EN|FR|RU
Социальные сети:

Кто будет защищать Ирак?

Дмитрий Бокарев, 02 февраля

IRAQ35234523

Республика Ирак стала второй страной Большого Ближнего Востока после Афганистана, которая пережила военное вторжение США за последние годы. Спустя много лет эта страна, на территории которой сейчас идет война между новым правительством и различными этническими и экстремистскими группировками, стала плацдармом для операций американских военных в соседней Сирии. Кроме Сирии, Ирак граничит с Турцией и Ираном, с которыми, особенно со вторым, у США сейчас весьма напряженные отношения. Наличие американских военных баз на иракской территории является важным аргументом Вашингтона в переговорах с этими странами. Ирак имеет стратегическое значение для планов США по сохранению и укреплению своего влияния на Ближнем Востоке. Однако в последнее время это государство начало стремительно выходить из-под американского контроля.

После вторжения США в Ирак в 2003 г. и свержения режима Саддама Хусейна в стране было сформировано новое правительство. Неудивительно, что руководство, пришедшее к власти в период американской оккупации, в значительной степени состояло из людей, лояльных США, или, по крайней мере, рассматривавших Америку как основного партнера своей страны. В 2011 г. состоялась торжественная церемония начала вывода американских войск из Ирака, однако США до сих пор сохраняют военное присутствие в стране на нескольких военных базах, с которых проводят операции в регионе. Среди этих операций были как боевые действия против террористической группировки ДАИШ (запрещена в РФ), так и сомнительные акции вроде поддержки сирийской «умеренной оппозиции» или недавнего убийства иранского генерала Сулеймани.

Американское присутствие вызывает недовольство, как среди представителей нынешнего иракского правительства, так и антиправительственных вооруженных формирований, а также многих простых иракцев. В Багдаде периодически проходят различные антиамериканские акции.

После 2011 г. иракское правительство получило возможность работать в условиях большей самостоятельности. Несмотря на то, что США остались важным партнером Ирака, в том числе в военной и военно-технической сферах, он стал развивать отношения с другими перспективными партнерами. Уже тогда наметился поворот иракской политики в сторону России. Так, в 2012 г. Ирак, который с начала американской оккупации в 2003 г. вооружал свою армию американским оружием, заключил с РФ контракт на поставку зенитно-ракетных комплексов «Панцирь-С» и партии российских боевых вертолетов. Общая стоимость вооружений составила $4,2 млрд.

С 2015 г. РФ, по приглашению действующего правительства Сирии, стала активно содействовать в урегулировании вооруженного конфликта в этой стране и в борьбе с терроризмом. С тех пор ее влияние на Ближнем Востоке многократно усилилось.

Все это время Россия развивала взаимодействие с Ираком. При этом интересы РФ заметно отличаются от целей США: если американцам нужно военное присутствие в Ираке, чтобы иметь возможность давления на Иран, Сирию и Турцию, то Россия поддерживает с этими странами союзнические отношения.

РФ неоднократно требовала, чтобы США осуществляли свое присутствие в Ираке в соответствии с международными правилами и не использовали его в своих геополитических интересах, выходящих за рамки обеспечения региональной безопасности.

В январе 2019 г. в Москве состоялась встреча главы российского МИД Сергея Лаврова и министра иностранных дел Ирака Мухаммеда Али аль-Хакима. Лавров в очередной раз выразил надежду, что деятельность американских военных в Ираке будет направлена на достижение целей, заявленных Вашингтоном: борьба с терроризмом и стабилизация обстановки в стране, а не каких-либо односторонних интересов США. В свою очередь Мухаммед Али аль-Хаким выразил благодарность президенту РФ Владимиру Путину за ту роль, которую Россия сыграла и продолжает играть в борьбе с терроризмом.

В январе 2020 г. иракский парламент проголосовал за вывод американских войск из своей страны и прекращение сотрудничества с международной антитеррористической коалицией, возглавляемой США. Значительную роль в этом сыграло упомянутое выше убийство иранского генерала Сулеймани 3 января 2020 г., после которого Иран совершил ракетный обстрел американских баз на иракской территории. Все это Ирак воспринял как серьезную угрозу своей безопасности.

В том же месяце СМИ сообщили, что Ирак принял решение приобрести у России партию зенитных ракетных систем С-400. Эта новость свидетельствует о том, что Ирак идет на решительное сближение с РФ в ущерб отношениям с США. Российский ЗРК С-400 за последние годы приобрел особую известность: США угрожают экономическими санкциями всем государствам, которые решили его приобрести (Индия, Китай, Египет, Турция), но те все равно покупают это вооружение. Так что, помимо своего прямого назначения – обеспечивать противовоздушную и противоракетную оборону, С-400 стали своеобразным «индикатором» направления внешней политики государств: страны, которые его покупают, ярко демонстрируют, что готовы укреплять отношения с РФ и отдалиться от США.

В последний период позиции США в Ираке сильно пошатнулись. Пентагон заявляет, что американские военные не покинут Ирак, а президент США Дональд Трамп заявил, что потребует от Ирака финансовую компенсацию в случае их изгнания. Однако голосование уже состоялось, и, скорее всего, американцам придется уходить.

Ирак был для Америки форпостом, который позволял ей влиять на ход событий на всем Ближнем Востоке, и теперь она может его потерять. Последствия полного ухода США из Ирака региональные аналитики оценивают по-разному. Ряд из них опасается, что после вывода основных американских сил в стране может повториться ситуация 2011 г., когда здесь разразилась гражданская война, которая длится до сих пор, а значительную территорию Ирака захватили террористы запрещенной в РФ террористической группировки ДАИШ. Сейчас ДАИШ считается практически побежденной, однако в Ираке и без неё много амбициозных террористических группировок, которые после ухода американцев могут значительно активизировать свою деятельность.

В указанных условиях все отчетливее в последнее время стало звучать мнение, что функция иностранного надзора за ситуацией в Ираке теперь может лечь на плечи России, которая, как упоминалось выше, в последние годы стала значительной военной и политической силой на Ближнем Востоке.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».