EN|FR|RU
Социальные сети:

Какое будущее готовят США Афганистану?

Владимир Одинцов, 09 июня

886

Президент США Дональд Трамп на днях вновь заявил о своем желании полностью вывести американские войска из Афганистана. Нельзя забывать, что примерный график вывода американских солдат из Афганистана был частью мирного соглашения, которое США в феврале заключили с движением «Талибан» (запрещено в РФ – ред.). Согласно документу, на выход из страны отводилось от 12 до 14 месяцев при выполнении определенных условий, в том числе отказа талибов от помощи террористам из ДАИШ (террористическое формирование, запрещенное в РФ – ред.). Соглашением предусматривалось, что к июлю в стране должно остаться не более 8,6 тыс. американских военных.

В минобороны и других военных структурах США сегодня готовят сразу несколько вариантов вывода американского контингента из Афганистана, так как окончание самой длинной войны, которую вели США, будет частью кампании Трампа по переизбранию. В разработке стратегии выхода, как передает CNN, участвуют высшие военные чины, среди которых, в частности, командующий американскими силами в Афганистане генерал Скотт Миллер, глава Центрального командования ВС США Франк Маккензи, шеф Пентагона Марк Эспер, председатель Комитета начальников штабов Марк Милли. При этом телеканал отмечает, что совещания проходят в строго закрытом режиме, из-за того что любое «импульсивное решение о быстром сокращении численности контингента до нуля может иметь значительные последствия для безопасности в Афганистане».

По информации The Wall Street Journal, согласно одному из планов в стране может остаться порядка 5 тыс. американских военных. Другой вариант предусматривает сохранение в стране контингента из 1,5 тыс. человек.

По мнению The New York Times, еще один из сценариев предполагает, что все американские военные покинут страну до назначенных на ноябрь президентских выборов в США. Однако, если в Белом доме решат оставить в республике даже минимальный контингент, другие страны, скорее всего, также сохранят там свое присутствие и смогут принять на себя больше ответственности, в том числе за подготовку и «консультирование» местных силовиков.

По достаточно понятным причинам, именно последний вариант, очевидно, больше всего понравится Дональду Трампу, так как выход из Афганистана и окончание участия Соединенных Штатов в любых войнах в целом он называл одной из своих важнейших внешнеполитических задач еще в ходе первой предвыборной кампании, по итогам которой в 2016 году он и был избран в Белый дом.

Вашингтону так и не удалось одержать победу в конфликте в этой стране за срок, более чем в два раза превышающий период советского присутствия в Афганистане. При этом в 2010-2012 гг. численность американского военного контингента переваливала за 100 тысяч человек – то есть Пентагон держал в Афганистане более чем десятую часть вооруженных сил США!

За этот период потери ВС США оцениваются более чем в 2400 человек погибшими и 20 000 человек ранеными до середины 2019 года. При этом не учитываются потери частных военных компаний, среди бойцов которых также было немало американских граждан. Значительные потери понесли и союзники США по НАТО. Расходы США на афганскую войну тоже весьма внушительны: только по официальным данным министерства обороны США, военное присутствие в Афганистане с октября 2001 года по сентябрь 2019 года обошлось американскому бюджету в 778 млрд долларов, хотя независимые эксперты называют куда большие цифры – до 2 трлн долларов!

Профессор Гарвардского университета Стивен Уолт недавно опубликовал статью, в которой призвал американское руководство признать, что войну в Афганистане Соединенные Штаты проиграли. Безусловно, сам Дональд Трамп или его ближайшее окружение об этом никогда не скажут прямо, однако постоянно обсуждаемая идея вывода войск США из Афганистана как раз и является косвенным подтверждением признания своего поражения.

