EN|FR|RU
Социальные сети:

О визите премьер-министра Японии Ф. Кисиды в Индию и Камбоджу

Владимир Терехов, 01 апреля

IND788443

В период с 19 по 21 марта с. г. состоялась поездка премьер-министра Японии Ф. Кисиды в Индию и Камбоджу. При очевидной несопоставимости “весовых категорий” стран посещения оба этапа этой поездки составляют единое примечательное событие на современном этапе “Большой мировой игры”, в фокусе которой располагается фактор противостояния США и КНР, то есть двух ведущих мировых держав.

Камбоджу принято рассматривать в качестве союзника КНР де-факто, в то время как Индия пытается балансировать в поле сил, создаваемых всеми ведущими мировыми игроками. Делать ей это становится всё более непросто по причине сложностей в отношениях с КНР. Поэтому наблюдается определённый дрейф внешнеполитического курса Дели в сторону Вашингтона, одним из проявлений которого является членство Индии в “Четырёхсторонней конфигурации” (Quad). Другими её участниками являются Австралия, США и та же Япония.

Тренд на всестороннее сближение Токио с Дели, один из самых примечательных в современной мировой политике, обозначился со второй половины нулевого десятилетия. У него есть многовековая предыстория, примечательный этап которой связан с периодом Второй мировой войны, когда в условиях приближения войск “японских освободителей народов Азии от угнетения белыми колонизаторами” британской администрации пришлось прибегнуть к разного рода репрессиям по отношению к будущему руководству независимой Индии.

Главным же мотивом нынешнего этапа японо-индийского сближения является озабоченность (обоснованность которой вполне может обсуждаться) обоих его участников всесторонним ростом КНР. Одним из свидетельств упомянутого сближения служит факт участившихся взаимных визитов и видеоконференций высшего руководства обеих стран. Формальным поводом для нынешнего посещения Ф. Кисидой Дели послужило приближение в текущем году двух примечательных дат: 70-летия установления двусторонних дипломатических отношений и 75-летия объявления независимости Индии.

Основные итоги состоявшихся переговоров японского премьер-министра с индийским коллегой Н. Моди нашли отражение в Совместном заявлении. Тем, кто интересуются состоянием и развитием политической ситуации в Индо-Тихоокеанском регионе, имеет смысл ознакомиться с этим обширным документом.

Здесь же обратим внимание на два момента. Во-первых, в данном документе достаточно отчётливо просматривается упоминавшаяся выше тема озабоченности руководителей обеих стран ростом влияния КНР в Индо-Тихоокеанском регионе. Впрочем, прямо источник указанной озабоченности не обозначается. Но понятен, конечно, тот подтекст, который едва скрывается, например, в следующей фразе премьер-министра Н. Моди, произнесённой им в ходе заключительной пресс-конференции: “Мы договорились решительно противостоять любым попыткам в одностороннем порядке изменить силой статус-кво в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях”.

Напомним, что в ВКМ КНР претендует на контролируемые Японией острова Сенкаку/Дяоюйдао. Что же касается ЮКМ, то имеется в виду военно-хозяйственное освоение КНР расположенных здесь нескольких групп островов, на частичное или полное владение которыми претендуют также Вьетнам, Филиппины, Индонезия. Кроме того, внешние по отношению к ЮКМ страны (к которым относятся те же Индия и Япония) полагают, что упомянутое “освоение” служит угрозой свободе судоходству на одном из самых важных мировых торговых маршрутов. Как раз эта проблема подразумевается в той части Совместного заявления, где говорится о необходимости соблюдения “свободы судоходства”. Впрочем, в Пекине отрицают, что его деятельность в ЮКМ вообще служит источником каких-либо неудобств.

Второе, что заслуживает особого внимание, связано с констатацией сторонами успешной реализации масштабной программы японских инвестиций (общим объёмом в 30 млрд долл.) в экономику Индии, принятой в 2014 г., а также зафиксированное в Совместном заявлении обязательство Японии выделить в аналогичных целях 45 млрд долл. в течение следующих пяти лет.

По единодушному мнению комментаторов визита Ф. Кисиды в Индию, одна из центральных задач, решавшихся им в Дели, сводилась к побуждению индийского коллеги отойти от той нейтральной позиции, которой индийское руководство придерживается по отношению к украинскому кризису. Индия воздержалась во время прошедшего в начале марта голосования в ООН по предложенной западными странами антироссийской резолюции, а также не позволила записать нечто похожее в итоговый документ состоявшегося через несколько дней саммита “Четвёрки”. Что вызвало “разочарование” президента США Дж. Байдена.

