В начале января ряд СМИ вышел с кликбейтным заголовком «В Северной Корее заявили об изобретении Ким Чен Иром шаурмы». Это блюдо быстрого питания популярно в странах СНГ и заявление о его северокорейских корнях немедленно разошлось на негативные комментарии о том, как в КНДР оболванивают народ и заставляют его верить в то, что его высшее руководство, оказывается, придумало общеизвестное блюдо.
Якобы первоисточником этой информации стало британское издание Independent с текстом под названием «Северокорейцы наслаждаются буррито после того, как газета странным образом утверждает, что Ким Чен Ир изобрел блюдо в 2011 году». Оказывается, данное блюдо недавно появилось на телевидении в пропагандистской передаче, где его описали как “пшеничную обертку”, а центральная газета КНДР «Нодон синмун» сообщила, что это блюдо было первоначально изобретено в 2011 году Ким Чен Иром — отцом и предшественником нынешнего лидера. Кроме того, в статье утверждалось, что Ким Чен Ын также проявляет пристальный интерес к продуктам питания, популярность которых стремительно растет.
Мы дадим полный перевод этой небольшой заметки:
«В ларьке за пшеничными лепешками, фаршированными мясом.
У прилавка можно увидеть людей, у которых есть пшеничные лепешки, фаршированные мясом, и продавщиц, любезно объясняющих покупателям их пищевую ценность.
Всякий раз, когда мы становимся свидетелями таких сцен, мы с глубоким волнением вспоминаем образ председателя Ким Чен Ира, который был доволен во время своего полевого руководства недавно построенным цехом на фабрике пищевых продуктов Кымсон.
Когда Председатель заглянул в передвижной киоск, он дал указание подать людям разогретые пшеничные лепешки с начинкой. До сих пор мы вспоминаем его слова о том, что нашим людям было бы приятнее, если бы летом в ларьках им подавали минеральную воду, а зимой горячий чай с пшеничными лепешками.
Уважаемый Генеральный секретарь Ким Чен Ын, который унаследовал историю благородной любви Председателя к людям, проявил пристальный интерес к пшеничным лепешкам, начиная от их производства и заканчивая обслуживанием, и принял для этого меры. Действительно, небольшой киоск с фаршированными пшеничными лепешками ассоциируется с материнской любовью нашей партии».
Как видно, в тексте Ким Чен Ир отнюдь не позиционируется как изобретатель данного блюда: скорее он автор идеи наладить подобный вид быстрого питания, который, заметим, не является ни шаурмой, ни буррито в классическом понимании. По-корейски это блюдо называется мильссам (밀쌈) и похоже на аналог шаурмы в пшеничном лаваше, но уже в завернутом виде. Его не сворачивают на месте, а подогревают в микроволновке. В 2016 г. такая «быстрая еда» продавалась в Пхеньяне, в том числе в «Кэсонском международном парке» (основное место досуга студентов и школьников), где автор пробовал её лично.
Статья была опубликована в контексте декабрьского пленума ЦК ТПК, где Ким Чен Ын довольно много говорил о необходимости перестройки системы сельского хозяйства, в том числе об уделении большего внимания пшенице, а не рису. И поскольку мильссам — это именно пшеничная лепёшка, таким образом, подчёркивалось, что пропаганда продуктов из пшеницы на самом деле – не его личная инициатива, а продолжение курса великих предков.
Это довольно важный момент, так как в КНДР активно пытаются решать проблемы производственной безопасности за счет введения новых культур, которые не всегда «приживаются». Например, картофель, который неплохо спасает ситуацию с учетом климата и рельефа, северокорейцы потребляют только в переработанном виде – картофельной муке или лапше. Жареную картошку в ресторанах заказывают иностранцы. Поэтому при пропаганде новых видов продуктов стоит напомнить, что их внедрение благословил еще (в данном случае) отец нынешнего лидера.
Кстати, в традиционной корейской кухне такого аналога быстрого питания нет, хотя идея завернуть мясо в лепешку распространена по всему миру. Армянский бртуч, мексиканское буррито и ближневосточная шаурма появились независимо друг от друга. И если идея завести в Корее именно такой тип фаст-фуда принадлежала Киму, то его можно было бы назвать изобретателем мильссама – если бы СМИ КНДР написали бы хоть строчку о том, что это придумал он.
А потом Independent напечатала статью об этой статье, где «для простоты» переименовала «мильсам» в «буррито», — видимо, потому, что в английском варианте северокорейского текста корейское слово перевели как wheat cakes stuffed with meat. Кроме того, некорректный перевод или осознанное желание выпустить «утку» сделали Кима «изобретателем еды». СМИ, которые любят громкие заголовки, «для ещё большей простоты» переименовали «буррито» в «шаурму», а Ким Чен Иру создание данного типа еды было приписано не применительно к корейским реалиям, а вообще. После этого «утка» и обрела окончательную форму: «в Северной Корее утверждают, что шаурму изобрёл Ким Чен Ир».
Впрочем, стараниями специалистов, которые быстро добрались до исходников, эта «утка» была «сбита» довольно быстро и потому хочется отметить еще два фейка, которые привлекли внимание автора в эти дни.
Первый касался стильного кожаного плаща, который начал носить Ким Чен Ын. Поскольку в головах журналистов подобные плащи ассоциируются исключительно с эсэсовской формой, из этого сделали вывод о симпатиях Ким Чен Ына к нацистской Германии. Более того, по информации «Радио Свободная Азия», включенной в реестр СМИ-иноагентов (как обычно, со ссылкой на анонимных информаторов) такой плащ теперь разрешено носить только лично Генеральному секретарю ТПК Ким Чен Ыну.
Однако прошел почти месяц, и премьер-министр Ким Док Хун во время руководства на месте несколько раз появился в плаще аналогичного типа.
Второй фейк касался рассуждений о том, что день рождения Ким Чен Ына 8 января 2022 года станет отправной точкой нового витка культа личности – дескать, поскольку по официальной версии вождю исполняется 40, круглая дата станет моментом появления новых титулов и массовых портретов. Но дата прошла, и этого не случилось. День остался непраздничным, после чего самые быстрые эксперты не смутились и перенесли прогноз на следующую круглую дату.
Оставайтесь с нами для новых разоблачений фальшивых новостей и помните, что нередко их причиной может оказаться даже не злая воля. А некачественный перевод и желание придумать забористый заголовок, поскольку в современной журналистике качество статьи нередко определяется числом просмотров, а для этого надо, чтобы статью открыли, не обязательно прочитав до конца. Поэтому, хотя суть текста может корректировать громкий заголовок, кликбейт не случайно называется именно так – ловушка для клика.
Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».