EN|FR|RU
Социальные сети:

Персидский коридор: забытые подробности

Юрий Зинин, 20 мая

ST3422

«Красная армия: во имя истории и поколений», «Историческое значение 75-ой годовщины разгрома фашизма» — эти и подобные им заголовки статей появились в эти дни в иракских СМИ.

Это — отзвуки отношения к победе советского народа, которую помнят в Ираке. И хотя иракцы непосредственно не участвовали в битве против фашистских орд, тем не менее внесли свой вклад в это дело. Об этом говорят сегодня во многом забытые или малоизвестные факты. О них я впервые узнал в 80-х годах XX века, будучи главой представительства АПН (ныне РИА-Новости) в Ираке от местного сотрудника Нану Ишу.

Этот уже тогда человек пенсионного возраста рассказал мне, что в 1942 г. устроился на работу завода неподалеку от иракского порта Басра, через который поступала американо-английская помощь СССР по ленд-лизу. Указанный маршрут по доставке миллионов тонн грузов западных союзников Москве через Персидский залив американцы назвали «Персидский коридор». Он начинался с иракских портов Басра, Маргил, Танума, Чейбасси и иранских Абадан, Хорремшехр, Бушейр и затем проходил по территории двух стран.

Коридор действовал с 1941 по конец 1944 гг. как дополнение и альтернатива Северному морскому пути. Последний был опасен, так как транспортные караваны США и Великобритании, шедшие в Мурманск и Архангельск, подвергались жестоким бомбежкам и торпедным атакам гитлеровцев.

По рассказам Ишу, несмотря на изнурительную тропическую жару и влажность, в портовом городе Басра и населенном пункте Рафадийя, на построенных английских и американских авиа- и автосборочных предприятиях, полным ходом шла сборка техники, которую проверяли и принимали находившиеся на местах советские военные и гражданские специалисты.

С середины 1942 г. подобные предприятия заработали и в расположенном недалеко Эш-Шуайбы, где по этому случаю был создан советский военный городок, просуществовавший до октября 1944 г.

Транспортными операциями занималось Советское транспортное управление (СТУ) с персоналом в 1500 человек, в том числе 775 гражданами СССР. Многие подразделения возглавляли офицеры РККА, специалисты по эксплуатации самолетов и автомобилей, дорог, хранению боеприпасов, в вопросах снабжения и тыла.

Собранные самолёты с советскими экипажами перелетали на территорию СССР через воздушное пространство Ирана. Грузовики, военное снаряжение, боеприпасы и продовольствие, горючее отправляли по железнодорожной сети Ирака до иранской границы, а оттуда к южным рубежам СССР.

Автомашины шли своим ходом. Для их перегонки военных и гражданских шофёров явно не хватало. Ведь каждый водитель мог не чаще одного раза в месяц совершить двухтысячекилометровый рейс от залива до границ СССР. Пришлось срочно готовить местные кадры.

Транспортная инфраструктура «Персидского коридора» была узким местом, и союзники ее постоянно модернизировали. В августе 1941 г. этот маршрут пропустил всего 10 тысяч тонн грузов в месяц, а в январе 1943 года — до 51 тысячи тонн.

Перевозки наращивались и далее. В целом через Трансиранский маршрут Советский Союз за годы войны получил от союзников более 23% военных грузов (по тоннажу). По данным иракского издания, они оценивались в 4,2 млн тонн грузов.

Транзит через Персидский залив среди основных путей американо-британских поставок в СССР был самым длинным, но и наиболее безопасным. По нему было перевезено грузов даже больше, чем доставили знаменитые северные караваны.

Впечатляют рекорды по некоторым видам поставок. Так, за все время операции в СССР были переправлены 483 тысячи автомобилей, среди которых большинство студебеккеров.

Из архивных отчетов наших дипломатов следует, что представители наших военных встречали доброе отношение со стороны простых иракцев и властей. Офицеров приветствовали, когда они появлялись на улицах.

По словам сотрудника Нану, иногда иракские рабочие, занятые на объектах транзита, писали на ящиках и контейнерах, отправляемых в СССР, приветствия Красной Армии на арабском языке и рисовали красные звезды.

Операция «Персидский коридор», во многом забытая в сегодняшнем турбулентном регионе, остается примером взаимодействия союзников и народов Ближнего Востока в борьбе с общим врагом – фашизмом.

Юрий Зинин, старший научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМИ МГИМО, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».