В этом году Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) отмечает свое десятилетие. Начав функционировать 2 февраля 2012 года, она стала постоянно действующим регулирующим органом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Основное назначение Евразийской экономической комиссии — обеспечение условий функционирования и развития ЕАЭС, разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции. «Несмотря на внешнее давление, страны Евразийского экономического союза укрепляют и развивают сотрудничество», — заявил председатель правительства России Михаил Мишустин на межправительственном совете ЕАЭС 25 февраля.
Как хорошо известно, США и ЕС всячески препятствуют развитию и укреплению евразийской интеграции, пытаясь в подрывных целях внушить пока еще не ставшим полноценными членами Союза государствам (в частности, Узбекистану и Таджикистану), что вступление в ЕАЭС якобы негативно скажется на их торгово-экономических связях с западными странами. Особая активность Вашингтона в недопущении сближения с ЕАЭС Узбекистана обусловлена прежде всего тем, что это государство в Центральной Азии является одним из наиболее привлекательных с точки зрения ресурсов и потенциала развития. Еще в середине 90-х гг. США сделали ставку на ряд республик постсоветского пространства с целью усиления геополитического влияния: на Южном Кавказе – это Грузия, в европейской части СНГ – это Украина, в Центральной Азии – Узбекистан. Проводимая Вашингтоном политика показывает, что эта тенденция актуальна и сейчас. Однако, в отличие от Украины, которая была поставлена в условия жесткого выбора – либо Запад, либо ЕАЭС, Узбекистану Вашингтоном так и не удается пока навязать подобные условия выбора и блокового противостояния, так как серьезных противоречий между членством в ВТО и развитием евразийской интеграции – нет. До Андижанских событий 2005 года желание выбирать наиболее оптимальный формат взаимодействия приводило Ташкент к раскачиванию внешнеполитического курса как «качелей», то в сторону России, то в сторону США. Однако попытка государственного переворота убедила Узбекистан в необходимости проведения более взвешенного курса по отношению к военно-политическому сотрудничеству с США.
За последние годы ЕАЭС стал мощным региональным объединением с перспективами интеграции в глобальную экономику посредством сети соглашений о ЗСТ. Так, действующие и разрабатываемые соглашения дают возможность выхода на рынки Юго-Восточной Азии (через Вьетнам и Сингапур), Ближнего Востока (через Иран), Африки (через Египет), а также в будущем и на рынки Латинской Америки. В отдельных случаях условия торговли для экспортеров стран-ЕАЭС в рамках ЗСТ намного выгоднее условий ВТО (на отдельные группы товаров предусматривается полная отмена ввозных пошлин).
В условиях глобальной геополитической и экономической турбулентности развитие интеграции на евразийском пространстве приобретает особую значимость. И на этом пути Россия добилась существенного успеха в стратегировании интеграционных процессов на евразийском пространстве и сплочении своих ближайших соседей в рамках ЕАЭС. Была выработана обновленная концепция евразийской интеграции применительно к новым геополитическим и геоэкономическим условиям, начата ее поэтапная реализация с наиболее подготовленными партнерами из числа стран СНГ. При этом учитывается и негативный опыт на пространстве ЕАЭС, имеющиеся проблемы и в Казахстане, и в Киргизии, и в Белоруссии, и в Армении. Россия также переживает сложный геополитический и экономический период, находясь под грузом международных санкций, что отрицательно влияет на её экономику.
Тем не менее в результате выверенной политики евразийской интеграции за 2021 г. объем взаимной торговли стран ЕАЭС в стоимостном выражении поставил рекорд, достигнув 72,6 млрд долл. и увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 31,9%. Темпы роста взаимной торговли лишь немногим отставали от темпов роста внешней (35,1%), которая гораздо более зависит от экспорта энергоресурсов и в условиях хорошей ценовой конъюнктуры на рынке углеводородов обычно растет гораздо быстрее. По темпам роста торговли со странами ЕАЭС на первом месте в 2021 году оказалась Киргизия (44,9%), сумевшая существенно нарастить поставки странам Союза металлов и текстильных изделий. Второе место по этому показателю с практически одинаковым результатом занимают Казахстан (34,9%) и Россия (34,3%), показавшие высокие показатели наращивания поставок продовольствия, металлов и металлоизделий, а также древесины и целлюлозно-бумажных изделий. Затем по темпам роста внутрисоюзной торговли идут Армения (25,2%) и Белоруссия (24,7%) — у первой наиболее активно осуществляются поставки продовольствия, сельскохозяйственного сырья и текстиля, а у второй – продовольствия и металлов.
Высокие темпы роста взаимной торговли стран ЕАЭС свидетельствуют об экономической устойчивости объединения, имеющего значительные перспективы для дальнейшего развития. А в условиях санкционного давления на Россию и Белоруссию роль внутрисоюзного рынка может еще более возрасти.
Поэтому не удивительно, что Ташкент медленно, но уверенно сближается с ЕАЭС. Как известно, Узбекистан получил статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе в декабре 2020 года и с тех пор республика планомерно изучает правила функционирования ЕАЭС, стремясь углубить экономическое сотрудничество. 25 февраля премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов выступил на заседании Евразийского межправительственного совета, где сообщил о присоединении к отдельным проектам ЕАЭС. А немногим ранее — 31 января с. г. президент Республики Шавкат Мирзиёев подписал Стратегию развития Узбекистана на 2022-2026 годы, в соответствии с которой будет проведен анализ договора о ЕАЭС и выработаны предложения по дальнейшей интеграции республики с этим международным объединением, предстоит плавная синхронизация экономической политики для совмещения нормативных норм, к которым должны успеть подготовиться предприниматели. Эта работа должна быть завершена до конца 2022 года. Главный интерес для Узбекистана представляет очень большой рынок ЕАЭС, который уже является основным местом сбыта для узбекской плодоовощной продукции, текстильных товаров. Кроме того, Узбекистан заинтересован в совместном развитии транспортно-транзитного потенциала всех стран ЕАЭС.
Иран продолжает усилия по вступлению в Евразийский экономический союз на правах полноценного члена организации. С 21 марта 2021 года товарооборот Ирана с Евразийским экономическим союзом составил $ 5, 034 млрд, что на 48% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом ненефтяной экспорт Ирана в ЕАЭС составил более $1 млрд, что на 15% больше, чем за аналогичный период прошлого года, а ненефтяной импорт Ирана из Союза составил $ 3, 949 млрд, что на 95% больше, чем аналогичный показатель за прошлый год. Полноценное вступление в ЕАЭС стомиллионного Ирана сделает эту организацию потенциально более мощной, чем Евросоюз, а территория Евразийского экономического союза распространится от Северного Ледовитого до Индийского океана.
Появилась информация, что на фоне положительных результатов интеграционных процессов в ЕАЭС Абхазия и Южная Осетия могут попросить статус наблюдателя в Союзе. Хотя официальное обсуждение вхождения Абхазии и Южной Осетии в состав Евразийского экономического союза на данный момент преждевременно, при этом расширение экономической интеграции с Союзом может позволить республикам претендовать на статус наблюдателей в ЕАЭС.
Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».