EN|FR|RU
Социальные сети:

Политические амбиции Японии под угрозой энергозависимости

Валерий Матвеев, 29 апреля

1448675

В последнее время уже многое говорилось о Японии, заметно активизировавшей свою внешнюю политику: о ее взаимодействии с США в продвижении инициативы «Индо-Тихоокеанского региона», поддержке многостороннего сотрудничества в рамках четверки с США, Австралией и Индией, об укреплении сил самообороны, а также ведении ею интенсивных переговоров с Россией по мирному договору.

Как известно, внешняя политика страны призвана, в частности, обеспечивать поступательное внутренне социальное и экономическое развитие государства. Для высокотехнологичной и промышленно развитой экономики Японии, не обеспеченной в необходимом объеме собственными энергоресурсами, одним из важнейших факторов экономического роста является бесперебойный импорт энергоносителей. Однако для успешного решения этой проблемы нужно выделить два аспекта: достаточность поставок и конкурентоспособная цена. Попытаемся разобраться в потребностях японской экономики в энергоресурсах и источниках их поступления.

Несмотря на площадь страны, превышающую 370 тысяч квадратных километров, запасы природных ресурсов в Японии на сегодняшний день являются недостаточными для обеспечения собственных потребностей. Во многом это связано с их активной эксплуатацией в прошлом, о чем, в частности, свидетельствует карта горнодобывающих предприятий, которые существовали на территории Японии, а также нефтегазовых месторождений.

Япония занимает третье место в мире по объёму потребления нефти, уступая лишь США и КНР. Японцы расходуют в год около двух миллиардов баррелей нефти, 99,7 процентов из которых импортируют. По объему импорта Токио обходит Пекин, занимая весомое второе место. Существенным фактором риска обеспеченности Японии нефтью является «бурлящий» Ближневосточный регион, откуда в страну поставляется более 86 процентов всей импортируемой японцами нефти (Саудовская Аравия — 31,1%, ОАЭ — 25,4%, Катар — 10,2%, Иран — 11,5%, Кувейт — 8,2%).

Поэтому не удивительно, что власти Японии с озабоченностью следят за развитием ситуации на газовом рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. Ведущим покупателем СПГ в АТР является Китай, потребности которого в «голубом топливе» будут только расти.

Некоторое время назад Япония даже предприняла попытку усилить свои позиции на этом поле за счет импорта газа из России. Силами японских компаний был разработан проект прокладки газопровода с Сахалина мощностью 20 млрд кубометров в год. С учётом сегодняшних объемов потребления газа Японии в 123 млрд кубометров, строительство этого газопровода позволило бы Токио удовлетворить 1/6 своей потребности в этом виде топлива. Однако в 2014 г. Япония ввела против России санкции «за Крым» и отказалась от проекта, который мог бы существенно улучшить положение в энергетике островного государства.

В результате сегодня Токио вынужден конкурировать с другими странами АТР за поставки СПГ, что повышает стоимость энергоносителя и не гарантирует его достаточность.

Несмотря на некоторое наличие собственных запасов угля, Япония является мировым лидером по его импорту. В 2017 г. она потратила на покупку 209 млн тонн 23 млрд долларов. Около 18 процентов мировых поставок угля направляется в Японию. Наряду с импортом коксующихся углей для сталелитейной промышленности, Япония наращивает поставки энергетического угля. Это связано с дефицитом электроэнергии, вызванным остановкой ранее действовавших АЭС. В этих условиях ожидается, что в следующие десятилетия уголь будет использоваться японцами прежде всего для производства электроэнергии на десятках новых ТЭС.

Приведенные выше сведения по импорту Японией нефти, газа и угля свидетельствуют о практически полной зависимости Токио от внешних поставок энергоносителей. Их доступность во многом определяется стабильностью / нестабильностью в регионе их производства, в первую очередь на Ближнем Востоке, а также на путях их транспортировки, где наращивает свое влияние КНР. Цена же поставок на сегодняшний день является одной из самых высоких, так как растущий рынок АТР потребляет год от года все больше энергоресурсов.

В указанных условиях одним из наиболее выгодных в экономическом плане способов укрепления энергетической обеспеченности Японии является наращивание сотрудничества с Россией, обладающей всем спектром поставляемых на экспорт энергоносителей, необходимых Токио. Общая российско-японская граница гарантирует в свою очередь доступность поставок.

Наращиванию сотрудничества Японии с Россией в сфере поставки энергоресурсов (непосредственно поставки и транзита из других государств) препятствует избыточная, по мнению автора, зависимость Токио от Вашингтона, а также отсутствие мирного договора с Москвой. Влияние первого фактора выражается в поддержке Японией санкционной политики США против России даже в тех случаях и обстоятельствах, когда это противоречит интересам не только двустороннего японско-российского сотрудничества, но и исконным интересам национальной безопасности Японии. Второй фактор – мирный договор. Это проблема, которую правительство С. Абэ активно пытается решить, однако отнюдь не на основе подхода winwin.

Очевидно, что политические амбиции Японии по возвращению в большую геополитическую игру весьма серьезно сдерживаются зависимостью Токио от импорта энергоресурсов. Кстати, в чем-то похожую ситуацию можно увидеть на примере с обеспечением энергоносителями одной из наиболее сильных и энергоемких европейских экономик – Германии. Берлин, осознавая критическую важность обеспечения выгодных поставок природного газа для «локомотива европейской экономики», реализует проект прокладки газопровода по дну Балтийского моря «Северный поток-2», несмотря на прямое давление Вашингтона.

Поэтому нельзя исключать, что уже в ближайшее время Токио применит к себе уже накопленный в этом плане опыт Берлина и, без прежней оглядки на указания из Вашингтона, начнет развивать выгодное для Японии многосторонне сотрудничество с Россией.

Матвеев Валерий, экономический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».