EN|FR|RU
Социальные сети:

Иран на пути борьбы против США

Виктор Михин, 27 июля

IRN34234

14 июля исполнилось пять лет со дня заключения Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), или иранской ядерной сделки, с которой мировое сообщество связывало многие свои надежды на значительное оздоровление ситуации в регионе всего Ближнего Востока.

Считалось, что четкое выполнение Тегераном этого важного документа сможет в какой-то мере затушевать искусственно нагнетаемую вражду между суннитскими государствами во главе с Саудовской Аравией и шиитским Ираном. Однако практика показала, что на сегодняшний день исполнение СВПД происходит на мрачном и унылом фоне. Спустя годы, когда историки будут рассказывать о том, что произошло в эту эпоху, они, вероятно, отметят зарождающийся конец СВПД как начало упадка многосторонности и серьезный удар по интегрированной европейской внешней политике. Президент Дональд Трамп своими неуклюжими действиями по одностороннему и неправомочному выходу США из СВПД нанес колоссальный удар по надеждам народов мира.

Следует особо отметить, что благодаря этой ядерной сделке Европа сумела достичь того, что считалось немыслимым для нее, чей авторитет как субъекта внешней политики подвергался и подвергается сомнению многими. В этом смысле СВПД создал замечательный импульс для многосторонности в целом и, с европейской точки зрения, решающий поворотный момент в дипломатии нераспространения. Заключение СВПД, однако, положило начало другой столь же сложной работе: его успешному осуществлению, причем европейцы выполняли роль координаторов и участников.

Видимо, следует сказать, что сохранение СВПД для Европы равносильно отстаиванию ее основных внешнеполитических ценностей, закрепленных в ее учредительных договорах и отраженных в стратегиях ЕС в области безопасности и нераспространения. В пятую годовщину заключения СВПД и, вероятно, в последнюю, пришло время вернуться к тому, как Европа сыграла свою роль в ядерном соглашении и как она будет развиваться. Как известно, трансатлантические связи исторически были неотъемлемым элементом европейской политики. В начале 2000-х годов разногласия, возникшие в результате формирования коалиции “желающих”, раскола европейцев и США по поводу иракской войны, создали беспрецедентную разобщенность между двумя берегами Атлантики. На этом фоне европейцам удалось занять место модератора начавшихся в 2003 году переговоров по поиску согласованного и многостороннего решения так называемого иранского ядерного кризиса.

Тогда европейские СМИ писали, что посредством ядерных переговоров ЕС стремился продвигать совместные интересы безопасности в целях заявить о себе как о главном игроке во внешней политике и укрепить триаду Франция-Германия-Великобритания, которая была ослаблена разногласиями по поводу иракской войны 2003 года. В этом контексте трансатлантическая координация была необходима для европейской ядерной дипломатии с Ираном. В этом смысле то, как Европа ведет себя по отношению к СВПД, особенно сейчас, в нынешних условиях, определяет судьбу ее стремления к внешнеполитической интеграции в ближайшие годы и безвозвратно определит, каким игроком она стремится быть на международной арене.

Заключение СВПД действительно стало уникальным достижением для многосторонности, придало огромный импульс дипломатии и мирному урегулированию споров. Поэтому то, как ЕС реагирует на издевательства США, которые намерены уничтожить СВПД и в конечном счете показать, что Европа — ничто без США, является эталоном, демонстрирующим степень независимости внешней политики ЕС и его будущую роль в поддержании многосторонности и международной безопасности.

В конце концов, именно США несут ответственность за нынешнее положение дел в области невыполнения СВПД. Наращивание незаконного давления на Иран, который проявлял огромное терпение в течение долгого года в надежде работать в рамках СВПД, чтобы найти решение, никому не принесет пользы. Принятие дополнительных мер, выходящих за рамки СВПД, также не поможет спасти ядерное соглашение; императивы сохранения ядерного соглашения были четко сформулированы Тегераном. Все, что остается сделать, это прислушаться к голосу разума, сохранить многосторонний импульс и противостоять экстремистским выходкам администрации Д.Трампа.

В настоящее время борьба разворачивается вокруг возможного снятия эмбарго с Ирана на поставки оружия. Следует напомнить, что Резолюция 2231 Совета Безопасности ООН, которая закрепила ядерное соглашение 2015 года между мировыми державами и Тегераном, предусматривает снятие эмбарго на поставки оружия Ирану, начиная с октября этого года. Однако США активно проталкивают в СБ ООН проект резолюции о «бессрочном» продлении эмбарго на поставки оружия Ирану. При этом администрация Трампа указывает на иранские «нарушения» эмбарго — например, на поставку ракет хуситам в Йемене, организации «Хизбалла», демагогически заявляя при этом, что прекращение эмбарго якобы приведет к более агрессивной иранской политике в регионе. Правда, о том, что США и Великобритания во все возрастающих масштабах поставляют современное вооружение Саудовской Аравии, которая, пользуясь военной слабостью Йемена, уничтожает города, деревни и поселки, в результате чего страдает гражданское население, западная пресса старается умалчивать. Именно такие преступные саудовские бомбардировки современным западным оружием должен расследовать Международный суд ООН и затем привлекать их инициаторов к ответственности. Пример тому есть Нюрнбергский процесс, осудивший преступников, развязавших Вторую мировую войну. Но США, пользуясь своим положением мирового жандарма, ныне делают всё возможное, чтобы их сателлиты и они сами не подпадали под законы мирового сообщества, следуя принципу: законы есть, но не для США.

