EN|FR|RU
Социальные сети:

Пропагандистская война Британии

Владимир Одинцов, 17 декабря

BRT

На фоне уже явного провала переговоров по «цивилизованному Брекситу», объявленного британскими СМИ национального бедствия из-за смертельно косящего жителей королевства коронавируса и нашествия крыс, нынешняя политическая элита Британии в качестве «соломинки» для своего выживания выбирает не решение важнейших для страны социальных проблем, а дальнейшее развязывание пропагандистской войны с внешними политическими противниками

Во время кризиса слухи и ложная информация распространяются особенно быстро. Это известно многим, особенно в Британии, сделавшей уже давно главный национальный бизнес из фейковой информации и распространения русофобии. И об этом написано много самими британцами, взять, хотя бы, книгу «Тайные операции английской разведки» Джонатана Блоча и Патрика Фитцджеральда или статью Санчит Берг «Как Британия распространяла фейковые новости» на сайте BBC.

«Когда люди испытывают чувство неуверенности и страха, они пытаются получить максимальное количество информации, чтобы лучше оценить ситуацию, — подчеркивает профессор Кейт Старберд, изучающая кризисную информатику и кризисную коммуникацию в Вашингтонском университете. — Раньше было тяжело узнать хотя бы что-то. Сегодня же можно узнать больше, чем нужно, проблема заключается в избытке информации».

Британские СМИ активно используют все это и имеющиеся для распространения дезинформации и выгодной для нынешней политической элиты королевства пропаганды широкие технические возможности Интернет и социальных сетей, усиленно стремятся изобразить королевство сторонником благородных идей, вроде прав человека и демократии. Однако расследования проекта «Рассекреченная Великобритания» южноафриканского издания Daily Maverick наглядно показывают, насколько общественность дезинформирована о внешней и военной политике Британии.

Взять, хотя бы, ключевую британскую политику на Ближнем Востоке: в национальной прессе она либо недооценивается, либо вместо объективного информирования населения делается акцент на дезинформации. В частности, многие аспекты британских отношений с Саудовской Аравией, несмотря на особую близость этих стран, умышленно умалчиваются. Хотя Саудовская Аравия — ближайший военный союзник и оружейный клиент Великобритании, однако составляющие этого партнерства в основных средствах массовой информации королевства умалчиваются, особенно — губительное для мирного населения Йемена использование Эр-Риядом закупленного в Британии и использованного в военных действиях в этой стране оружия. Даже исследование, посвященное обширной и пагубной роли Британии в йеменской войне, независимых исследователей Майка Льюиса (Mike Lewis) и Кэтрин Темплар (Katharine Templar) получило огласку в 2018 году лишь в альтернативных СМИ. Позиция британских СМИ, стремящихся не показывать реальное участие королевства в йеменской войне, явно рассчитана на то, чтобы избежать юридических обвинений в совершаемых военных преступлениях.

Особенно отчетливо раскручивание Британией информационной войны в последние годы стало просматриваться в действиях в Сирии, где военные инструменты смены существующей власти, создание и укрепление оппозиционных сил и даже террористических формирований в виде Аль-Каиды и ДАИШ (оба формирования запрещены в РФ – ред.) уже много лет не приносят Лондону и Вашингтону ожидаемого ими результата.

Ставшие в последнее время достоянием гласности документы показывают, как британское правительство разработало и создало изощренную пропагандистскую сеть, которая стимулировала поддержку Западом политической и вооруженной оппозиции в Сирии, а западные информационные агенты-посредники на западных СМИ, как на скрипке, тщательно создавали нужный им англоязычный и арабоязычный информационный фон при освещении войны в Сирии. Расследование американского сайта The Grayzone показывает: и западная, и арабская публика стали объектами медиаманипуляции за счет налогоплательщиков Британии, ЕС и США. Опубликованный изданием по этому вопросу массив документов состоит в основном из материалов, подготовленных под руководством британского Министерства иностранных дел и по делам Содружества (МИД Британии), все упомянутые в документах фирмы подписывали контракты с правительством Британии, получая деньги от правительства США и западноевропейских стран. Британский МИД и военные разрабатывали планы по ведению всесторонней информационной войны против Сирии, а в целях создания инфраструктуры, способной обеспечить этот пропагандистский блицкриг, Лондон оплачивал услуги целого ряда государственных подрядчиков, в том числе ARK, The Global Strategy Network, InCoStrat, Albany.

Так, ARK в одном из документов сама признала, что сыграла главную роль в разработке основ политической концепции для сирийской оппозиции, обучала сирийских оппозиционеров всех уровней информационной войне, «проводя с сирийскими активистами соцсетей семинары-инструктажи, а также разрабатывая с высокопоставленными членами Национальной коалиции информационную концепцию». Эта фирма наводнила Сирию оппозиционной пропагандой. «Продукция ARK, продвигающая приоритеты правительства ее Величества посредством изменения отношения и поведения, выходит в эфир почти каждый день на панарабских каналах», — похвалилась эта фирма. В своем отчете для британского МИД, ARK особо подчеркнула свою центральную роль в проведении операции по созданию «Белых касок» и раскручивании информационной войны с официальным Дамаском.

В другом ставшем достоянием гласности документе говорится о том, как фирма ARK, пользовавшаяся поддержкой Британии, в 2011 году сотрудничала с подрядной организацией «Tsamota», создавая так называемую Сирийскую комиссию по правосудию и подотчетности, которая в 2014 году сменила название и стала называться Комиссией по международной справедливости и подотчетности. Сайт Grayzone разоблачил эту комиссию, показав, что она является организацией по смене режимов, финансируемой западными странами, а ее приверженцы сотрудничали с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ) и другими экстремистами. Цель сотрудничества была в том, чтобы вести боевые действия против сирийского правительства под прикрытием международного права.

Еще многое, отнюдь не лестное, можно было бы написать об участии британских СМИ в развязывании выгодной нынешней политической элите королевства информационной войны и пропаганды. Но очень хорошо недавно о «пропагандистском парке» Британии сказало французское издание Le Figaro: «Они называются  The Sun, The Mirror, The Daily Mail, The Daily Express… Все вместе они образуют семейство английских таблоидов, вульгарную, аморальную, агрессивную и даже жестокую группу».

Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».