EN|FR|RU
Социальные сети:

С чем приехал в Таджикистан новый посол США Микаллер-младший?

Владимир Платов, 08 марта 2023

Хотя среди пяти центральноазиатских (ЦА) государств Таджикистан, из-за размеров экономики и географической изолированности не представляет заметного интереса для США как торгово-инвестиционный партнер, тем не менее, он остается для Вашингтона особым и достаточно важным плацдармом противодействия России и Китаю.

Американские интересы в Таджикистане в значительной степени обусловлены близостью страны к Афганистану и наличием у Таджикистана среди всех постсоветских стран самой протяженной границы с Афганистаном – 1,3 тыс. км. Кроме того, таджики в Афганистане – второй по численности народ. Указанный «афганский фактор» стал играть в последний год – после позорного бегства военных США из Афганистана в августе 2021 году, особое значение для Вашингтона, в том числе и в силу потери им контроля над нелегальным потоком наркотиков, на которых в США обогащалась не только одна американская армия.

Еще одним немаловажным фактором в усилении Вашингтоном противодействия России в этой стране является присутствие здесь самого крупного зарубежного российского военного объекта – 201-ой военной базы, что явно противоречит собственным интересам США по усилению своего военного присутствия не только в Таджикистане, но и в центральноазиатском регионе в целом. Именно в этих целях, под предлогом защиты от талибов (формирование запрещено в РФ), США стали в последний год усиленно продвигать идею развертывания своих военных баз в соседних с Афганистаном странах, особенно в Таджикистане, несмотря на отказ лидеров Центральной Азии пойти на такой шаг.

Однако, помимо военного аспекта, Вашингтон на территории Центральной Азии в последнее время активно стремится расширить сеть прозападных НКО, так называемых «независимых СМИ» и активистов, финансируя, в частности, это направление деятельности через американское агентство USAID (это агентство запрещено в РФ), продвигая проекты в сфере образования, здравоохранения и сельского хозяйства. Тем самым США рассчитывают не только закрепиться в Таджикистане, но и создать там устойчивое проамериканское лобби. К работе в НКО привлекались «квалифицированные западные кадры», имеющие в том числе и опыт реализации «цветных революций», а также и местные организации – от информагентств до юридических фирм.

До недавнего времени таких НКО в Таджикистане насчитывалась не одна тысяча, которые вмешивались во внутренние процессы, главным образом продвигая внешнеполитические интересы США. С их участием Вашингтон, как и в ряде других государств, пытался реализовать в Таджикистане разработанную в Пентагоне стратегию «принуждающей мощи» (coersive power), предполагающую комплексное применение против «страны-мишени» финансовых санкций и наступательных онлайн-операций вместе с поддержкой политической оппозиции и угрозой применения военной силы. В частности, делались попытки соединить социальные протесты с «революционным» джихадом и даже подключением мятежа криминальных элементов. При этом Вашингтоном явно делались расчеты на участие в развитии такого рода событий лидера Партии исламского возрождения Таджикистана (формирование запрещено в РФ) Мухиддина Кабири и даже руководство им политической оппозиции. А называемые рядом американских СМИ «лидеры Памира», в лице наркодиллеров Горного Бадахшана, планировалось подключить к осуществлению криминального мятежа для поддержки боевиков беглого таджикского  командира ОМОН МВД  Гулмурода Халимова и запрещенной в РФ террористической группировки ДАИШ.

Прекрасно понимая реальную угрозу для национальной безопасности такой политики США по массовому имплантированию НКО, что, в частности, подтвердила и серия «цветных революций», таджикское правительство в последний период значительно ужесточило законодательство в отношении НКО и теперь в Таджикистане последовательно усиливается контроль государства за этой сферой, принимаются меры по недопущению дестабилизации ими обстановки внутри государства. По этой причине только в 2022 году в стране, по данным Министерства юстиции Таджикистана,   было закрыто порядка 500 прозападных неправительственных общественных организаций, а годом ранее еще 138 НКО.

Весьма важным для Вашингтона инструментом и организатором подрывной деятельности всегда являлся тщательный подбор послов США, которые должны обладать прежде всего необходимой подготовкой в военно-стратегической деятельности и совершении секретных операций американских спецслужб. Именно таким стал приехавший в Таджикистан в марте 2019 года в качестве нового посла США Джон Марк Поммершайм (John Mark Pommersheim), входивший на тот момент в число «лучших специалистов» не только Госдепартамента по России, но и получивший стипендию Министерства обороны США, в 1980-е годы работавший в Информационном агентстве США (USIA). В этой связи перед ним была поставлена задача контролировать процессы в Душанбе и, используя Таджикистан как плацдарм, оказывать деструктивное влияние, как на Россию, так и на КНР, являющиеся стратегическими противниками Вашингтона. В частности, путем контроля или дестабилизации ситуации в Центральной Азии, Вашингтон планировал разрушить всю концепцию китайского Нового Шелкового пути, предусматривающую переориентацию торговли Поднебесной и Европы с морских коммуникаций на сухопутные, сократить до минимума экспорт центральноазиатских энергоносителей в Китай, влиять на ситуацию в населенном мусульманами Синьцзян-Уйгурском автономном округе КНР. Дестабилизация и радикализация Центральной Азии с использованием «заделов» в Афганистане явно рассматривалась в качестве пути создания непосредственной угрозы для России.

Однако, излишне  порядочный и интеллигентный отец большого семейства  посол-пушкинист Джон Марк Поммершайм явно не справился с очерченными ему ранее Вашингтоном задачами по расшатыванию ситуации в стране и подготовке условий для «цветной революции». Поэтому в Белом доме было принято решение  быстро его заменить 14 февраля на «нового энергичного» Мануэля П. Микаллера-младшего, больше походящего не на дипломата, а на военного или сотрудника разведслужбы. Зщитившего, по теперь уже устоявшейся традиции приобщения к рангу послов США военных, степень магистра в Национальном университете обороны. Как следует из анонса посольства США о его приезде в Душанбе, Микаллер «имеет глубокий опыт работы в Центральной Азии, достаточно компетентен в руководстве и укреплении американо-таджикских отношений», знает русский и таджикский языки. Ранее он уже пытался навязать Таджикистану свои бизнес-прожекты в бытность предыдущей работы в качестве советника по экономическим вопросам американского посла, поэтому не исключено, что одной из его задач будет всяческое препятствие интеграционным процессам в рамках ЕАЭС. В своей заграничной служебной деятельности Микаллер  также уже продемонстрировал и свой «специфический интерес» к РФ и КНР, в частности, когда работал в Непале, Монголии и Индии, пытаясь использовать их критические подчас настроения в отношении КНР. Поэтому не удивительно, что подобная «грязная работёнка» по противостоянию и сдерживанию экономической кооперации стран ЦА с Россией и Китаем в Таджикистане будет проводиться Микаллером и здесь, однако более агрессивно, нежели не справившийся с этой задачей предыдущий посол США Поммершайм.

При этом привлекает к себе внимание то обстоятельство, что столь срочная «ротация послов США» проводится Вашингтоном в последние месяцы не только в Таджикистане, но и в ряде других стран Центральной Азии и Закавказья. И это отчетливо свидетельствует о намерении США придать в самое ближайшее время дополнительный «акцент» подрывным действиям в указанных регионах против России и Китая.

Однако, это уже отдельная тема, которая будет затронута в ближайших публикациях.

Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».