Созданная после окончания Второй Мировой войны, Организация Объединенных Наций поставила своей главной целью защиту мира и справедливости во всех странах. В этой связи ООН принимала посильное участие в урегулировании самых разнообразных конфликтов, проведя с 1945 года порядка 70 миротворческих миссий. Сегодня «голубые каски» задействованы в 16 операциях ООН на четырёх континентах, за правопорядком следят около 100 тыс. военнослужащих и полицейских и 95 тыс. гражданского персонала. Выполняя свои миротворческие функции в горячих точках планеты, «голубые каски» нередко несут собственные потери, стали чаще подвергаться нападениям со стороны террористов. Наибольшие потери, по заявлениям Генсекретаря ООН Антониу Гутерреша, в частности произошли в последние годы в Мали, Центрально-Африканской Республике (ЦАР), Южном Судане, где продолжались ожесточённые гражданские войны.
Вместе с тем, нередко «голубые каски» и проводимая по линии ООН миротворческая деятельность сами становятся источником угрозы для мирных граждан, примером чему, в частности, является не стихающее уже около 30 лет обсуждение проблем сексуального насилия, коррупции и бездействия в стане миротворцев.
Впервые о противозаконных действиях «голубых касок» в ООН заговорили в 1990-е годы. В Боснии, Гвинее, Мозамбике, Либерии и Сьерра-Леоне военнослужащие были уличены в халатности, изнасилованиях, организации секс-торговли, передаче гуманитарной помощи в обмен на деньги или сексуальные услуги. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш заявлял, что в 2015 году «голубые каски» обвинялись в 99 случаях сексуального насилия, а уже к 2017 году таких инцидентов стало 145. Никого из них не осудили.
В системе ООН был даже создан специальный фонд помощи пострадавшим от неправомерных действий миротворцев, который в 2016 году составил почти $500 тыс.: $436 тыс. перечислили Япония, Норвегия, Индия, Бутан и Кипр, а $49 тыс. — правительства стран, чьих солдат заподозрили в нарушениях.
Формально каждый инцидент должен подвергаться тщательному расследованию, а военнослужащий — нести наказание. Однако международного механизма привлечения к ответственности участников миротворческих миссий не существует. Миротворцы (подобно дипломатам) обладают иммунитетом на уголовное преследование в стране пребывания, поэтому ООН может лишь потребовать отправить проштрафившегося солдата на родину и передать властям документы о фактах нарушения закона. Дальнейшее разбирательство находится в компетенции властей, которые направили военнослужащего в зону конфликта.
Однако, как показала практика, в ряде случаев иммунитет стал порождать безнаказанность, которая, в свою очередь переходила в преступления насильственного или экономического характера, прямого вмешательства в дела суверенных государств.
Так, французских миротворцев еще в 2013 году уличили в домогательствах к мальчикам в Центральноафриканской республике. Не гнушаются «миротворцы» в Африке и расхищением природных богатств. В частности, в фиксации одного из только недавних ДТП с машиной миротворцев ООН в ЦАР очевидцы опубликовали фото с места происшествия, где из бронеавтомобиля миротворцев выпали зеленые мешки, в которых находился дорогостоящий минерал — кобальт. Достаточно широко строили свой «бизнес» и земляки Генерального Секретаря ООН Антониу Гутерреша — португальские подразделения МИНУСКА в ЦАР, которые, как свидетельствуют разоблачения The Guardian, наладили канал вывоза из ЦАР в Португалию золота, алмазов и наркотиков бортами военной транспортной авиации.
Призванные для защиты мирного населения от угрозы террористов и бандформирований, нередко сами миротворцы в своих преступных действиях идут на негласное сотрудничество с ними, даже поставляя им оружие. Так, в декабре радикалы ЦАР из объединения группировок «Коалиция патриотов за перемены» (CPC) сымитировали нападение на конвой контингента многопрофильной комплексной миссии ООН (МИНУСКА) в деревне Тагбар ради получения партии вооружения. Представители миротворческого контингента ООН не стали даже вступать в бой и добровольно передали бандформированию винтовки и боеприпасы. «Это новая стратегия МИНУСКА по оснащению радикалов, когда миротворцы и боевики нашли быстрый и простой способ снабжения оружием за счет фейковых нападений на силы ООН», — написали СМИ ЦАР.
Независимый эксперт ООН по правам человека Яо Акбеци отмечал, что только в ЦАР расквартированы 14 тысяч миротворцев, что обходится международному сообществу в один миллиард долларов ежегодно. Но за несколько лет нахождения в ЦАР они и близко не показали эффективность в организации безопасности в стране. Несмотря на неоднократные требования простых африканцев и центральноафриканских политиков вывести контингент МИНУСКА из страны, ситуация не меняется.
В последние годы нарекания на миротворцев в Африке стали расти. В ООН это объясняют тем, что чаще всего в миротворческих миссиях участвуют солдаты из «неблагополучных государств», с учетом близости таких стран к зонам конфликта и желания заработать на доплатах от всемирной организации.
Еще одним направлением использования прикрытия ООН для преступной деятельности является все более бесцеремонное вмешательство ряда западных государств в дела суверенных сран отдельными представителями международной структуры. И наглядным примером этому в последнее время стали действия гражданки США Стефани Уильямс – специального советника генерального секретаря ООН в Ливии, которая, прикрываясь высоким званием международного чиновника, фактически стала контролировать разграбление природных ресурсов североафриканского государства и диктовать выгодную Вашингтону политику в этой североафриканской стране. Закончив в 2008 году магистратуру по курсу «Национальная безопасность» в Национальном военном колледже, она стала «специализироваться» на нефтяной сфере арабских стран. В экспертном сообществе С.Уильямс даже прозвали «серым кардиналом» арабской нефти. Она поработала в нефтяной сфере в Бахрейне, а в 2010 перешла на службу в госдепартамент, «отметилась» также в Иордании, Ираке, а в 2018 году стала поверенной в делах Белого дома в Ливии. В Ливии она весьма тесно работала с представителями триполитанского Правительства национального согласия (ПНС), на которое делал ставку Вашингтон, решая с ними в том числе вопросы блокады нефтяных объектов. В 2018 году под давлением Вашингтона генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш назначил С.Уильямс заместителем главы Миссии ООН по Ливии (МООНПЛ). Как писали в тот период отдельные СМИ, это назначение пролоббировали США для снижения влияние Франции в Ливии. В своей деятельности в этой североафриканской стране С.Уильямс последовательно проводила политику Вашингтона по возвращению полного контроля над нефтяным сектором в руки Национальной нефтяной корпорации (ННК). Детальное расследование коррупционной деятельности США и лично С.Уильямс с ливийской нефтью, а также ее попытки учредить под прикрытием ООН внешнее управление Вашингтоном Ливии, провели российские журналисты, используя вскрытые в ливийских СМИ факты.
С учетом указанных сведений российский МИД в процессе личной встречи с С.Уильямс 18 января в Москве заявил ей о недопустимости вмешательства в дела Ливии, необходимость строгого уважения осуществляемого самими ливийцами всеобъемлющего политического процесса при содействии ООН в соответствии с мандатом Совета Безопасности международной организации.
Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».