EN|FR|RU
Социальные сети:

Отношения США и КНДР во второй половине 2022 года

Константин Асмолов, 15 ноября

В контексте осеннего обострения на Корейском полуострове, которому автор посвятил ряд материалов, следует рассмотреть то, как развивались отношения КНДР и США до ноября 2022 года.

8 июня заместитель постоянного представителя США при ООН Джеффри де Лаурентис сообщил, что США направляли письменные послания руководству КНДР с предложением диалога без предварительных условий. По словам де Лаурентиса, о своей открытости представители сообщали своим союзникам, партнёрам и другим ключевым странам, включая Китай. США также сообщали о своём намерении оказать помощь Пхеньяну в борьбе с COVID-19. Однако ни на одно из предложений ответа не поступило.

30 июня Северная Корея раскритиковала выраженную Соединенными Штатами готовность предложить стране-затворнице гуманитарную помощь, связанную с пандемией, назвав это схемой для реализации грязной политической цели. В заявлении МИД КНДР отмечается, что Вашингтон и его союзники вводят в заблуждение общественное мнение, будто Пхеньян находится в гуманитарном кризисе.

В ответ в тот же день 30 июня анонимный  представитель Госдепартамента заявил агентству Енхап, что «Соединенные Штаты продолжают поддерживать международные усилия, направленные на предоставление критически важной гуманитарной помощи, в надежде, что КНДР примет ее».

3 июля МИД КНДР выразило решительный протест против принятого на саммите НАТО решения лидеров США, Японии и Южной Кореи об укреплении трёхстороннего сотрудничества под предлогом реагирования на развитие ракетно-ядерной программы Северной Кореи.

22 августа на брифинге представитель госдепартамента Нед Прайс заявил, что  США не намерены вести переговоры с Северной Кореей как с ядерной державой. Прайс сказал об этом, комментируя отвергнутое Севером  предложение южнокорейского президента Юн Сок Ёля о предоставлении всесторонней экономической помощи в обмен на денуклеаризацию.

20 сентября специальный представитель США по Северной Корее Сон Ким повторил, что  летом Соединенные Штаты сделали Северной Корее предложение о диалоге по каналу связи в Нью-Йорке, но Север не ответил. В  качестве потенциальных причин, по которым Север оставался невосприимчивым к последним и предыдущим попыткам США в последние годы, Сон Ким указал, что «трудно заниматься какой-либо дипломатической деятельностью, в том числе с нами, если они находятся в полной изоляции» из-за карантинных мер. «Так что, когда они возьмут ситуацию с COVID под контроль и откроются, надеюсь, они проявят некоторый интерес». Коснувшись опасений по поводу возможности проведения Севером седьмого ядерного испытания, американский дипломат предупредил, что ответ будет «сильнее, чем раньше», если это произойдёт».

10 октября представитель госдепартамента США, комментируя фактический отказ Пхеньяна от диалога, заявил, что правительство США осуждает ракетные пуски, осуществлённые Северной Кореей в последнее время, одновременно сохраняя при этом стремление к диалогу. США отвергают позицию Севера, оправдывающую его провокационные действия необходимостью ответить на меры США по противодействию северокорейским угрозам.

18 октября посол США в Южной Корее  Филипп Голдберг    осудил   «угрозы Северной Кореи о применении тактического ядерного оружия»  как безответственные и опасные. Голдберг   дал понять, что администрация Джо Байдена привержена Договору о нераспространении ядерного оружия  и «наша работа на данный момент с нашими союзниками здесь и нашими союзниками в Японии заключается в том, чтобы реагировать на эти провокации и угрозы, демонстрируя решимость. Но никто не должен сомневаться в нашей приверженности расширенному сдерживанию». Кроме того, он  обвинил Китай в том, что он сделал мало для смягчения угроз Севера, пренебрегая своими обязательствами по резолюциям Совета Безопасности ООН.

25 октября 2022 г. экс-советник Белого дома по национальной безопасности Джон Болтон прямо и публично заявил, что в правительстве США велись дискуссии о смене режима в Северной Корее.  Правда, Болтон не уточнил, когда, в какой форме и каковы были детали переговоров, проведенных официальными лицами правительства США относительно этого вопроса. Кроме того, Болтон утверждал, что северокорейские ядерные объекты должны быть уничтожены, если это необходимо для безопасности США и их союзников.

25 октября   Нед Прайс   в очередной раз предупредил Северную Корею о возможных последствиях проведения   ядерных испытаний, призвав её к дипломатическому урегулированию проблемы.

27 октября  в своей Стратегии национальной обороны (NDS) министерство обороны США заявило, что «любая ядерная атака Северной Кореи против Соединенных Штатов или их союзников и партнеров неприемлема и приведет к падению этого режима»;  США также возложат на Северную Корею ответственность за любую передачу ядерного оружия или связанных с ним материалов и технологий другим субъектам. При этом представитель Совета национальной безопасности Белого дома Джон Кирби подтвердил приверженность США взаимодействию с Пхеньяном, но сказал, что США будут продолжать готовиться ко всем непредвиденным обстоятельствам одновременно.

Министр обороны Ллойд Остин  тоже заявил, что NDS «ясно видит» угрозы, исходящие от Северной Кореи и ее развивающегося ядерного и ракетного потенциала, а также подчеркиваются риски распространения ЯО, создаваемые Северной Кореей. Остается только понять, как при таком уровне изоляции Север будет нарушать режим НЯО.

31 октября Нед Прайс снова отметил, что  США не признаю́т Северную Корею в качестве государства, обладающего ядерным оружием. В северокорейской политике США не произошло никаких изменений. Её цель —  полная денуклеаризация Корейского полуострова,  но Вашингтон открыт для диалога с Пхеньяном без каких-либо «предварительных условий».

Как видно, несмотря на постоянные заявления о готовности к диалогу, на деле США не шли на него, засыпая Пхеньян необоснованными обвинениями в подготовке ядерного испытания, которое так и не произошло, выдвигая односторонние требования разоружения и наращивая санкционное давление и масштаб совместных маневров с РК. Немудрено, что такая политика привела к такому результату. Хотя голоса в поддержку иного подхода начинают звучать все громче, но о них – отдельно в следующих текстах.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».