EN|FR|RU
Социальные сети:

Регион Персидского залива, возможно, на пороге глобальных перемен

Виктор Михин, 23 мая 2015

OQ3423222Анализ результатов широко разрекламированного Вашингтоном саммита глав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) с президентом США Бараком Обамой позволяет сделать далеко идущие выводы, и в какой-то мере предположить развитие будущих событий в Ближневосточном регионе.

Накануне визита глав ССАГПЗ в Соединенные Штаты появились многочисленные спекуляции на результаты саммита и самые мыслимые и немыслимые предположения. Во-первых, многие политологи в буквальном смысле этого слова зациклились на отказе саудовского короля Салмана Абдель Азиза Аль Сауда поехать в США. Сразу же мировые СМИ истерично предположили резкое ухудшение отношений между двумя странами. Считалось, что король резко «взбрыкнул» против американских планов улучшить их отношения с Ираном, что вполне естественно влекло за собой снижение уровня американо-саудовских отношений.

Однако факты показывают несколько иное направление. Действительно, ни Саудовская Аравия, ни другие члены ССАГПЗ не радует урегулирование мирового сообщества своих отношений с Тегераном. «С точки зрения Обамы, дипломатическое соглашение с Ираном об ограничении его ядерной программы дает уникальный шанс остановить эскалацию конфликта в регионе, – пишет New York Times. – С точки зрения саудовского правительства, возглавляемого суннитами, смягчение санкций в предлагаемой сделке просто-напросто даст Ирану, где доминируют шииты, миллиарды долларов  для того, чтобы провоцировать нестабильность в регионе».

В Эр-Рияде хотели бы законсервировать положение в регионе Персидского залива, как оно было, по крайней мере, последние 50 лет: саудовцы определяют положение не только в этом регионе, но и во всем Арабском мире. Именно саудовцы стремятся контролировать события и определять, какое правление должно быть в Сирии, Йемене, Ираке и даже в далекой Ливии. И вполне понятно, что появление новой державы, освобожденной от надуманных международных санкций, уменьшит влияние королевства. Тем более, что Иран даже в тяжелых условиях санкций показал высокие темпы своего развития, что напрочь отсутствует в «свободных» странах Персидского залива.

Во-вторых, король просто не мог поехать в США по состоянию здоровья. Достаточно посмотреть саудовское телевидение и Youtube с участием саудовского короля, чтобы понять его все ухудшающее здоровье. Он тяжело ходит с палочкой не более пяти метров и ему тут же пододвигают кресло. Все саудовские короли – сыновья знаменитого создателя Саудовского королевства Ибн Сауда – крупные люди, которые после 70 лет страдают тяжелыми заболеваниями позвоночника. Кроме того, именно Салман Абдель Азиз Аль Сауд потратил много сил, последние 10 лет управляя Саудовской Аравией от имени своего брата, тогдашнего немощного короля Абдаллы, тоже страдавшего заболеванием позвоночника. Сейчас здоровье нового короля оставляет желать лучшего, и не случайно Вашингтон, используя свой авторитет и влияние, заставил его назначить нового наследного принца, будущего короля.

И можно добавить, что саудовский король не является хорошим переговорщиком и правит королевством только посредством средневековых законов, что в нынешнем мире является абсолютным нонсенсом. Правда, это вполне удовлетворяет так называемые демократические США, которые посредством ракет меняют формы правления во многих государствах мира, но только не в средневековой Саудовской Аравии. Так и хочется напомнить нынешним «демократическим» правителям Вашингтона пословицу: «Скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты».

Именно будущий саудовский король Мухаммед ибн Наиф возглавил саудовскую делегацию, что вполне удовлетворило нынешнюю администрацию США. Ведь именно он имеет с официальным Вашингтоном прекрасные деловые связи до такой степени, что это позволило иранской газете Tehran Times написать: «Другими словами, новый наследный принц – не только продукт влияния Запада, но и опытный специалист в области жандармерии и наведения внутреннего порядка в королевстве». Другой член делегации – это сын нынешнего короля, 29-летний Мухаммед бин Салман, который сейчас руководит военной операцией против йеменских повстанцев, получит на переговорах хорошую практику.

Однако общую делегацию возглавил никто иной, как эмир государства Кувейт шейх Сабах аль-Ахмед аль-Джабер Аль Сабах. Несомненно, что на всем арабском пространстве это самый опытный дипломат и переговорщик. Он почти в течение 40 лет был кувейтским министром иностранных дел, а став эмиром, участвовал и нередко возглавлял большинство переговоров, которые вели арабы как между собой, так и на внешней арене. Именно для него вести переговоры с сильными мира сего и получать максимальный результат обычное дело.

На переговорах в Кэмп-Дэвиде арабская сторона намеревалась, как отмечает мировая пресса, чтобы администрация Б. Обамы избавила бы их от тревоги по поводу Ирана. В связи с этим, они предполагали подписать некий договор с Вашингтоном о взаимной обороне, аналогичный тем, что действуют между США и Японией, а также между США и Южной Кореей. Такой договор обязал бы Америку защищать арабские государства Персидского залива от возможной агрессии Ирана. Однако Белый дом посчитал, что не сможет заручиться поддержкой данного договора конгрессом США, и поэтому такой вариант не прошел.

Однако Барак Обама заверил своих арабских союзников, что поддержание безопасности в регионе и сохранение его территориальной целостности США считают одной из первоочередных своих задач. Ради мира и процветания региона, в чем, как заверил Барак Обама, американцы глубоко заинтересованы, Вашингтон готов не только помочь союзникам разработать собственную систему противоракетной обороны (в том числе систему раннего предупреждения), но и ускоренными темпами провести передачу вооружений и предоставить инструкторов для подготовки пограничников и спецназа. Будет увеличено и количество совместно проводимых учений, и за все это США получать колоссальные дивиденды. Подтвердив готовность защищать союзников от любого внешнего вторжения, Барак Обама пообещал заодно максимально противостоять «дестабилизирующей деятельности Ирана».

Предвосхищая опасения лидеров государств Аравийского полуострова, президент США сообщил, что ядерная сделка с Ираном, которую по-прежнему стремятся заключить США, не будет представлять для стран залива никакой угрозы и не внесет дополнительной дестабилизации. И судя по всему, президенту Б. Обаме удалось убедить ССАГПЗ в том, что потенциальное сотрудничество США и Ирана по ядерной программе может иметь место – это было отмечено в совместном заявлении, которое арабские лидеры также сделали по окончании саммита.

Одновременно арабская сторона явно добилась от США обещания усилить давление на президента Сирии Башара Асада. Заместитель советника президента США по вопросам национальной безопасности Бен Родс во время переговоров в Кэмп-Дэвиде заявил, что Белый дом уже «готов рассмотреть варианты установления над Сирией бесполетных зон». А ведь еще в марте госсекретарь США Джон Керри намекал на желательность неких переговорных контактов с Б. Асадом. Как видим, это уже ставшая привычной манера нынешней администрации США шарахаться то в одну, то в другую сторону, но всегда соблюдая только свои собственные интересы.

Но все же результаты арабо-американского саммита ясно показали, что США, особо не связав себя обещаниями, будут продолжать свою собственную игру в регионе Персидского залива. И видимо не случайно, в американской прессе была вновь напечатана пресловутая карта подполковника Ральфа Петерса, на которой на месте Саудовской Аравии означены три новых государства, но большая часть саудовской территории отдана Йемену и Иордании. Видимо, Вашингтон дал ясно понять своим арабским «друзьям», от поставок нефти которых он зависит все меньше и меньше, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».