Первая половина декабря ознаменовалась знаковыми событиями в вопросах дальнейшей евразийской интеграции.
7 декабря на специальной площадке для деловых переговоров «К Большой Евразии через сопряженность государств, бизнеса и людей», которую организовали Евразийский банк развития (ЕАБР) и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) в рамках Первого Евразийского конгресса прошло заседание представителей ЕАЭС и Китая. Глава китайской делегации — заместитель министра коммерции КНР Юй Цзяньхуа внёс ряд весьма интересных предложений, направленных на расширение сотрудничества с государствами ЕАЭС. В частности, он предложил добавить его технико-экономическим обоснованием, чтобы заработало соглашение о зоне свободной торговли между Китаем и ЕАЭС. Внедрение подобного формата, безусловно, позволит обеспечить взаимное развитие всех сторон процесса, укрепит принципы мировой торговли, упрочит двусторонний диалог, подведет стандарты к единому знаменателю. Совместная комиссия по реализации соглашения между ЕАЭС и Китаем поможет применить меры, которые упростят организацию международной торговли с использованием электронной коммерции для налаживания бесперебойных поставок товаров.
Участники совместного заседания по инициативе китайской делегации обсудили и другое предложение — о создании «стального каравана Евразийского континента» по организации совместных логистических и складских центров в виде сети международных железных дорог, которые охватят евразийское пространство путями сообщения для грузоперевозок, позволят активно строить экономические коридоры, наподобие Нового евразийского моста. Как особо подчеркнул Юй Цзяньхуа, чтобы торговые связи между КНР и ЕАЭС укреплялись и выгоду от этой инициативы почувствовали все участники процесса, необходимо отладить «зелёные» коридоры для грузов, усовершенствовать и ускорить таможенное оформление в портах приграничных зон.
Современная Центральная Азия представляет собой инфраструктуру, на основе которой можно наладить широкий спектр возможностей взаимодействия на всём континенте. Поэтому участниками заседания были активно обсуждены все предложения по усилению интеграции. Глава Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, управляющий Международного финансового центра «Астана» Кайрат Келимбетов, в частности, указал, что на территории стран региона легко создать платформу взаимодействия, обеспечивая, например, выход к морю тем странам (и Казахстан здесь самый яркий пример), которые его не имеют.
Во время заседания Постоянный представитель России при Евросоюзе Владимир Чижов отметил, что вскоре может измениться расстановка мировых игроков. Такие процессы являются естественными, а значит, и эволюция Большой Евразии способна сформировать один из полюсов.
Другим важным региональным событием, с точки зрения дальнейшей евразийской интеграции, стало состоявшееся 11 декабря в онлайн-формате заседание Высшего Евразийского экономического совета (ВЕАЭС), которое прошло с участием не только лидеров стран евразийской «пятерки», но и глав государств-наблюдателей в Союзе (Молдовы) и претендующих на этот статус (Узбекистана, Кубы). Повестка дня включала свыше 20 вопросов, впрямую касающихся решения проблемных интеграционных вопросов и экономической поддержки стран-участниц, где пока сохраняется сложная социально-экономическая ситуация, в частности, в Армении и Киргизии.
В интеграционной части повестки заседания ВЕАЭС был поддержан проект стратегических направлений развития евразийской интеграции до 2025 года, предусматривающий завершение формирования общего рынка товаров, услуг, капитала, рабочей силы, а также единого цифрового пространства. Эти направления нацелены на то, чтобы стимулировать рост экономик государств экономического объединения и повысить благосостояние и качество жизни граждан.
Одним из главных событий состоявшегося ВЕАЭС, помимо утверждения Стратегических направлений развития интеграции до 2025 года, стало получение статуса наблюдателя при ЕАЭС Узбекистаном и Кубой.
Статус государства-наблюдателя предусмотрен ст.109 Договора о ЕАЭС, согласно которому представители государства, имеющего такой статус, могут присутствовать по приглашению на заседаниях органов ЕАЭС без права участия в принятии решений и получать принимаемые органами союза документы, не носящие конфиденциального характера.
Напомним, что ЕАЭС функционирует с 1 января 2015 года и его участниками являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. В 2020 году в органах ЕАЭС председательствует Белоруссия. Молдова с мая 2018 года является наблюдателем при ЕАЭС. ЕАЭС является исключительно экономическим объединением.
Свои отношения со странами ЕАЭС Узбекистан развивает уже давно. В результате указанных усилий общий товарооборот с 2016 по 2019 год вырос в два раза: с $4,5 миллиардов долларов до более чем $9 миллиардов. Сегодня уже одна треть внешней торговли Узбекистана приходится на страны Евразийского экономического союза, а по сельхозпродукции вообще превышает 75 процентов.
Вступление Узбекистана в ЕАЭС стало следствием продолжения политики властей республики и лично ее президента Шавката Мирзиеева на максимальную открытость экономики страны и использование ее транспортно-логистических коридоров. В результате сегодня общий рынок более чем 180 миллионов потребителей ЕАЭС все больше становится одним из основных для продукции из Узбекистана и кладет начало для более тесного сотрудничества и взаимной кооперации на евразийском пространстве. Статус наблюдателя позволит Узбекистану еще лучше адаптировать возможности своей экономики под требования общего рынка ЕАЭС и позволит дополнительно увеличить долю на нем узбекских производителей и поставщиков.
Такой же статус страны-наблюдателя в Евразийском экономическом союзе предоставлен Кубе. Таким образом, происходит расширение не только экономического, но и геополитического пространства ЕАЭС. Этот новый статус в рамках ЕАЭС позволяет Кубе углубить взаимодействие и экономические связи не только в рамках уже существующих с Россией и Белоруссией, но и с другими государствами-членами ЕАЭС. Куба нуждается в увеличении экспорта на мировые рынки, особенно товаров и услуг, связанных с ее медицинским кластером. Основной отраслью кубинской экономики является сахарная промышленность, основной сельскохозяйственной культурой — сахарный тростник. Сейчас кубинская экономика переживает двойной шок: пандемию COVID-19 и усиленные санкции США. В 2020 г. экономика сократится впервые за 26 лет. Правительство выдвинуло экономическую стратегию, направленную на открытие Кубы в качестве безопасного места для международных путешественников, стимулирование внутреннего производства продовольствия и ускорение экономических реформ. Поэтому более тесное сотрудничество Кубы с ЕАЭС в значительной степени может, по убеждению властей Республики, решить многие сегодняшние экономические проблемы этого государства.
Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».