Основная проблема кроется в том, что российское государство лоббирует в значительной степени интересы «тяжеловесов», рассчитывая на солидные доходы от их деятельности. Для существенной активизации торговых показателей российской стороне необходимо разработать долгосрочную экспортную стратегию, ориентированную на турецкий рынок. Причем, такая стратегия есть у Анкары, что является ее существенным преимуществом, так как с помощью этой государственной программы возможно кратно увеличить отдачу от взаимной торговли.
Пока Россия будет делать ставку лишь на масштабные проекты с турецкой стороной и ожидать возвращения крупных инвестиций, забывая о мелких и средних (например, подрядных или субподрядных) фирмах, которые могли бы проявить себя на турецком рынке, полноценного результата от взаимных связей не будет. Ведь двусторонние или многосторонние сырьевые сделки вполне могут стать нереализованными, поскольку напрямую зависят от политической конъюнктуры, которая может стремительно меняться. В свою очередь, мелкое и среднее предпринимательство не так зависит от внешнеполитической ситуации, поскольку в нем преобладает частный капитал, но определенная государственная поддержка ему все-таки не помешает.
Вообще, декларированное стратегическое партнерство двух стран будет еще более прочным, если стороны примут во внимание имеющиеся проблемы и постараются их нивелировать.
Как представляется, несмотря на подписанную программу совместного сотрудничества до 2015 г., фактическое российское участие на турецком рынке вряд ли будет расширено за счет поставок альтернативной углеводородам продукции. Это естественно не самым лучшим образом сказывается на разнообразии и диверсификации внешнеэкономических предложений.
В свою очередь, турецкая сторона постарается выжать максимум из этого документа, чтобы создать хороший задел для успешной реализации своей долгосрочной экспортной стратегии на российском векторе, который является для Анкары приоритетным. Скорее всего, Турция продолжит вести взвешенную внешнюю политику, которая будет тесно переплетена с прагматичными экономическими интересами. Это необходимо учитывать российской стороне, особенно в вопросах, имеющих важное значение для ее собственного развития.
Было бы не лишним внимательно следить за тем, как меняется тональность тех или иных заявлений, а также поведение Турции на международном и региональном треке, чтобы попытаться предугадать ее возможные шаги в адрес России.
Экономическое сотрудничество двух государств в целом можно назвать эффективным и взаимовыгодным, а в отдельных случаях и стратегически важным. Речь идет об энергетических отношениях, которые являются остовом двустороннего партнерства.
Довольно отчетливо наметились, но пока не получили практической реализации, новые направления экономического сотрудничества, причем не только в отношении совместной торговли, но и в сфере инвестирования. Во многом этому способствовала принятая в Турции долгосрочная государственная программа по серьезному увеличению экспорта, в которой российскому рынку отводится важнейшая роль.
Следует ожидать резкого увеличения российских капиталовложений в турецкое хозяйство после начала реализации крупных инвестиционных проектов на турецкой территории. Москва, по всей видимости, будет и дальше оставаться для Анкары одновременно и энергетическим визави, и торговым партнером, но при политико-экономических катаклизмах баланс этих ролей может меняться в ту или иную сторону.
Эльдар Касаев, специалист по инвестициям в энергетику стран Ближнего Востока и Северной Африки, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».