В последнее время, в связи с событиями на мировой арене Соединенные Штаты активизировали свои действия по экспансии в Центральной Азии (ЦА). На фоне подорванного влияния в регионе из-за поспешного бегства из Афганистана в августе прошлого года, Вашингтон всячески пытается нарастить свои позиции в Центральной Азии, в частности, путем выстраивания сотрудничества в военной сфере, подминая под себя местные СМИ, политиков. На сайте правительства Соединенных Штатов сообщается, что центральноазиатским государствам уже предоставлено более девяти миллиардов долларов прямой помощи «для поддержки мира и безопасности, демократических реформ и экономического роста, а также решения гуманитарных вопросов». Не сумев запустить собственные инфраструктурные проекты в Центральной Азии и понимая, что пока выделенных средств для упрочения американской экспансии в регионе явно недостаточно, Вашингтон пытается присоединиться к уже имеющимся. В частности, к транзиту китайских товаров по логистическому коридору в обход России — Транскаспийскому маршруту. При этом госдепартаментом открыто признается, что целью политики Вашингтона является разъединение экономик России и стран центральноазиатского региона.
Политика США в Центральной Азии была детально обсуждена во время слушаний, прошедших 14 сентября в США на площадке комитета палаты представителей по иностранным делам. С достаточно откровенными заявлениями на них выступила заместитель помощника директора азиатского бюро USAID Анджали Каур, также подтвердившая, что целью действий и ее организации в Центральной Азии является «отстыкование» экономик стран региона от России. Как следует из последних документов Агентства США по международному развитию (USAID), «снижение зависимости Центральной Азии от российских рынков и экспортных маршрутов за счёт предоставления альтернатив было долгосрочным приоритетом, но сейчас это насущная необходимость и открывшаяся возможность, поскольку мы стремимся помочь региону отказаться от зависимости от России». В этих целях USAID выделено дополнительное увеличение бюджета программы мероприятий в сфере торговли в Центральной Азии на $15,2 млн. Общий бюджет программ USAID в Центральной Азии может составить примерно $34 млн и они развернутся в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. «Компаниям в регионе необходимо срочно найти новые рынки для своего экспорта — как товаров, так и услуг», — говорится в документе. Для этого странам региона со стороны USAID планируется оказание «технической поддержки» для увеличения торговли на международных рынках, «помощи» госучреждениям и предприятиям в вопросах логистики, а также установление контактов с организациями из ключевых секторов, что полностью вписывается в заявленные Анджали Каур цели «по разъединению экономик стран Центральной Азии и России».
Одновременно Вашингтон намеревается сделать дополнительный акцент по привязке к США местных СМИ. В этих целях, в частности, в начале октября исполняющая обязанности помощника госсекретаря Элизабет Трюдо посетила Узбекистан и Киргизскую Республику. Э.Трюдо курирует в США информационную политику и внешнеполитическое ведомство связи с общественностью. По сообщению госдепартамента накануне ее указанной поездки, в числе вопросов, которые поставлены ей на эту миссию, является ключевое внимание «противодействию информационному влиянию со стороны РФ и КНР, обсуждение важности свободной прессы и поддержки властями США повышения профессионализма и укрепления независимости СМИ». В ходе визита в Узбекистан Элизабет Трюдо встретилась с представителями неправительственных организаций, в Киргизии – с местными чиновниками и журналистами.
Одновременно США усилили акцент на военных инициативах, открыли для всех стран региона программы партнерства, заявили о готовности участвовать в обеспечении безопасности границ. Для этого они проводят учебные мероприятия и выделили более $90 млн в модернизацию границ.
В целях закрепления своих позиций в Центральной Азии через развитие военного сотрудничества, в конце февраля Вашингтон инициировал через свои связи в политических кругах Киргизии обсуждение нового соглашения о сотрудничестве с США в парламенте этой центральноазиатской страны. Примечательно, что предыдущее такое базовое соглашение от 1993 года было денонсировано в 2015 году. Особую инициативу в вопросе обсуждения с вооруженными силами Киргизии плана военного сотрудничества на ближайшие пять лет проявили представители национальной гвардии штата Монтана и Центрального командования (USCENTCOM).
В новой стратегии США в Центральной Азии в 2019-2025 годах особо выделяются в качестве наиболее устойчивых и мультивекторных игроков Казахстан и Узбекистан, с которыми Вашингтон намеревается развивать сотрудничество в первую очередь. Подчеркивая свои устремления определять политику во всех уголках мира, в новой стратегии США объявили о том, что берут на себя гарантии суверенитета стран Центральной Азии, формирование там «сильных демократических институтов», содействие процветанию и развитию экономики стран региона. Помимо выделения на эти цели странам ЦА $9 млрд в форме прямых инвестиций для продвижения «демократических реформ» и экономического роста, США активно идут на выделение различным организациям и государственным структурам региона многомиллиардных кредитов, займов и технической помощи, лоббирование интересов указанных стран в МВФ, ЕБРР, Азиатском банке развития. США уже профинансировали более 40 тыс. студенческих и профессиональных обменов.
Активизируя свою экспансию в Центральной Азии, в Вашингтоне рассчитывают, что могут достичь в этом плане успеха из-за ожидаемого сокращения экономического и военно-политического влияния России в ЦА в связи с событиями на Украине. Однако оторвать страны ЦА от российской экономики Вашингтону практически невозможно с учетом выстроенных задолго до прихода в регион США хозяйственных связей. Нельзя также забывать, что оборот этого региона с Россией составляет 118 млрд. долл., а с США – 12 млрд. долл. Помимо этого, многочисленные примеры участия США в экономиках самых разных стран, как в Латинской Америке, так и на евроазиатском материке, показывают, что США всегда ставят на первое место именно американские интересы. Кроме того, после саммитов в Самарканде и Астане идет в конструктивной форме сближение Центральной Азии и России.
Относительно попыток США усилить свое влияние в регионе за счет участия в региональной безопасности, нельзя забывать, что Казахстан, Киргизия и Таджикистан входят в состав ОДКБ. И это формирует дополнительные линии взаимодействия между ними и Россией. Повестка безопасности Центральной Азии, кроме того, определяется ШОС, куда входят все государства региона, за исключением Туркменистана.
Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».