже провалились. Были и попытки разжечь две революции в Сирии, однако и эти операции британцев не увенчались успехом.
Сегодня, в недалеком прошлом процветавшие государства Насера, Каддафи и Хусейна разорены, их ресурсы разграблены, государственная инфраструктура разрушена, дети растут под прицелом оружейных стволов. И все это произошло по вине, прежде всего, официального Лондона и США, которые в организованных ими военных интервенциях НАТО нарушили право предотвращения войны (jus contra bellum) и международное гуманитарное право (jus in bello). Ведь с правовой точки зрения никакие вооруженные повстанцы во внутреннем конфликте (будь то Ливия, Ирак, Сирия или другая страна) не могут рассматриваться как гражданское население и у НАТО не может быть полномочий не только на оказание помощи только одной политически выгодной Западу стороне, но и на ее защиту. Также как и на поставку вооруженной оппозиции оружия, в результате чего оно теперь распространилось по всему региону, стало использоваться различными экстремистскими и террористическими группировками, в том числе и джихадистами Аль-Каиды.
Говоря о нарушениях прав человека в Ливии и Ираке, Форин Офис по «странной случайности» не указал на озабоченность виной именно своих чиновников в гибели гражданского населения Ливии при ударах британской авиации по Триполи. Или в умышленном обмане подданных королевства, когда принимались решения о вторжении британской армии в Ирак на основании ложных данных о наличии у Саддама Хусейна оружия массового поражения.
По мнению ряда авторитетных НПО, Великобритания, стремясь сохранить за собой имидж лидера в области соблюдения правозащитных стандартов, тщательно умалчивает о многочисленных случаях нарушения прав человека внутри своей страны, ответственность за которые лежит на британских властях. Наиболее актуальными для Великобритании являются те же проблемы, которые отмечены Форин Офисом в Ливии и Ираке.
Так, критикуя Ливию за серьезные проблемы в обращении с заключенными, британские эксперты не хотят признавать применение пыток и бесчеловечное или унижающее достоинство человека обращение в своих пенитенциарных учреждениях. Примером этому может служить, в частности, резонансное судебное разбирательство по факту применения пыток и насилия в отношении кенийского бизнесмена О.Авадха, который подал иск против властей Великобритании с требованием признать причастность спецслужб этой страны к незаконным похищениям лиц, подозреваемых в терроризме.
В этом плане показателен также и обнародованный в августе 2011 г. доклад главного тюремного инспектора Англии и Уэльса о качестве содержания заключенных в одной из крупнейшей тюрем Великобритании Уэндсворт. В нем были перечислены многочисленные факты нарушения прав заключенных, в том числе и отсутствие доступа к элементарным средствам гигиены.
А может быть стоит напомнить, кто придумал концлагеря? Да, это отнюдь не фашисты, а английские джентльмены в период второй Англо-бурской войны 1899-1902 гг., и, конкретно, английский лорд, носящий титул первого эрла графства Китченер, весьма известный генерал Горацио Герберт Китченер (Horatio Herbert Kitchener).
В сентябре 2011 г. Специальная гражданская комиссия Великобритании под руководством У.Гейга завершила обвинительным решением трехлетнее расследование факта гибели иракского гражданина Б.Мусы, применения пыток и нанесения тяжких телесных повреждений еще 9 иракцам, задержанным британскими военнослужащими в Басре в 2003 г.
В сентябре 2011 г. одним из самых громких скандалов, связанных с нарушением права на неприкосновенность частной жизни, переписки и телефонных переговоров в Великобритании стал так называемый «Ньюсгейт», когда сотрудники издания «Ньюс оф зе уорлд» незаконно прослушивали телефонные разговоры знаменитостей, политиков, а также жертв резонансных преступлений.
В апреле 2012 г. Национальная ассоциация чернокожих полицейских (NBPA) обратилась к премьер-министру Великобритании Д.Кэмерону с просьбой взять под контроль сложившуюся ситуацию с масштабной дискриминацией по расовому признаку в полиции Лондона.
Хотя чему удивляться, если в октябре с.г., согласно The Telegraph, сам глава британского правительства Д.Кэмерон заявил, что Великобритания должна ограничить пребывание в стране работников-мигрантов из Восточной Европы, прежде всего из Польши, Литвы и Латвии, являющихся союзниками этого королевства по ЕС и НАТО.
И таких примеров можно привести еще много.
А относительно явного стремления официального Лондона занять место «смотрящего» за странами «наибольшей опасности» с точки зрения демократических норм, не надо забывать, что никто такими полномочиями Форин Офис и не наделял. Прежде всего, в силу отнюдь не безупречной политики самого Лондона.
Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».