EN|FR|RU
Социальные сети:

Смена курса: почему США смягчают позицию по Ирану?

Виктор Михин, 05 апреля 2025

В последние дни администрация Дональда Трампа, известная своей жесткой позицией в отношении Ирана, демонстрирует неожиданные изменения в риторике.

Спецпосланник США по ближневосточным вопросам Стивен Уиткофф

Спецпосланник США по ближневосточным вопросам Стивен Уиткофф, ранее выступавший за политику «максимального давления» на Тегеран, теперь говорит о необходимости «построения доверия» и «урегулирования разногласий». Этот резкий разворот во внешнеполитической стратегии вызывает множество вопросов: что именно побудило Вашингтон изменить подход? Какие факторы повлияли на решение смягчить позицию? И главное – есть ли у США реальный план действий, или это лишь временный тактический маневр? Анализ ситуации показывает, что смена курса связана с целым комплексом причин – от провала санкционной политики до внутриполитических расчетов администрации Трампа. Кроме того, реакция Ирана и международного сообщества играет ключевую роль в определении дальнейшего развития событий.
Смягчение риторики США – явный признак того, что политика «максимального давления» провалилась

Провал политики «максимального давления»

В 2018 году США в одностороннем порядке вышли из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), рассчитывая, что жесткие санкции заставят Иран пойти на уступки. Администрация Трампа тогда полагала, что экономическое удушение приведет либо к смене режима в Тегеране, либо к его капитуляции в ядерном вопросе. Однако эти расчеты оказались ошибочными. Вместо ожидаемой сдачи позиций Иран ответил наращиванием ядерной активности. По данным МАГАТЭ, Тегеран значительно увеличил запасы обогащенного урана и начал разработку более совершенных центрифуг. Кроме того, страна укрепила связи с Россией и Китаем, найдя альтернативные пути обхода санкций. В результате политика «максимального давления» не только не достигла поставленных целей, но и с точки зрения Вашингтона ухудшила ситуацию, приблизив Иран к созданию ядерного оружия.

Теперь Вашингтон, видимо, осознал, что изоляция Ирана не сработала, и пытается перейти к дипломатическим методам. Однако вопрос в том, не слишком ли поздно – Тегеран, наученный горьким опытом, вряд ли легко согласится на новые переговоры без серьезных гарантий. Еще одной причиной смены курса могут быть внутриамериканские проблемы. На фоне экономических трудностей и отсутствия определенного успеха президенту Трампу срочно нужна внешнеполитическая победа, которую можно представить как крупный успех его так называемой новой политикой. Полномасштабная война с Ираном – слишком рискованный сценарий, который может обернуться катастрофой как для региона, так и для самих США. Поэтому администрация, вероятно, делает ставку на временное соглашение, которое можно представить как «дипломатический прорыв». Однако такой подход чреват новыми проблемами – если сделка окажется недолговечной, это лишь еще больше подорвет доверие к США на международной арене.

Смена риторики также отражает глубокие разногласия внутри американского руководства. Пока одни чиновники, такие как Стивен Уиткофф, говорят о необходимости переговоров, другие, включая советника по национальной безопасности Майка Уолтца, продолжают настаивать на полном отказе Ирана от ядерной программы. Эти противоречия указывают на отсутствие единой стратегии. Часть аппарата, видимо, осознает бесперспективность дальнейшего давления, тогда как другая часть остается приверженной жесткой линии. Этот раскол делает любую долгосрочную стратегию США неустойчивой – смена администрации или даже изменение баланса сил в Конгрессе могут вновь перечеркнуть достигнутые договоренности. Подобная неразбериха снижает эффективность американской политики и дает Ирану дополнительные козыри.

