EN|FR|RU
Социальные сети:

Иран — США: когда же будет новое соглашение?

Виктор Михин, 15 апреля

VIE34232

После длительных переговоров за последние 12 месяцев в Вене по так называемой ядерной сделке Ирана много сложных проектов и трудных препятствий, вне всякого сомнения, было преодолено и, по всей видимости, уже виден некий свет в американо-иранском тоннеле. Однако, как считают мировые СМИ, позитивный исход переговоров будет зависеть от решения сложного центрального вопроса: как относиться к Корпусу стражей исламской революции Ирана (КСИР)? Не зря те же мировые СМИ признали, что в настоящее время администрация Джо Байдена по этому вопросу находится между молотом и наковальней, и неизвестно, как она сможет решить этот сложный вопрос не только для них, но и для арабских соседей Ирана.

С иранской точки зрения ответ ясен. Если администрация Байдена хочет достичь соглашения, Революционная гвардия должна быть исключена из списка иностранных террористических организаций США (FTO), обозначение, которое применяется с момента выхода бывшего президента США Дональда Трампа из сделки в 2018 году. КСИР – это неотъемлемая часть иранской армии, считает иранское руководство. И если ее объявлять террористической организацией, то тогда следует и армию США приравнять к террористической, там более, что этому есть множество фактов и доказательств. Можно вспомнить, какие террористические действия предпринимали «славные» американские джи ай в Югославии, Сирии, Афганистане, Ираке, Ливии, Йемене. Именно после таких бандитских актов военного характера эти арабские государства не только потеряли свою независимость, но и буквально «рассыпались», поскольку был уничтожен государственный механизм управления.

Но нынешняя администрация сталкивается с ожесточенным сопротивлением по решению этого, как оказалось, весьма сложного вопроса внутри страны и на региональном уровне, что резко усложняет будущее решение Джо Байдена. Внутри страны некоторые республиканцы в Конгрессе возглавляют законодательные усилия, чтобы запретить администрации отменять санкции в отношении Корпуса стражей исламской революции в рамках нового ядерного соглашения с Тегераном. Республиканцы Брайан Маст и Скотт Перри по этому поводу представили законопроект о предотвращении сочувствующих терроризму от умиротворения террористов, который заблокирует решение Белого дома от исключения КСИР из списка FTO без одобрения Конгресса. В законопроекте Маст-Перри говорится, что обозначение терроризма КСИР “не может быть отменено или отменено, кроме как совместной резолюцией Конгресса”. В то время как Палата представителей остается под узким контролем Демократической партии, растущая оппозиция новому соглашению по обе стороны, вероятно, даст законодательству шанс на прохождение.

Вместе с тем в Палату представителей был также внесен отдельный двухпартийный законопроект, который потребует от администрации Байдена раскрыть информацию, как облегчение санкций для Ирана повысит возможности КСИР. В то время как Белый дом обязан в соответствии с законом 2015 года представить любую сделку с Ираном Конгрессу для утверждения, становится все более очевидным, что администрация в конце концов обойдет этот закон. Бывший президент Барак Обама использовал свои исполнительные полномочия для принятия первоначальной сделки в 2015 году, когда стало ясно, что Конгресс может ее убить.

Растущее давление на Байдена, чтобы остановить удаление Революционной гвардии из списка террористических организаций, ставит его в трудное положение. Он хочет завершить ядерную сделку с Ираном, чтобы не выглядеть слабым перед своими европейскими союзниками, особенно в нынешних довольно трудных для Запада условиях. Но отмена санкций в отношении Ирана приведет к появлению большего количества нефти на международных рынках, что, естественно, приведет к снижению цен на энергоносители. Ведь в настоящее время высокие цены на энергоносители угрожают рецессией, замедлением экономики, прежде всего на Западе, и резким понижением уровня жизни населения так называемого «Золотого миллиарда».

Однако, если Джо Байден пойдет на подписание с Ираном соглашения о ядерной сделке в ближайшие недели, отношения Вашингтона с традиционными союзниками, такими как Израиль и государства Персидского залива, пострадают. Арабские дипломаты из региона открыто говорят, что отношения с Вашингтоном уже переживают одну из «худших фаз за последние 70 лет». Официальные лица в ОАЭ и Саудовской Аравии в последние недели были редко вежливыми в своих переговорах с Западными дипломатами, постоянно напоминая им о своих обидах и недовольстве той политикой, которую ныне проводят США и другие страны Запада. Один западный дипломат завил британской газете The Guardian, что саудовский коллега сказал ему, что “это конец пути дружбы для нас и Байдена, а может быть, и для США”.

