EN|FR|RU
Социальные сети:

Египет: важная веха в политике изменения климата

Виктор Михин, 14 ноября

В Шарм-эш-Шейхе (Египет)  в период с 6-18 ноября пройдет  Конференция Организации Объединенных Наций по изменению климата (COP27), которая положит начало серии переговоров и обсуждений, направленных на спасение планеты и всего живого на ней от катастрофических последствий изменения климата. На фоне неспокойной глобальной обстановки, вызванной развязанным Западом вооруженным конфликтом на Украине и другими нарастающими геополитическими кризисами, а также ухудшением экономической ситуации, сдерживающим экономический рост, повышающим цены и толкающим развивающиеся страны все дальше в пучину долгов, саммит должен найти способы борьбы с климатическим кризисом. Своего рода «путеводной звездой» для этого должно стать Парижское соглашение 2015 года, которое  является юридически обязательным международным договором об изменении климата. Оно было принято 196 Сторонами на Конференции в Париже 12 декабря 2015 года и вступило в силу 4 ноября 2016 года.

“Всеобъемлющий” означает не только различные направления действий в области изменения климата и финансирование для сокращения выбросов парниковых газов, адаптации к их последствиям и устранения потерь и ущерба, которые изменение климата нанесло биоразнообразию, природным ресурсам и общему благосостоянию общества. Это также относится к необходимости восстать против преднамеренных попыток свести устойчивость к сокращению выбросов углерода, потому что, какими бы пагубными они ни были, это не единственные выбросы, которые наносят ущерб климату. Комплексный подход также требует принятия мер по борьбе с изменением климата в рамках целей устойчивого развития (ЦУР), которые должны быть достигнуты без промедления к 2030 году, как это было обещано мировыми лидерами на специальном саммите ООН в сентябре 2015 года.

К сожалению, сегодня мир находится в худшем положении, чем семь лет назад, когда были приняты эти обязательства  в отношении действий в области изменения климата и развития. Согласно последнему докладу Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата (МГЭИК), мир продолжает в тревожной степени отклоняться от целевых показателей по сокращению выбросов. Вместо сокращения на 45% к 2030 году, наоборот выбросы увеличатся примерно на 14%.

Что касается искоренения нищеты, международное сообщество не только не смогло сократить число людей, страдающих от нее; их число увеличилось до 719 миллионов к концу 2020 года. Кроме того, в этой цифре не учитывались растущие цены на продукты питания и энергоносители после начала развязанного США и НАТО вооруженного конфликта на Украине, остаточные экономические и социальные последствия пандемии Covid-19, которые привели к тому, что еще больше людей оказались в нищете.

Но, мир не может только обвинять войну или Covid-19 в провале государственной политики, плохой работе институтов развития и растрате ресурсов, имеющихся в их распоряжении. Как предупреждал генеральный секретарь ООН перед пандемией, мир все еще не достиг цели по этой и другим целям ЦУР.

В октябре, в рамках подготовки к саммиту в Шарм-эль-Шейхе, были организованы три диалога с видными экспертами в области финансирования, развития и климатической экономики по приоритетам действий в области климата. На основе анализа этих диалогов были сделаны следующие основные выводы:

— Понятие противоречия между развитием и климатическими действиями противоречит как научным данным, так и практическому опыту. Стефан Халлегатт, старший советник Всемирного банка по вопросам изменения климата, представил доказательства того, что неспособность учитывать бедность и потребности развития при разработке и осуществлении политики действий в области изменения климата наносит ущерб, как климату, так и развитию. Он процитировал исследование пяти африканских стран, показавшее, что те, кто оказался за чертой бедности, пострадали от резкого повышения цен на продовольствие, потери доходов от сельского хозяйства, стихийных бедствий, таких как наводнения, засуха, кризисы в области здравоохранения. Напротив, комплексный подход к развитию — это тот, который увеличивает инвестиции в образование, здравоохранение, производительность сельского хозяйства и развитие инфраструктуры для поддержки производства, расширение доступа к финансовым услугам, развитие частного сектора и более эффективных систем социальной защиты. Халлегатте сказал, что инвестиции в инфраструктуру, более устойчивую к климатическим потрясениям, повысят ее стоимость в среднем на три процента; однако это принесет экономике и обществу выгоду в размере 4 долларов на каждый 1 доллар, потраченный на устойчивость.

