EN|FR|RU
Социальные сети:

О проблемах развития КНР. Часть 5

Константин Пензев, 13 января 2013

white_lotus_rebellionПроблемы внутриполитической стабильности §2.

При рассмотрении вопроса о внутриполитической стабильности КНР следует различать реальные проблемы развития китайского общества и конфликты, навязываемые этому обществу извне посредством «оранжевой» его части.

Несомненно, тибетский сепаратизм и неурядицы с уйгурами в Синьцзяне имеют под собой собственные основания, безотносительно политики третьих стран. Их специфика состоит в том, что они используются правительственными кругами США и ЕС для давления на руководство КНР. Между тем, проблема низкого жизненного уровня китайских трудящихся данные круги совершенно не занимает. Почему? Потому что низкая заработная плата в производственном секторе экономики КНР обеспечивает США и ЕС приток дешевых потребительских товаров и высокий уровень жизни западного общества.

Наряду с темой тибетского и уйгурского сепаратизма, в западных СМИ активно обсуждается тема движения Фалуньгун.

Вообще-то, с тем же успехом, с каким общество Фалуньгун зачастую называют «сектой», «культом» или даже религией, назвать сектой можно и Международную федерацию гимнастики. Практикующие учение Фалунь Дафа заявляют, что это — не религия и не политическая организация. Они утверждают, что последователи учения не должны оставлять материальное имущество, работу или семейную жизнь. Их целью является постепенное избавление от эгоистичных желаний.

Фалунь Дафа обучает технике медитации при помощи упражнений для улучшения физического здоровья, а также нравственной и духовной чистоты (так утверждается на официальном сайте организации). Догматика учения представляет собой смешение постулатов буддизма, даосизма и народной философии, а «физическая» же его часть основана на гимнастике цигун. Короче говоря, ничего такого, что выходило бы за рамки воззрений, принятых в традиционном ханьском обществе. Почему же руководство КПК так неодобрительно относится к обществу Фалуньгун?

Простого ответа здесь нет. Тем не менее, попробуем понять логику китайского правительства.

Как у всякого учения подобного рода, у Фалунь Дафа есть отец-основатель — Ли Хунчжи. Сейчас он проживает в США. Почему именно в США, а не, к примеру, в Бразилии, ответить несложно. Как правило, большинство правозащитников и борцов с режимами, после того как их изгоняют из страны проживания, отсиживается либо в США, либо в Великобритании. О том, что Ли Хунчжи принадлежит к правозащитному сообществу, свидетельствует следующий факт. Кандидатура Ли была номинирована 28 членами Европейского парламента на Сахаровскую премию за свободомыслие (the Sakharov Prize for Freedom of Thought) 2001 г. Премию отец-основатель учения Фалунь в этот год не получил, но в будущем, возможно, получит. Его позиции в этом вопросе несколько крепче, чем у девочек из группы «Кошачий бунт». Последних номинировали в прошлом году, но премии также не дали.

В учении Фалунь Дафа нет ничего антиправительственного. В нем не содержится лозунгов об изменении существующего политического строя и переделе собственности. Подавляющее большинство последователей Фалунь Дафа являются добропорядочными китайскими гражданами, которых китайское правительство преследует, сажает в тюрьмы и вырезает различные внутренние органы на продажу. Во всяком случае так утверждает информационная служба организации (https://www.faluninfo.ru/). Проблема, однако, может состоять в следующем.

Насколько масса рядовых последователей учения Фалунь осведомлена о планах руководства организации? К примеру, Ватикан не обсуждает некоторые аспекты своей политики с миллионами христиан не только во всем мире, но и среди самих католиков. Разве у руководства Фалуньгун не может быть своих маленьких секретов, которыми оно не спешит поделиться с населением Китая и руководством КПК?

Как известно, до конца 90-х гг. прошлого века правительство КНР относилось к движению Фалуньгун вполне доброжелательно. Никто не мешал Ли Хунчжи ездить по всей стране и пропагандировать цигун и идеи духовного совершенствования. Так, с мая 1992 по декабрь 1994 гг. мастер Ли провёл по всей стране 54 семинара с общей аудиторией в несколько сотен тысяч человек. В январе 1995 г. книга «Чжуань Фалунь» была опубликована издательством китайской Радио- и Телевещательной компании. В 1996 г. эта книга оказалась в списке бестселлеров по версии молодежного издания Beijing Youth Daily. Китайские коммунисты в это время не предпринимали попыток заточить учителя Ли в концлагерь и вырезать у него из организма какой-нибудь орган.

В конце 90-х ситуация изменилась. По утверждению информационной службы Фалуньгун, массовость и стремительный рост популярности организации вызвали зависть у бывшего тогда главы Китая Цзян Цзэминя. Товарищ Цзян уже не стоит во главе КНР, но зависть его (очевидно, самая черная) действует и сегодня.

Официальная точка зрения правительства КНР на деятельность общества Фалуньгун такова: эта организация под маской религии подрывает религиозные устои, наносит вред физическому и духовному здоровью рядовых граждан, а также подстрекает и организует незаконные сборища и нападения на важные государственные учреждения и органы печати и жилища граждан1.

Очевидно, что как лидеры Фалуньгун, так и китайские власти не говорят ничего кроме правды и одну только правду. Но не всю.

Дело в том, что ознакомление с китайской историей и нравами ханьского общества позволяет уяснить роль тайных организаций в политической жизни Китая. «Тайными» их можно назвать с некоторой долей условности, поскольку многие из них имели вид массовых движений. К примеру, китайский историк У Хань в книге «Жизнеописание Чжу Юаньчжаня» (первого императора Мин) описывает ту роль, которую сыграли в крушении династии Юань тайные секты вроде Белого Лотоса, пропагандировавшие учение Майтрейи.

5006_1После того как главой секты Белого Лотоса стал Шаньтун, он разослал людей, чтобы те предсказывали большую смуту в Поднебесной, говорили о явлении в мир Майтрейи и князя Света. Шаньтун собирал силы и готовил восстание. Целью секты стала борьба против династии Юань. Восставшие верующие, чтобы отличаться от армии юаньской династии, обматывали голову красными платками, и современники называли их «войском красных повязок». Они поклонялись Майтрейе и потому назывались еще сектой Майтрейи.

Результатом национально-освободительной борьбы Белого Лотоса стала многолетняя гражданская война и гибель многих сотен тысяч жителей Поднебесной.

Последнее тысячелетие нашей эры ханьский Китай большую часть времени находился под управлением завоевателей (династии Юань и Цин). Данное обстоятельство вынуждало ханьцев искать иные способы национальной организации, нежели государство. Зачастую подобными организациями становились различные секты, доктрины которых так же, как и доктрина Фалуньгун, основывались на привычных для китайского народа постулатах буддизма и даосизма.

Между тем, дело здесь не в буддизме как таковом и вообще не в религии и философии. Китайское правительство прекрасно понимает, какую роль в дестабилизации развития государства КНР может сыграть массовая организация, к тому же находящаяся под иноземным контролем. В том же, что руководство организации Фалуньгун находится под контролем правительственных органов США, каких-либо особых сомнений нет.

Пензев Константин Александрович, писатель-историк, обозреватель Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».