EN|FR|RU
Социальные сети:

Мьянма между Индией и Китаем

Пётр Коновалов, 22 апреля

ALG843534

Мьянма – относительно небольшая страна на полуострове Индокитай, лежащая между Индией, Китаем и другими странами индокитайского полуострова. Географическое положение Мьянмы таково, что она не только служит «буферной зоной» между конкурирующими азиатскими гигантами – Китаем и Индией.

Так, Индия на суше в значительной степени отделена от остальной Евразии странами, с которыми у нее не очень хорошие или непредсказуемые отношения: а именно, своим недругом Пакистаном, а также Афганистаном, у которого с Пакистаном весьма тесные связи, и своим конкурентом Китаем. При этом с Китаем, несмотря на конкуренцию, у Индии имеется огромный товарооборот. Но поскольку от Китая Индия в значительной степени отделена Гималайскими горами, немалая часть китайско-индийского товарооборота идет через Мьянму. Также через Мьянму Индия получает сухопутный выход в страны Юго-Восточной Азии. Таким образом, возможности сухопутного сообщения Индии с другими странами Евразии довольно ограничены, а те, что есть, очень сильно зависят от Мьянмы.

Китай не так изолирован от Евразии, как Индия, однако и он сильно зависит от мьянманской территории. Дело в том, что китайская экономика нуждается в огромном импорте углеводородного топлива, и значительная часть углеводородов, которые импортирует КНР, поступает из стран Ближнего Востока морским путем. Этот морской путь идет вдоль южного побережья Евразии и проходит из Индийского океана в Тихий океан через Малаккский пролив – водное пространство между Малайским полуостровом и островом Суматра.

Как известно, обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе сейчас напряженная, нарастают разногласия между Китаем и другими индо-тихоокеанскими державами, в первую очередь с США, на одной стороне с которыми выступают Индия, Австралия и др. В случае обострения конфликта этих стран с КНР, их ВМС могут легко заблокировать узкий Малаккский пролив и лишить Китай немалой части энергоносителей. Один из способов решить эту проблему для КНР – использование мьянманской территории. Наладив отношения с руководством Мьянмы и обеспечив свое влияние и присутствие на ее территории, Китай построил трубопроводы, по которым нефть и газ идут от мьянманских портов в КНР. Таким образом, многие танкеры, везущие углеводороды в Китай, теперь могут не идти через Малаккский пролив, а разгружаться в Мьянме, что не только позволяет разнообразить пути поступления топлива в КНР, но и сократить время доставки. Однако, чтобы трубопроводы исправно работали, Китаю необходимо поддерживать свое постоянное присутствие в Мьянме и всячески сохранять в этой стране свое влияние.

То же самое требуется Индии, чтобы не лишиться сухопутного сообщения с Китаем и Юго-Восточной Азией. При этом та сторона, которая добьется в Мьянме наибольшего влияния, не только обеспечит защиту своих интересов, но и получит рычаг воздействия на конкурента. Все это и создает почву для соперничества Китая и Индии за влияние в Мьянме.

Кроме того, следует помнить, что Мьянма – это небогатая страна с населением почти 53 млн человек, которая сама по себе является хорошим рынком сбыта и источником дешевой рабочей силы.

Сейчас самым близким партнером Мьянмы является КНР. В последнее десятилетие Китай запустил в Мьянме немало крупных инфраструктурных проектов (в том числе, упомянутые выше трубопроводы), из которых «Экономический коридор Китай-Мьянма» (ЭККМ) является частью глобальной китайской инициативы «Пояс и Путь». Проект, помимо прочего, включает план развития мьянманского глубоководного порта Кяукпхью на берегу Бенгальского залива Индийского океана. Из этого порта в Китай также будут доставляться углеводороды в обход Малаккского пролива. Кроме того, он увеличит доступ КНР к Индийскому океану. Кяукпхью уже взят Китаем в аренду на 50 лет, а Индия обеспокоена тем, что этот порт, расположенный недалеко от ее Андаманских островов, может превратиться в базу китайских ВМС. Также проект ЭККМ включает развитие Китайско-Мьянманской приграничной зоны экономического сотрудничества и прочие инициативы. Всего в «Экономический коридор» КНР решила вложить около $100 млрд.