Совершенно очевидно, что администрация Д.Трампа стремится еще больше подорвать СВПД, чтобы будущее правительство США не могло его легко восстановить. Кстати, Администрация Трампа интерпретирует Резолюцию 2231 таким образом, что она может претендовать в качестве ее «участника», несмотря на выход Вашингтона из соглашения в 2018 году. Это откровенно противоречивая и противоправная интерпретация, которую отвергают даже американские союзники. Германия, Франция и Великобритания неоднократно подчеркивали свою приверженность соглашению 2015 года, но, к сожалению, они не прилагают достаточно усилий, чтобы спасти умирающую сделку.

Несомненно, выход США из ядерной сделки по Ирану породил новую болевую точку вокруг иранской ядерной программы и ситуации в регионе. И сегодня вопрос с предотвращением ядерного конфликта на Ближнем Востоке стоит особенно остро. Тегеран сегодня пересек так называемую красную линию, произвольно установленную для него Д.Трампом, и открыто движется к созданию ядерного оружия, в то время как Израиль не собирается позволять ему это сделать.

Поскольку реальное прекращение действия СВПД фактически возвращает обстановку острого кризиса вокруг иранской ядерной программы до состояния, при котором Иран способен создать ядерное оружие в кратчайшие сроки (не более одного года), Тегеран продолжает испытания ракет повышенной дальности и в настоящее время располагает целым комплексом ракетных комплексов, способных поражать и Израиль, и все страны Европы. Эскалация политической напряженности и насилия на Ближнем Востоке стала одним из наиболее опасных региональных кризисов, разрастающихся на фоне противостояния великих мировых держав и трагических последствий пандемии COVID-19.

Участники Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы отметили недопустимость дальнейшей эскалации кризиса и возможного ядерного конфликта на Ближнем Востоке между Ираном и Израилем, а также более масштабной войны с высокой вероятностью вовлечения других государств. По мнению экспертов, лидеры ведущих мировых держав и руководителей международных организаций должны предпринять все необходимые усилия для снижения напряженности и предотвращения создания Ираном ядерного оружия. По итогам мероприятия экспертами Люксембургского форума подготовлен заключительный документ с основными выводами и рекомендациями, который был представлен главам государств, официальным лицам и руководителям СБ ООН, МАГАТЭ и в другие международные организации.

Вполне очевидно, что разгорается новый этап войны между США, Европой, Ираном, который неизвестно когда и как закончится. Тегеран, в свою очередь, пока старается сохранить эту сделку, призывая ее подписантов проявлять больше смелости и самостоятельности. Заявив, что альтернативы СВПД нет, МИД Ирана призвал три европейские страны выполнить свои обязательства по обеспечению полного поддержания и реализации этой сделки. В заявлении, выпущенном в пятую годовщину СВПД, министерство иностранных дел Ирана написало, что «Международные правовые, технические, стратегические и политические достижения этого соглашения глубоко подорваны в пятую годовщину в результате разрушительных противоправных действий Соединенных Штатов. Основной причиной нынешней ситуации являются постоянные нарушения 2231 СБ ООН и СВПД и в конечном итоге незаконный и односторонний выход США из соглашения, достигнутого после многих лет многосторонних переговоров». Отсутствие у правительства США существенной приверженности своим обязательствам в соответствии с резолюцией 2231 СБ ООН и СВПД, а также воли со стороны других сторон восстановить потерянный баланс в этой сделке, лишь усложнили сложившуюся ситуацию, не позволили Исламской Республике Иран, несмотря на выполнение своих обязательств, воспользоваться преимуществами СВПД, такими как снятие санкций. «К сожалению, Иран не только не извлек экономических выгод от отмены санкций, но мы вновь являемся свидетелями действий некоторых врагов по свержению Совместного комплексного плана действий (СВПД)», — говорится в заявлении МИД Ирана.

Исламская Республика Иран до сих пор активно и конструктивно сотрудничает с Международным агентством по атомной энергии, о чем свидетельствуют статистические данные о количестве инспекций и проверок, проведенных в этой стране. Любая попытка ненадлежащего использования МАГАТЭ для оказания давления на Исламскую Республику Иран противоречит положениям СВПД и в дополнение к подрыву авторитета МАГАТЭ, как единственного заслуживающего доверия международного технического органа по контролю над ядерной деятельностью стран, может отрицательно сказаться на существующие гарантии.

Кроме того, любое участие некоторых оставшихся членов СВПД в заговорах США против сделки с Ираном, особенно для подрыва и ослабления отмены эмбарго на поставки оружия, вызывает серьезную обеспокоенность. Как неоднократно подчеркивалось, пересмотр подписанных сделок и реформа системы отмены санкций не будет допускаться ни при каких обстоятельствах, и ответ Исламской Республики Иран будет решающим в этом отношении. В данный момент альтернативы СВПД нет, и в Тегеране отмечают: «Иран предпримет решительные действия перед лицом любой расточительности и безответственного поведения, призывает три европейские страны придерживаться своих обязательств, чтобы обеспечить полное поддержание и реализацию СВПД».

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».