Ответ Ирана: почему Тегеран не доверяет США

Иранские власти крайне скептически воспринимают новые предложения Вашингтона. Верховный лидер Аятолла Хаменеи неоднократно заявлял, что «угрозы и подкуп на Иран не действуют». Опыт СВПД 2015 года показал, что США могут в любой момент выйти из сделки, даже если Иран четко и добровольно выполняет все условия. После одностороннего разрыва соглашения со стороны Вашингтона Тегеран потерял доверие к американским гарантиям. Теперь иранское руководство требует не только снятия санкций, но и юридически закрепленных обязательств, которые не позволят США в будущем вновь отказаться от договоренностей.

Ситуация осложняется и внутриполитической борьбой в самом Иране. Консервативные круги, укрепившие свои позиции после провала СВПД, выступают против любых уступок Западу. Кроме того, Иран научился жить под санкциями, находя альтернативные рынки сбыта нефти и развивая сотрудничество с Китаем и Россией. Это снижает эффективность американского давления и уменьшает стимулы Тегерана идти на уступки.

Даже ближайшие союзники Вашингтона, такие как Израиль, выразили недовольство сменой курса. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что не доверяет новым переговорам с Ираном и считает любые уступки опасными. Европейские страны, напротив, давно выступают за возобновление диалога. Германия, Франция и Великобритания, оставшиеся в СВПД после выхода США, надеются на деэскалацию. Однако их влияние ограничено, поскольку ключевые решения принимаются в Вашингтоне и Тегеране.

Будущее американо-иранских отношений 

На данный момент переговоры остаются в тупике. США предлагают диалог, но продолжают санкционное давление, а Иран отказывается идти на уступки без гарантий. Эксперты считают, что Трамп пытается повторить тактику «хорошего и плохого полицейского», как в случае с КНДР. Однако Тегеран, в отличие от 2015 года, больше не готов вести переговоры под давлением. Иранские власти понимают, что время работает на них – чем дольше США не могут добиться своих целей, тем слабее их позиции.

Но выход из того тупика, в который США загнали сами себя в отношениях с Ираном, возможен, и об этом говорилось на встрече Китая, России и Ирана в Пекине. Там состоялись трёхсторонние переговоры, на которых была выдвинута комплексная инициатива по урегулированию иранской ядерной проблемы. Эта инициатива включает в себя пять принципов для выхода из кризиса:

Мирный путь вместо санкций. Все стороны должны отказаться от силового давления и незаконных ограничительных мер, сделав ставку на диалог. Важно создать условия для возобновления переговоров и избегать шагов, обостряющих конфликт.

Баланс прав и обязательств. Иран должен соблюдать отказ от разработки ядерного оружия, а международное сообщество — признавать его право на мирный атом в рамках ДНЯО.

Возврат к СВПД как основе соглашения. Инициаторы призывают стороны вновь ориентироваться на Совместный всеобъемлющий план действий и ускорить возобновление переговоров. США необходимо проявить добрую волю и присоединиться к процессу.

Диалог вместо давления через ООН. Преждевременное вовлечение Совбеза ООН лишь подорвёт доверие и затормозит решение вопроса. Запуск конфронтационных механизмов сведёт на нет годы дипломатических усилий.

Постепенность и взаимные уступки. Силовые методы неэффективны — только равноправные консультации помогут найти компромисс, учитывающий интересы всех сторон и требования мирового сообщества.

Смягчение риторики США – явный признак того, что политика «максимального давления» провалилась. Однако без реальных уступок и гарантий переговоры вряд ли приведут к прорыву. Иран научился играть в долгую игру, а Вашингтону придется выбирать: либо серьезный диалог на равных, либо дальнейшая эскалация, чреватая непредсказуемыми последствиями. Пока же ситуация остается в подвешенном состоянии, и ни одна из сторон не готова сделать первый шаг.

 

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, эксперт по странам Арабского мира

На эту тему
США играют роль «посредника» в своей собственной войне с Россией
Китай, БРИКС и Палестина: страх как последняя надежда?
Протест и подавление: уроки Петерлоо для современной Америки
Еще раз о столкновении цивилизаций
Вашингтонские тарифные ограничения еще больше укрепят позиции КНР в Африке