Дипломаты из Персидского залива, прежде всего саудовские, резко недовольны тем, что политика Байдена в отношении повстанцев — хуситов в Йемене, которых он исключил из списка террористических организаций, неспособность поддержать Эр-Рияд в его войне против Йемена, нежелание Вашингтона продавать истребители ОАЭ F-35 ставят под угрозу безопасность арабских государств Персидского залива. Кроме того, неуклонное стремление американской администрации вернуться к ядерному соглашению с Тегераном и предстоящая отмена санкций в отношении Ирана также ставят под угрозу безопасность всего Персидского залива, укрепляя тем самым Иран. В этом плане характерно, что, несмотря на неоднократные призывы официальных лиц США к арабам Персидского залива увеличить поставки нефти на мировой рынок, Эр-Рияд и Абу-Даби подтвердили свою приверженность согласованным квотам в рамках соглашения ОПЕК+, что побудило Байдена объявить о беспрецедентном использовании стратегического нефтяного резерва США в надежде на снижение цен на энергоносители.

Все эти факты наложили дополнительное бремя на и без того сложные переговоры с Ираном. Переговоры, застопорившиеся с середины марта, теперь сталкиваются с моментом истины, когда Тегеран и Вашингтон обвиняют друг друга в тупике. Официальный представитель МИД Ирана Саид Хатибзаде заявил, что иранские переговорщики не вернутся в Вену, где проходят переговоры по восстановлению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) с Ираном, пока Вашингтон не урегулирует нерешенные вопросы. “На данный момент у нас нет окончательного ответа из Вашингтона”, — добавил он, хотя министр иностранных дел Ирана Хосейн Амирабдоллахян заявил, что соглашение “близко” во время телефонного разговора с Генеральным секретарем ООН Антонио Гутеррешем.

Однако представитель Госдепартамента США Нед Прайс в привычной для себя безапелляционной манере завил, что именно Тегеран не дает возможности заключить сделку. Прайс в обычном для американцев духе пригрозил, что время истекает, поскольку Иран приблизился к точке ядерного “прорыва”, когда у него есть возможность создать ядерное оружие. Он предупредил, что продолжающееся ядерное развитие Ирана поставило его в “недели” прорыва, который сведет на нет преимущества нового соглашения.

Тщательный анализ заявления Прайса показывает, что на этот раз, не умея противостоять иранцам, американец, как всегда, прибег к дешевой демагогии, к модному сейчас фейку. Кто-кто, а персы всегда были умелые в переговорах, и даже терпя поражения на полях сражения, на переговорах умели выторговать себе наилучшие условия. Ну, а что касается американцев, то кроме того, как размахивать военной дубиной и угрожать другим, вести переговоры они совершенно не умеют. Естественно, постоянно находясь на обочине цивилизованного мира, американское руководство далеко от тайн, как нужно правильно, достойно и в свою пользу вести переговоры. Последние 30 лет этому были ярким свидетельством, и нет ничего удивительно в том, что сейчас народы и страны возвращаются к многополярному миру.

Во время своего турне по Израилю и Марокко, где он встретился с несколькими арабскими официальными лицами, госсекретарь США Энтони Блинкен не нашел ничего лучшего, как повторить набившие оскомину предупреждения о том, что чем дольше потребуется достижение ядерного соглашения с Ираном, тем меньше времени Тегерану потребуется для производства достаточного количества урана для создания ядерной бомбы. Официальные лица США в частном порядке говорят, что отказ от обозначения FTO мало повлияет на КСИР, потому что эти войска находится под длинным списком других санкций, которые не будут сняты ни в одной сделке. Пытаясь успокоить руководство арабских стран Персидского залива, специальный посланник США Роберт Малли подтвердил, что Вашингтон сохранит санкции в отношении КСИР, даже если организация в конечном итоге будет исключена из списка.

Тем временем Вашингтон, видимо, по инерции продолжает оказывать давление на Иран.  Министерство финансов США объявило о новых санкциях против нескольких организаций и компаний, которых оно обвиняет в причастности к закупкам и поставкам оборудования для иранской программы развития баллистических ракет. Тот факт, что за последние 40 лет вводимые против Ирана санкции не оказали никакого влияния на решимость иранцев идти своим собственным путем, не подчиняясь Вашингтону и его сателлитам, до американских недалеких дипломатов, видимо, не доходит.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».