EN|FR|RU
Социальные сети:

Зачем Южной Корее авианосец?

Константин Асмолов, 15 февраля

SKR342341

Продолжая темы предыдущего материала, поговорим об иных военных программах Южной Кореи, имеющих отнюдь не оборонительный характер.

Авианосец

С конца 2020 г. южнокорейские ВМС продвигают проект принятия на вооружение лёгкого авианосца водоизмещением 3000 тонн, несмотря на споры по поводу его эффективности. Как сообщало агентство Ёнхап, во время закрытого заседания под председательством главы Объединенного комитета начальников штабов генерала Вон Ю Чхоля, решение было принято, и, по словам источника из минобороны, «соответствующие ведомства начнут разрабатывать основные стратегии и проводить технико-экономическое обоснование».

Какими будут самолеты для авианосца, пока не известно, но макет показывал корабль с девятью истребителями F-35B Joint Strike, — эта версия истребителя F-35 может выполнять взлеты без использования палубной катапульты и не прибегая к вертикальному взлёту. Он же является единственной моделью со стелс-технологией, которая входит в перечень требований военных. Скорее всего, их и закупят, числом около двадцати, но пока заявлено, что «число необходимых истребителей вертикального взлёта и посадки, план приобретения и точный тип самолётов будут определены в соответствии с графиком строительства лёгкого авианосца».

Ориентировочная стоимость проекта — 2 триллиона вон ($1,74 миллиарда) + еще столько же на приобретение самолетов вертикального взлета и посадки. На нынешнем этапе ставится цель приступить к базовому проектированию, чтобы принять авианосец на вооружение примерно в 2033 году. Из 52,8 трлн вон оборонного бюджета на 2021 год на исследования по проекту легкого авианосца Южная Корея выделила 100 млн вон.

Точнее, в этом году на базовый проект первоначально планировали потратить 10,1 миллиарда вон ($9,3 миллиона), но Министерство экономики и финансов сократило сумму до 100 миллионов вон на контракты, охватывающие исследования и проведение дебатов.

Чем объясняют необходимость создания корабля такого типа?

Первая группа аргументов касается противостояния КНДР. Авианосец даст Южной Корее возможность атаковать Север с других направлений, кроме как атака через ДМЗ. Встав в Японском или Желтом море, он сможет запускать F-35Bs в КНДР с запада или востока. При этом он будет неуязвим от диверсантов или ракетной артиллерии КНДР, направленной в иную сторону. Что же до атаки с подводной лодки, то «подводные силы Северной Кореи многочисленны, но устарели и легко обнаруживаются» (военные забыли про собственный миф о невидимой лодке, утопившей корвет «Чхонан»?).

Но куда интереснее вторая группа аргументов, в рамках которой открыто ссылаются на прогнозы об усугублении территориальных споров с соседними странами, историческую вражду с Японией и то, что в 2021 г. КНР и Япония планируют ввести в эксплуатацию новые авианосцы, причём для Китая это второй подобный корабль, а Япония еще 2018 году объявила о своем намерении преобразовать два своих вертолетоносца-эсминца класса «Идзумо» в корабли, способные нести самолеты, и объявила о планах приобрести 42 F-35Bs. Как заявил начальник штаба ВМФ Пу Сок Чжон, «мы считаем, что в будущем необходимо активно реагировать на угрозы со всех направлений». В этом контексте «ракетные силы Китая, которые могут наносить удары по военным базам вдоль и поперек Корейского полуострова, получат в лице авианосца проблему».

Противники этой инициативы считают, что РК уже опоздала с данным проектом, поскольку его реализация может занять более десяти лет, а за это время подводный флот Севера может существенно улучшиться.

Кроме того, с учётом проведения учений, необходимости ремонта и ротации экипажей, необходимо принять на вооружение минимум два-три таких корабля: один находится на патрулировании, один готовится, один, вернувшийся, находится в доке на обслуживании.

