В последние дни многие СМИ поспешили опубликовать «сенсационные сообщения» о том, что Ливан и Израиль «достигли соглашения о демаркации морской границы». Особую активность в публикации такой информации проявляют, естественно, СМИ США и Израиля, преподнося это практически как уже «безусловный исторический результат многолетних переговоров при посредничестве США».
Как сообщают ливанские СМИ, уже состоялась телефонная беседа между президентами США и Ливана, в которой Джо Байден поздравил Мишеля Ауна с «успешным завершением переговоров с Израилем». Премьер-министр Израиля Яир Лапид также в бравурном тоне сообщил о «достижении исторического соглашения о демаркации спорной морской границы между двумя государствами после многолетних переговоров», подчеркнув, что эта сделка ознаменовала достижение компромисса между государствами с историей войн и вражды, открыв путь для разведки энергоносителей на шельфе и ослабив источник недавней напряженности. «Это историческое достижение, которое укрепит безопасность Израиля, позволит инвестировать миллиарды в экономику Израиля и обеспечит стабильность нашей северной границы», ‒ говорится в заявлении Яира Лапида.
Президент Ливана Мишель Аун также заявил, что условия окончательного предложения США были удовлетворительными и выразил надежду, что о сделке будет объявлено как можно скорее. 9 октября администрация ливанского президента сообщила о получении от американского посредника Амоса Хохштейна итоговой версии документа, который планируется подписать 20 октября. Подчеркивается, что соглашение призвано разрешить территориальный спор в восточной части Средиземного моря в районе, где Ливан намерен вести разведку природного газа и Израиль уже добывает природный газ на близлежащих месторождениях.
Переговоры по определению сухопутной и морской границы между Ливаном и Израилем идут в поселении Накура в южном Ливане с 1996 года на основании меморандума о взаимопонимании под эгидой ООН и при посредничестве США.
Еще неделю назад премьер-министр Израиля Яир Лапид в ответ на внесение Ливаном новых замечаний в соглашение по демаркации морской границы, требовал от переговорной группе отклонить их. Ясно дав понять, что Израиль «никоим образом не пойдет на компромисс со своей безопасностью и экономическими интересами, даже если это означает, что соглашения в ближайшее время не будет».
5 октября руководство Ливана также, по сообщению издание Al Akhbar, выражало несогласие с несколькими пунктами предложенного США проекта соглашения о демаркации морских границ между Ливаном и Израилем. Выступая, в частности, против создания морской зоны безопасности, которая будет находиться под израильским контролем, и отказываясь признавать так называемую «линию буев» — морскую границу, в одностороннем порядке установленную Израилем в 2000 г.
При этом еще в августе военно-политический кабинет Израиля готов был пойти на превращение спора о морских границах с Ливаном в очередную затяжную войну в том случае, если он не будет разрешен мирно. Ситуацию также усугубляла диверсионная активность беспилотников «Хезболлы» вблизи спорных месторождений, в связи с чем Израиль предупредил соседа о рисках того, что ситуация может выйти из-под контроля. Так, израильские СМИ сообщали, что глава Генштаба Авив Кохави предупредил членов правительства о возможности перехода ситуации в нестабильную фазу и выхода за рамки ограниченного обмена ракетными ударами. Так как, по убеждению Кохави, для лидера ливанской группировки «Хезболла» Хасана Насраллы вопрос с борьбой за спорную акваторию представляет собой очередной способ мобилизовать своих последователей.
С воинственными предупреждениями выступал и министр финансов Израиля Авигдор Либерман, занимавший в прошлом пост главы оборонного ведомства: «Мы дадим понять Хасану Насралле самым недвусмысленным образом: если он захочет нанести удар по газодобывающей платформе «Кариш» в Восточном Средиземноморье, ограниченного обмена ударами не получится. Мы просто сотрем часть Бейрута с лица земли».
Что же касается дальнейшего признания сторонами достигнутого соглашения, то для Израиля определить судьбу достигнутых последних договренностей пока весьма сложно. Это, в частности, обусловлено тем, что любой вопрос о демаркации и делимитации границ с Ливаном должен быть вынесен на общенациональный референдум. Так как законодательство еврейского государства предписывает, чтобы договоренность, по которой меняются контуры юрисдикции, получила одобрение на общенародном голосовании. При этом, даже несмотря на то, что спорный участок морской территории находится за пределами территориальных вод Израиля, к нему применяются израильские законы. И это обстоятельство может осложнить саму процедуру утверждения и признания договоренностей с Ливаном.
Кроме того, определенные сложности в одобрении соглашения о демаркации границы между Ливаном и Израилем могут возникнуть и в самом Ливане. Где, как известно, из-за внутриполитических противоречий страна долгое время не может сформировать правительство, что существенно обостряет и без того серьезный экономический и политический кризис. Не стоит также забывать, что парламент Ливана не смог в конце сентября договориться о кандидатуре нового президента, который должен сменить действующего главу государства Мишеля Ауна, официальный срок полномочий которого истекает 31 октября. В мае «Хезболла» по итогам парламентских выборов в Ливане потеряла большинство, при этом явного лидера в парламенте голосование не выявило.
Не дожидаясь официального признания властями двух стран достигнутых договоренностей по соглашению о демаркации границ, премьер-министр Ливана Наджиб Микати попросил нефтегазовую компанию TotalEnergies немедленно начать геологоразведку «в ливанских территориальных водах». В той связи Микати встретился с делегацией французской компании и и. о. министра энергетики Валидом Файядом. По словам Файяда, благодаря деятельности французской нефтегазовой компании TotalEnergies, Ливан может присоединиться к списку нефтедобывающих стран.
Необходимо напомнить, что морской спор из-за богатых вод у побережья Ливана, граничащих с Израилем значительно обострился после открытия газовых месторождений в Средиземном море и заинтересованности обеих стран в максимизации экономической выгоды от добычи газа. Ранее предпринимавшиеся попытки посредничества до сих пор не увенчались успехом, хотя в ходе переговоров 2011-2012 гг. Израиль и согласился на компромисс, который предоставил большую часть (в соотношении 55:45) спорной территории (860 кв. км) Ливану. Тогда Ливан не отреагировал на эту уступку.
Что же касается нынешнего соглашения, то оно главным образом обусловлено сложной экономической ситуацией Ливана и требует, без сомнения, согласия «Хезболлы», также сталкивающейся с финансовыми трудностями и ожидающей своей доли дивидендов от добычи газа.
В принципе, это соглашение может способствовать рассмотрению четырехстороннего сотрудничества между Израилем, Ливаном, Кипром и Египтом для продвижения региональной транспортной газовой системы из Восточного Средиземноморья в Европу. Однако, хотя помимо экономической выгоды, соглашение между странами может иметь и другие определенные позитивные последствия, тем не менее сегодня все еще остается открытым вопрос: послужит ли соглашение стимулом для «Хезболлы» поддерживать спокойствие вдоль границы с Израилем с течением времени.
Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».