Как полагают упомянутые комментаторы, если бы в подписанном документе украинская тема вообще не упоминалась, то сам Ф. Кисида оценил бы свой визит в Индию как неудачный. Утверждается, что эксперты обеих стран несколько дней согласовывали формулировки по данному вопросу, которые затем были изложены в пункте 10 Совместного заявления. На выходе получились фразы достаточно общего плана с выражением озабоченности “продолжающимся конфликтом и гуманитарной катастрофой” на Украине. При отсутствии в связи с этим упоминания России.

Вновь подчеркнём, что сама Япония, присоединившись к большей части антироссийских акций Вашингтона, отнюдь не обрывает экономических отношений с РФ. Ранее в НВО отмечались вполне отчётливые сигналы на эту тему, исходящие в том числе от того же премьер-министра Ф. Кисиды. Здесь же сошлёмся на результаты исследования, которое провела специализирующаяся на предоставлении сервисных услуг в области финансовых операций Teikoku Databank Ltd. Оказалось, что только 37 из 168 оперирующих на территории РФ японских компаний заявили о “приостановке” своей деятельности. При этом “ни одна из них” (то есть из упомянутых 37 компаний) не намерена пока придать процессу “приостановки” необратимый характер.

Лишний раз убеждаемся, что японцы очень толковый и сообразительный народ. Впрочем, вряд ли в этом им уступят немцы, итальянцы, французы, англичане … Что позволяет надеяться на запуск процесса (в недалёком будущем, измеряемым скорее всего месяцами) “бега наперегонки обратно в Россию” с толканием локтями между “приостановившихся”. Которым должны быть открыты объятия и сказаны слова утешения: “С кем не бывает”. Поскольку сегодня едва ли не первой жертвой всё более безумной “международной политики” является бизнес.

На все её недружественные (мягко выражаясь) акции последнего времени по отношению к РФ, самой контрпродуктивной была бы реакция обиженного ребёнка: “Злые вы все, потому ухожу из вашей песочницы”. Популярная сегодня категория “самодостаточность” имеет весьма относительный характер, поскольку никто и никогда не производил “всё”. В то время как с категорией “международное разделение труда” связан один из крупнейших позитивных итогов развития человечества. Полный отказ от которого чреват гораздо более серьёзными рисками, чем последствия “нечестного поведения” тех или иных его участников. От извлечения связанных с этой категорией выгод не отказывался СССР во времена едва ли менее жёсткой международной блокады.

Возвращаясь к обсуждаемой зарубежной поездке японского премьер-министра, кратко остановимся на втором её этапе, то есть на визите в Камбоджу. Обратим прежде всего внимание на то, что Камбоджа является одной из десяти стран субрегиона Юго-Восточной Азии, образующих береговую зону ЮКМ, озабоченность ситуацией в котором (ещё раз напомним) была выражена в том же японо-индийском Совместном заявлении.

Во-вторых, Камбоджа в 2022 г. выполняет председательские функции в региональной ассоциации АСЕАН, в которую входит та же десятка стран ЮВА. Хотя сама эта председательская должность носит в основном церемониальный характер, но роль АСЕАН в региональных (и мировых) делах непрерывно возрастает. Все мировые игроки при любом подходящем случае считают необходимым выразить своё позитивное отношение к этой Ассоциации.

В-третьих, вновь отметим, что из всех стран-участниц АСЕАН Камбоджа является самым надёжным политическим партнёром КНР в критически, повторим, важном субрегионе ЮВА.

Не менее важен он и для Японии. В целях укрепления позиций в одной из стран данного субрегиона японский премьер-министр на встрече с камбоджийским коллегой Хун Сеном пообещал выделить кредит на сумму в 378 млн долл., а также оказать помощь через некоторые международные программы объёмом в 50 млн долл.

В заключение в очередной раз отметим, что на характер развития ситуации в ИТР возрастающее влияние оказывает состояние дел в конфигурации “КНР-Индия-Япония”. Разной сложности проблемы наблюдаются в отношениях у первой из этих ведущих стран Азии с двумя другими.

Особую роль в процессе разрешения неурядиц в обозначенном треугольнике могла бы сыграть Россия.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интеренет-журнала “Новое Восточное Обозрение”.