Наконец, авианосец — это чрезмерная сила в противостоянии с КНДР и малоэффективная в возможном конфликте с соседними государствами. Тем более что Южная Корея находится под защитой Соединенных Штатов, которые имеют более мощные и передовые авианосцы. Как отметил профессор международной политики глобального университета Хандонг Пак Вон Гон, «борьба с растущими военными угрозами со стороны соседних стран, таких как Китай или Япония, как утверждают сторонники проекта, — это область, которая должна решаться через военный союз между Южной Кореей и США, а не путем разработки местного авианосца».

Истребители-невидимки по кличке «рыцарь свободы»

Теперь поговорим про истребители-невидимки пятого поколения F-35 вообще. Южная Корея начала получать их с марта 2020 года, а в 2021 г. РК намерена закупить у США еще 40 F-35, половина из которых будет в палубной модификации с вертикальным взлетом. Ориентировочная стоимость сделки — почти семь миллиардов долларов. Таким образом, всего Южная Корея будет иметь 80 истребителей F-35, включая двадцать, которые будут размещаться на первом авианосце Республики Корея (РК).

И хотя поставки истребителей столкнулись с некоторыми проблемами из-за пандемии и нехватки помещений для их хранения, на 20 октября 2020 г. в РК из США прибыли в общей сложности 24 истребителя.

Проект KF-X

Кроме поставок истребителей из США РК намерена завести собственный стоимостью 8,8 трлн вон ($7,3 млрд). Разработка KF-X началась в декабре 2015 года, а 3 сентября 2020 г. в Корейском агентстве оборонного развития сообщили, что Корейская аэрокосмическая корпорация (KAI), которая занимается данным проектом, приступила к заключительному этапу сборки. Ожидается, что прототип будет готов в первой половине 2021 года, после чего в течение пяти лет KF-X будет проходить наземные и лётные испытания. Проект планируется завершить к 2026 году.

KFX разработан для замены устаревающих самолетов F-4 и F-5. Самолет имеет внешнее сходство с F-35A пятого поколения и рассчитан на полет с максимальной скоростью 1,81 Маха, при этом его дальность полета достигает 2900 километров. При максимальной полезной нагрузке в 7 700 килограммов истребитель сможет нести несколько типов ракет класса «воздух-воздух», таких как немецкая IRIS-T и активная радиолокационная управляемая ракета Meteor Европейского разработчика MBDA.

Истребитель будет оснащен усовершенствованной активной электронно-сканирующей радиолокационной системой (AESA) собственного производства, прототип которой был объявлен в августе 2020 г.

Кроме того, во многом под данный проект немецко-шведская оборонная компания Taurus Sytems GmbH надеется совместно с Южной Кореей разработать крылатую и «противобункерную» ракету воздушного базирования Taurus K-2 для уничтожения радиолокационных станций и других ключевых объектов в Северной Корее.

31 января 2020 г. СМИ сообщили, что Южная Корея находится на завершающей стадии сборки прототипа первого в стране отечественного истребителя, который, как ожидается, будет представлен в апреле 2021 г., и автор задается вопросом, против кого все это направлено – ведь формально, президент Мун так любит говорить о мирном процессе?!

Вариантов объяснения несколько, и ни один из них не характеризует Сеул с хорошей стороны:

  • Мун кидает военным кость, чтобы те не выступали против его политики. Долговременные проекты, на которые выделяются большие деньги, — хорошая питательная среда для армейской коррупции.
  • Все разговоры о мирном процессе — ложь, а стратегия уничтожения КНДР никуда не делась. С точки зрения не заявлений, а фактов Мун вкладывается в уничтожение Севера еще больше, чем консерваторы, а разговоры нужны для того, чтобы держать имидж.
  • Националистический миф, лежащий в основе идеологии РК, подталкивает ее к конфликту с соседями, и авианосец заводится против Японии или Китая.
  • Неумное и некомпетентное руководство тратит деньги на сугубо статусный и никому не нужный проект. Главное – «чтобы было».

Вообще же, южнокорейская оборонная промышленность может похвастаться не только этим – есть и более реалистичные проекты, и военное сотрудничество не только с США. Но об этом уже в следующих материалах.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».