EN|FR|RU
Социальные сети:

«В халифате нет вдов»

Юрий Зинин, 22 августа

DAESH

Такая установка господствовала внутри запрещенной в РФ террористической организации ДАИШ, действовавшей в САР и Ираке. Это означало, что оставшихся после гибели боевиков жен автоматически выдавали замуж за их подельников.

Сейчас, после военного разгрома ДАИШ и иже с ним групп, эти факты приводят ближневосточные СМИ в статьях, посвященных так называемым «даишия». Этот термин переводится с арабского как «женщина ДАИШ», или «даишистка».

К «даишисткам» относят тех, кто так или иначе попал в воронку кровопролитных событий последних лет по воле джихадистов в Сирии, Ираке и других местах. Это — жены боевиков, сожительницы, попутчицы, порою пособницы, вовлеченные в разного рода активность, в том числе боевую и т.д. Их общее число вряд ли реально подсчитать.

По данным арабской газеты, только за период с 2013-2014 гг. отслежено 1735 браков сириек с иностранными боевиками, от них родилось более 1100 детей. Это касается только ДАИШ, а не всего спектра других террористических организаций. Часть из них вышла замуж за боевиков добровольно, других принудили к этому. Некоторые стали вдовами и остались с детьми, отцовство которых неизвестно. Поскольку большинство боевиков скрывали подлинные имена и жили под вымышленными. Многие стали заложницами боевых действий: после гибели или пропажи мужей, их, как правило, женили на оставшихся в живых джихадистах.

Некоторые из них бежали от мужей, которых главари бросали в мясорубку боев против правительственных сил. Другие были вынуждены скитаться с места на место по мере сужения территорий, контролируемых ДАИШ и другими бандами.

Немало среди них иностранок. По данным Высшего комиссариата по правам человека в Ираке, в феврале 2019 г. в тюрьмах страны находилось около полутора тысяч женщин с иностранными корнями.

Что касается числа таких женщин в организациях ДАИШ Сирии и Ирака, то 35% из них происходят из стран Восточной Азии, 23% — из Восточной Европы, 17% — из стран Запада и 17% — из Средней Азии.

В поселке Аль-Хауль на северо-востоке Сирии находится лагерь, контролируемый курдами, где собрано не менее 75 тысяч мигрантов и беженцев из районов, откуда были выбиты террористы ДАИШ. Здесь гудит разноязычный рой в основном женщин и детей, выходцев из десятков стран, в том числе тех, которых относят к категории «даишисток».

Среди них журналист познакомился с ливанкой, которую поженили в 12 лет на боевике и отправили их в Сирию, где он был убит. Ее подруга — туркменка, вышедшая замуж за боевика ДАИШ, после того как овдовела, стала женой «однополчанина». Во время отступления она была ранена и лежит в госпитале этого лагеря.

Ее соседка по палате — украинка по имени Екатерина. Ее муж-боевик также сгинул во время боя за деревню Багуз в САР.

Сегодня многие потерявшие своих родственниц в Сирии, Ираке, других арабских странах пытаются найти и вызволить их из плена или неизвестности. В Ливан вернулось несколько таких жертв. До сих пор в розыске находится не менее 50 ливанок. Их после разгрома ДАИШ в разных местах удерживали заинтересованные люди, гревшие на возвращении этих женщин на родину руки. Их такса — от 3 до 5 тысяч долларов за нелегальную доставку клиенток в семьи.

Факты показывают, что большинство этих женщин стали жертвами произвола боевиков, порою безвыходного положения, когда они оставались без средств существования в атмосфере беззакония и полного бесправия. Их соблазняли через интернет стать «невестами борцов за джихад», вовлекали в сеть ДАИШ с помощью щедрых обещаний, сбивая с толку идеями экстремистского толка.

Впрочем, в этой среде есть и примеры сознательных пособниц этих банд. По данным ливанской и английской прессы, известны 6 таких «даишисток». Подлинные имена их не приводят, все они фигурируют под кличками.

Это — две британки-близнецы сомалийского происхождения, которые вышли замуж за боевиков и объявили о своем желании сражаться «до последнего».

В шестерке — саудовка, а также туниска, приехавшая в Сирию в сопровождении мужа-боевика. Ей подчинялся отряд из 60 лиц женского пола, носивших черные платки, закрывавшие их лица. В него входили женщины, состоявшие на жаловании в 200 долл. в месяц. Место дислокации отряда — район сирийского города Ракка.

В медиа-пространстве ближневосточного региона идет дискуссия по поводу отношения к тем, кого считать «даишистками», их правового статуса, будущего. Поднимается вопрос о реабилитации этих женщин и их детей, репатриации иностранок домой и борьбы с теми, кто хочет использовать их гуманитарные проблемы для оправдания идей разбитого ДАИШ и реванша его влияния.

Ссылаются на показанные ролики летом этого года, в которых подростки в лагере Аль-Хауль размахивали флагами ДАИШ. Женщины выставляли транспаранты с написанными по-английски призывами к моджахедам отомстить западным странам за их участие в борьбе против боевиков.

В июне 2019 г. Центральный уголовный суд в Багдаде приговорил двух членов ДАИШ (уроженок Киргизии) согласно местным законам к 15 годам тюрьмы за террористическую деятельность. Они признались в том, что прибыли в Сирию через Турцию вместе с мужьями. Нелегально проникли в Ирак, присоединились к действиям ДАИШ в местечке Тель-Афар на севере страны, получая зарплату.

По данным иракских властей, на июнь сего года в исправительных учреждениях страны насчитывалось более тысячи детей в возрасте от года до 16 лет от родителей, принадлежавших к ДАИШ. По этим детям заведены дела для выяснения поведения их родителей, степени их ответственности за деяния террористической направленности.

Иракское правосудие контактирует с иностранными посольствами для передачи задержанных детей по окончании следствия и репатриации на родину вместе с их матерями-иностранками.

Хотя ДАИШ потерпел военное положение, противодействие его морально-нравственным вызовам и идейному наследию остается актуальным делом, о чем и говорит проблема «даишисток». Ряд местных политологов называет ее «бомбой замедленного действия», которая со временем может сдетонировать не только в Ираке, но и в других странах.

Юрий Зинин, ведущий научный сотрудник МГИМО, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».