 — Успешные действия в области изменения климата требуют интеграции финансирования и науки, а также изменений в поведении для достижения приоритетов ЦУР и, прежде всего, ликвидации крайней нищеты. Этот вывод был подтвержден исследованиями практического опыта развивающихся стран, проведенными франко-американским экономистом Эстер Дюфло, которая была удостоена Нобелевской премии по экономике за ее прикладную работу по борьбе с бедностью. По ее словам, в то время как на 10% самых богатых людей мира, проживающих в промышленно развитых странах, приходится 50% глобальных вредных выбросов, жители беднейших стран мира живут в самых жарких регионах, что делает их более уязвимыми к климатическим потрясениям, постоянно наносящим ущерб их средствам к существованию и здоровью. Соответственно, для любого справедливого перехода к экономическому режиму, который был бы лучше для климата и развития, требовалось больше инвестиций и эффективное использование исследований и разработок с использованием достижений науки и техники в сельском хозяйстве, ирригации и сохранении лесов. Дюфло привела примеры проектов в Индии и Африке, которые достигли ощутимых результатов в этих областях, и подчеркнула необходимость достаточного финансирования в сочетании с изменениями в поведении всех заинтересованных сторон.

-Фактическое ежегодное финансирование, необходимое развивающимся странам для смягчения последствий изменения климата и адаптации, по крайней мере, в 10 раз превышает ежегодное обязательство в размере 100 миллиардов долларов, которое промышленно развитые страны взяли на конференции по климату в Копенгагене в 2009 году. Известный индийский экономист Монтек Ахлувалия объяснил, что оценки суммы денег, необходимой в год для финансирования борьбы с изменением климата, значительно различаются в отчетах международных агентств, от 2,8  до 4,5 триллионов долларов, что составляет 3-4% мирового ВВП..

За исключением промышленно развитых стран и Китая, который, предположительно, способен удовлетворить свои финансовые потребности без внешней финансовой помощи, в документе было установлено, что развивающимся странам потребуется 1,3 триллиона долларов в год инвестиций в энергетику и смежные сектора. Это в 13 раз больше, чем копенгагенское обязательство в размере 100 миллиардов долларов. Однако даже значительная часть этой суммы никогда не доходила до развивающихся стран. Авторы и другие экономисты, такие как Амар Бхаттачарья,  предполагают, что половина суммы может быть профинансирована внутри страны, а другая половина должна быть получена из иностранных государственных и частных источников. Но выделение только половины из 1,3 миллиарда долларов, что в пять раз превышает обещанные 100 миллиардов долларов, требует от международных финансовых институтов беспрецедентно огромной роли в прямом финансировании и поддержке частного финансирования. Последнее предполагает дорогостоящие гарантии, чтобы развеять опасения частного сектора по поводу экономических рисков и политической нестабильности.

Вышеупомянутые вопросы, безусловно, будут подняты в Шарм-эш-Шейхе в ходе его обширной повестки дня, которую Египет, как президент COP27, разработал, чтобы быть практичным, всеобъемлющим и инклюзивным. Египетское председательство взяло на себя обязательство обеспечить выполнение участниками саммита COP27 своих обязательств. Председательство также тесно сотрудничало с пятью экономическими регионами ООН, пионерами в области изменения климата, специализированными консультативными и финансовыми учреждениями для подготовки списков проектов, заслуживающих инвестиций и финансирования. В этом процессе применялся набор объективных критериев, таких как их совместимость с приоритетами целевых обществ и их местная устойчивость.

В ближайшие дни люди со всего мира обратят свои взоры на Шарм-эш-Шейх, стремясь увидеть, сможет ли дух международного сотрудничества одержать верх над избытком политических кризисов, напряженности и разногласий, а также отсутствием доверия в современном мире. Задача спасения планеты перевешивает споры и конфликты, вызванные жаждой временных геополитических выгод и манипулированием лазейками в международном порядке, унаследованными от последствий Второй мировой войны, активно поощряемыми Западом во главе с США. Настало время уступить место более справедливым и эффективным механизмам, которые проложат путь к новому глобальному порядку, который действительно гарантирует многополярный мир, обеспечивает процветание и приносит пользу всем людям в этих быстро меняющихся условиях.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
Война Израиля с ХАМАС и ее влияние на изменение климата
Климат и продовольственная безопасность
Климатические действия, лицемерие и сомнения
На заседании COP28 нет никакого климата, только неоколониальный интерес
Разворот климатической политики Великобритании