В своих попытках выйти из афганской войны Вашингтон уже пытался прибегнуть к различным вариантам. В последний период он активно стремился заменить присутствие в этой стране американских войск частными военными кампаниями (ЧВК). Еще до подписания катарского соглашения с талибами Трамп, по сообщениям телеканала NBC, в 2018 году, по подсказке основателя скандальной ЧВК Blackwater (сейчас она носит название Academi), рассматривал план по масштабной замене иностранного контингента в Исламской Республике на сотрудников ЧВК Эрика Принса. Однако этот план не получил одобрения со стороны занимавшего тогда пост министра обороны США Джеймса Мэттиса. В конечном итоге американское военное руководство взяло курс на поэтапный вывод войск и их частичную замену бойцами частных военных компаний.

В последнее время администрацию президента США стали обвинять в намерении узаконить военную деятельность движения Талибан (запрещено в РФ – ред.) путём превращения группировки в своеобразную частную военную компанию. В частности, такое мнение разделяют некоторые афганские парламентарии, которые считают, что инициатива уже формализована и закреплена в тексте подписанного в Катаре соглашения о выводе всех иностранных войск из Афганистана и запуске межафганских переговоров. На такие планы США, в частности, заявил в ходе пленарного заседания афганский депутат Залмай Моджадедди. Эта информация уже вышла на уровень внутригосударственных дискуссий — бывший официальный представитель афганского Совета национальной безопасности Таваб Горзанг частично легализовал эти слухи в своём Twitter.

Помимо этого, Вашингтон в последний период стал прикладывать значительные усилия по склонению своих союзников по НАТО и из региональных стран взять на себя большую ответственность в военном присутствии в Афганистане.

Так, используя стремление Ташкента стать политическим центром региона, Соединенные Штаты инициировали создание новой трехсторонней линии дипломатического диалога в Центральной Азии, взяв на себя роль организатора переговоров между Узбекистаном и Афганистаном в рамках эксперимента, целью которого является достижение стратегических целей США в регионе. Первая телеконференция в этом формате состоялась 27 мая между министрами иностранных дел Узбекистана и Афганистана с участием заместителя государственного секретаря США по политическим вопросам Дэвида Хейла. Комментируя эту инициативу, заместитель помощника госсекретаря США по Центральной Азии Джонатан Хеник сказал 28 мая журналистам, что, хотя США по-прежнему остаются полностью преданными платформе Ц5+1 (в которой участвуют пять постсоветских стран Центральной Азии (Ц5), а США (+1) играют роль арбитра или лидера), тем не менее новый трехсторонний формат возник из-за необходимости преодолевать «определенные щекотливые технические сложности на границе Афганистана и Узбекистана». При этом Хеник уточнил, что переговоры в формате, который сейчас действует между Узбекистаном, Афганистаном и США, могут быть распространены и на другие страны региона.

К активному задействованию возможностей стран Центральной Азии стремится и НАТО, делая при этом особый акцент на партнерстве с Узбекистаном и Казахстаном.

Но каковы бы ни были в ближайшее время шаги Вашингтона в Афганистане, нельзя забывать, что решение афганской проблемы находится не только в Афганистане или США, но и в Центральной Азии, в России, в Китае, в Пакистане. Китай мог бы сыграть конструктивную роль в афганских делах, помочь серьезными инвестициями. Причем в этом сегодня заинтересован не только сам Китай в рамках создания им транзитного коридора через Афганистан, но и Центральная Азия, которая может получить от этого серьезную выгоду, а также другие государства региона.

Поэтому в дальнейшей судьбе Афганистана огромный потенциал содержится в региональном сотрудничестве, и Вашингтон должен это четко понимать, укрепляя сотрудничество на этом направлении со всеми странами региона.

Что же касается вывода американских войск из Афганистана, то, благодаря необычному стечению сегодня экономических, геополитических и эпидемиологических обстоятельств из-за коронавируса, у администрации Трампа появилась историческая возможность положить конец конфликту, который опустошает Афганистан, да и сами Соединенные Штаты почти девятнадцать лет.

Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».