EN|FR|RU
Социальные сети:

Кибервойска манипулируют общественным мнением

Владимир Платов, 08 марта

5522

Воздействие на общественное мнение — одна из ведущих функций информационного пространства, занимаемого сегодня не только телевидением, радио, печатными изданиями, но и интернетом, социальными сетями. Поэтому не удивительно, что именно на контроль информационного пространства и воздействие на него было обращено пристальное внимание ЦРУ США, в середине прошлого столетия развернувшего не только в этой стране, но и за ее пределами широкомасштабную секретную операцию «Пересмешник» (Operation Mockingbird), большая часть документов в отношении которой до сих пор засекречена. Целью операции было установить контроль ЦРУ над СМИ и информационным пространством в Америке и за ее пределами путем создания в ведущих изданиях и информационных агентствах мира, на радио и телевидении обширной агентурной сети.

После появившихся в СМИ многочисленных подтверждений противоправной деятельности ЦРУ, в том числе и через операцию «Пересмешник», в 1975 году в верхней палате Конгресса была создана специальная рабочая группа, получившая название «Комиссия Черча» – по имени сенатора Фрэнка Черча (Frank Forrester Church III — демократ от штата Айдахо). Позднее комиссия была преобразована в постоянно действующий комитет Сената по разведке.

В 1976 году комиссией даже был подготовлен отдельный доклад с подробным изложением вторжения ЦРУ в американские и зарубежные СМИ с целью дезинформации общественности. В частности, в нем отмечается: «ЦРУ поддерживает сеть из сотен людей по всему миру, которые предоставляют информацию ЦРУ и в нужный момент пытаются изменить общественное мнение посредством скрытой пропаганды. Эти люди предоставляют прямой доступ ЦРУ к огромному числу газет и периодических изданий, большому количеству пресс-служб и новостных агентств, теле- и радиостанциям, коммерческим издательствам и другим иностранным СМИ».

После расследований и слушаний в Конгрессе США было принято решение запретить ЦРУ продолжать операцию «Пересмешник» и в 1976 году Джордж Буш-старший, назначенный директором ЦРУ, даже провозгласил новую политику: «С этого момента ЦРУ не будет вступать в какие-либо платные либо договорные отношения со штатными или внештатными корреспондентами, аккредитованными в любом американском телеграфном агентстве, газете, периодическом издании, радио- или телесети или станции». Правда, он добавил, что ЦРУ и впредь будет «приветствовать» добровольное сотрудничество с журналистами, которое, как хорошо всем известно, всегда дается под влиянием такого аргумента, как деньги.

Многочисленные эксперты убеждены, что полного сворачивания операции «Пересмешник» не произошло, и она продолжается, причем не только в традиционных СМИ, но и в киберпространстве. Острие проекта «Пересмешник» в его нынешнем варианте нацелено на всех несогласных с политикой Белого дома, а отсюда и происходят многочисленные пропагандистские русофобские, синофобские и им подобные кампании спецслужб США, с сохранением традиций работы ЦРУ не только с журналистами, но и с подконтрольными Вашингтону социальными сетями.

Большое исследование «Глобальная система дезинформирования-2019: классификация организованной манипуляции в социальных медиа», посвященное манипуляции общественным мнением при помощи интернета и соцсетей, сделал недавно Оксфордский университет. В подготовленном докладе исследователи показали, что число стран, где были отмечены попытки организованной манипуляции общественным мнением при помощи соцсетей, выросло более чем вдвое с 2017 года: если тогда авторы насчитали 28 таких стран, то в 2018-м — уже 48, а в 2019-м — 70. 25 стран сотрудничают с частными интернет-компаниями, чтобы распространять пропаганду в интернете. Наиболее популярной из них является Facebook, второй по популярности платформой для попыток манипуляции называется Twitter. При этом исследователи насчитали 56 стран, которые в том или ином виде организовали кампании по дезинформации пользователей соцсетей, и в числе таких «лидеров» названы США, Великобритания.

Сегодня во многих странах созданы специальные кибервойска, представители которых посредством соцсетей пытаются влиять на общественное мнение пользователей из определенных стран, различных религий и политических убеждений. Очень большое внимание такой работе уделяется в Пентагоне и американских спецслужбах. Для такой работы берутся только американцы, которые в идеале знают язык конкретной страны, против которой осуществляются специальные акции воздействия. На сайте ЦРУ даже есть подробное описание людей, которые могут претендовать для такой работы. Для манипуляции общественным мнением сегодня через социальные сети (в частности Facebook) в США ФБР даже пытается вербовать проживающих в Штатах россиян, о чем сообщает CNN.

Как уже известно о приоритетной антироссийской направленности операции «Пересмешник» из многочисленных свидетельств, опубликованных независимыми от Вашингтона СМИ, эти же цели продолжают преследовать и сегодня американские спецслужбы. «Госдепартамент Соединенных Штатов считает одним из своих главных приоритетов борьбу с государственными СМИ из России, Ирана и Китая», — заявила в марте 2018 года исполнявшая обязанности замгоссекретаря США Хезер Науэрт. Именно поэтому в бюджете США на 2019 финансовый год заложено $661 млн на финансирование Совета управляющих по вопросам вещания (BBG, Broadcasting Board of Governors) США, который занимается антироссийской пропагандой. Проект бюджета Белого дома на 2021 год уже предполагает выделение $700 млн на информационную войну «с пагубным влиянием России».

В ведении гибридной войны Британия не отстает от США. Спецподразделение британских кибервойск называется «JTRIG», и именно его «специалисты» достаточно часто осуществляют пропагандистские кибероперации, которые в последнее время чаще всего направлены против России: это и пропагандистский русофобский «шум» вокруг темы об отравлении Скрипалей, безосновательные обвинения России в якобы причастности к гибели малайзийского самолета МН-17 над Донецком, обвинения Москвы в агрессивности в Сирии. Такая работа ведется с использованием как средств киберпространства, так и многочисленных «преданных Лондону» СМИ. 77-я бригада данных войск работает конкретно в Twitter, и там активно пытается подорвать веру пользователей в свои же убеждения, пытаясь донести «свою мысль», давя на чувства. В дальнейшем раскручивании пропагандистской борьбы с Россией, £18 млн намерено потратить правительство Британии на «противодействие» в Восточной Европе и укрепление «независимых СМИ» на Западных Балканах. Об этом сообщила пресс-служба британского МИД.

В НАТО тоже есть кибервойска, куда входят более 13 000 военных. Организация называется CCDCEO и находится в Таллине.

Правительства издавна использовали пропаганду, но цифровые инструменты сделали ее более сложной и эффективной. За последние несколько лет спецслужбы переняли опыт активистов по использованию социальных сетей для распространения информации и теперь активно применяют их методы. А интерактивные инструменты, такие как ПО для анализа данных, позволяют более эффективно адаптировать кибероперации воздействия на определенные группы людей, максимизируя их влияние.

Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».