Вся эта китайская активность в Мьянме сильно беспокоит Индию, которая, несмотря на свое богатство, вряд ли может соперничать с Поднебесной по объемам инвестиций. Однако недавно произошло событие, которое вселило в индийскую сторону определенную надежду на изменение ситуации: в феврале 2021 г. в Мьянме произошел переворот, и к власти пришло военное правительство. В проиндийских СМИ появились публикации о том, что многие мьянманские военные обеспокоены чрезмерным усилением китайского влияния в своей стране. В том числе на их настроения повлияли примеры Шри-Ланки, Мальдив и других стран, в которые Китай также вкладывал большие инвестиции, а потом эти страны оказались у КНР в «долговой ловушке», и инфраструктурные объекты, построенные на их территории на китайские деньги, теперь служат в основном интересам КНР. Индийская сторона рассчитывает, что новое руководство Мьянмы может пересмотреть планы реализации проекта ЭККМ и даже, возможно, совсем от него отказаться.

Вероятно, индийские надежды основаны на том факте, что военные уже были у власти в Мьянме, и в последние годы своего предыдущего правления они все более критически относились к сотрудничеству с Китаем. Так, в 2011 г. ставленник военных, президент Тейн Сейн, заморозил строительство ГЭС «Митсон» на мьянманской реке Ирравади, начатое китайскими компаниями, вложившими в проект $3,6 млрд. Это строительство вызвало массовые протесты мьянманского населения, и Тейн Сейн пообещал, что пока он у власти, оно продолжаться не будет. Однако уже в 2015 г. военные потеряли власть: в результате парламентских выборов, при сильной китайской поддержке, к власти в Мьянме пришла «Национальная лига за демократию» (НЛД) во главе с Аун Сан Су Чжи – мьянманкским оппозиционером, которая долгие годы считалась прозападным политиком, исповедующим западные ценности. Однако почему-то этот «прозападный политик» в те годы то и дело посещала Пекин и во многих важных вопросах советовалась с китайским руководством. Более того, Аун Сан Су Чжи участвовала в расследовании деятельности китайских компаний в Мьянме и выступала за продолжение их работы.

Определенную роль в победе НЛД в 2015 г. сыграл дипломатический провал военного правительства на переговорах о сохранении мира на период выборов с лидерами действующих в Мьянме незаконных вооруженных формирований. Как известно, Мьянма уже много десятилетий охвачена вялотекущей гражданской войной, и часть ее территорий контролируется различными экстремистскими и сепаратистскими группировками. По некоторым данным, многие из этих группировок, в том числе такие мощные как «Объединенная армия Государства Ва» и «Организация независимости Качин» имеют прокитайскую направленность и могут контролироваться из Пекина. Именно эти две могущественные организации оказались среди тех, кто отказался подписывать соглашение о прекращении огня с военным правительством в 2015 г., нанеся удар по его репутации перед выборами. Может быть, эти группировки следует рассматривать как еще один рычаг КНР для воздействия на Мьянму, воспользовавшись которым, Китай мог привести к власти НЛД.

Как уже говорилось, в феврале 2021 г. военные снова оказались у власти, сменив НЛД. Однако, скорее всего, они учли опыт, полученный ими в 2015 г., и теперь будут вести себя с Китаем гораздо осторожнее. Тем более, что осуществленный ими переворот вызвал негативную реакцию многих стран: угрозы санкций со стороны США, осуждение стран Европы, а также нарушение отношений с ближайшими соседями – странами АСЕАН (организации, в которой Мьянма является одним из важных членов). Так, представителей нового мьянманского руководства не пригласили на ряд встреч высокого уровня АСЕАН, прошедшие в октябре 2021 г.

Зато с критикой военного переворота в Мьянме не выступил Китай. Теперь, когда от Мьянмы отворачиваются Запад и ближайшие партнеры по АСЕАН, Поднебесная снова получает возможность утвердиться в качестве главного партнера этой страны, без поддержки которого Мьянма просто не сможет обойтись.

Индия тоже не ввела против Мьянмы каких-то особых санкций, лишь высказав «озабоченность» происходящим. Индийское руководство также делает инвестиции в Мьянму и реализует с ней экономические и инфраструктурные проекты, такие как Специальная экономическая зона в глубоководном порту Ситтве, автомагистраль Индия-Мьянма-Таиланд и мультимодальная транспортная сеть Каладан, соединяющая Индию с Мьянмой по суше и по морю. Эти проекты помогают Нью-Дели сохранять прочные позиции в Мьянме и дают Индии основания рассчитывать на нее как на ворота в Юго-Восточную Азию. Однако очевидно, что Китай действует гораздо активнее и вкладывает в Мьянму гораздо больше средств, при этом имея на нее и другие рычаги воздействия. Поэтому, хоть самой Мьянме выгодно сохранять баланс между Индией и Китаем, все-таки наибольшее влияние на ее территории пока имеет КНР, и в ближайшие годы ситуация, по-видимому, вряд ли изменится.

Петр Коновалов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».