06.10.2021 Автор: Константин Асмолов

Мун Чжэ Ин предлагает завершить Корейскую войну, Пхеньян отвечает «да, но не сейчас»

MOO88343

В сентябре 2021 г. президент РК в очередной раз посетил Америку для участия в 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где выступил с речью, отдельно остановившись в ней о проблеме мира на Корейском полуострове. В 2018 и 2020 годах, выступая в ООН, южнокорейский президент уже предлагал объявить о прекращении Корейской войны. На этот раз он добавил конкретики, указав, что в этом процессе должны принять участие РК, КНДР, США и Китай.

Кроме того, Мун Чжэ Ин предложил как можно скорее возобновить программу встреч разделённых семей Юга и Севера, а также развивать межкорейское сотрудничество в сферах здравоохранения и ликвидации последствий стихийных бедствий. При этом он не упомянул о недавних ракетных запусках Севера, сохраняя осторожность в целях возобновления диалога с Пхеньяном.

22 сентября Мун Чжэ Ин снова подчеркнул необходимость официального прекращения Корейской войны во время совместной церемонии передачи военных останков на Гавайях.

Министерство обороны США сразу же отметило, что «мы продолжаем стремиться к взаимодействию с КНДР для решения различных вопросов, и мы открыты для обсуждения возможности объявления прекращения войны». При этом пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби заявил, что целью по-прежнему является полная денуклеаризация Корейского полуострова.

Министр объединения Ли Ин Ён тоже заявил, что официальное прекращение Корейской войны может послужить полезной и экономически эффективной мерой для демонстрации отсутствия враждебности и возобновления ядерных переговоров с Северной Кореей.

Консервативная и главная оппозиционная партия Сила народа раскритиковала предложение Муна, заявив, что мир не может быть достигнут посредством декларации. Как подчеркнул бывший северокорейский дипломат, а ныне депутат Тхэ Ен Хо, объявление о прекращении войны следует рассматривать только после того, как Северная Корея сделает значимый шаг в направлении денуклеаризации. Между тем Север продолжает запускать ракеты, и по некоторым данным, начал работу своих ядерных объектов в Ёнбене. В этой ситуации «объявление о прекращении войны только заставит Северную Корею неверно поверить в то, что она может увидеть вывод американских войск с Корейского полуострова». Вовлечение Китая в четырехстороннее объявление о прекращении войны также маловероятно, учитывая переплетенное соперничество между Вашингтоном и Пекином.

Куда более интересен северокорейский ответ. 23 сентября заместитель министра иностранных дел Ли Тхэ Сон отметил, что декларация окончания войны является политической декларацией, официально провозглашающей окончание перемирия на Корейском полуострове, которое продолжалось до сих пор в течение долгого времени. В таком смысле она имеет символическое значение, но пока принятие декларации окончания войны «преждевременно и не может урегулировать имеющиеся разногласия». Ли отметил целый ряд военных приготовлений США, направленных на КНДР, включая снятие с РК ракетных ограничений или проведенные в феврале и августе нынешнего года запуски МБР «Минитмен-3». И сделал из этого вывод о том, что «нет никакой гарантии, что декларация окончания войны, являющаяся всего лишь бумагой, приведет к отказу враждебного отношения к нам, когда на Корейском полуострове сложилась чреватая взрывом обстановка». В такой ситуации заверение об окончании войны «не поможет стабилизировать ситуацию на Корейском полуострове и может использоваться в качестве прикрытия враждебной политики США».

Через несколько часов после этого заместитель заведующего отделом ЦК Трудовой партии Кореи Ким Ё Чжон опубликовала заявление для печати, в котором тон был чуть иным. «Декларация окончания войны в смысле физического окончания продолжающегося долгое время неустойчивого состояния перемирия на Корейском полуострове и отказа от враждебного отношения к визави является интересным предложением и хорошей идеей». Однако сейчас эту идею обсуждать не время – «в такой обстановке, когда продолжаются двойной стандарт, предвзятость, враждебная политика, враждебные слова и действия против нашего государства, как сейчас», подобное заявление приведет максимум к фото на память, а все проблемы останутся. «Для провозглашения окончания войны нужно взаимное уважение обеих сторон и прежде всего должны быть отменены предвзятый взгляд на визави, жестокая враждебная политика и несправедливые двойные стандарты». Если Южная Корея расстанется с прошлой тактикой, «всегда будет задумываться над дальнейшими словами и действиями и не поступит дальше враждебно, то мы с удовольствием готовы опять поддерживать тесное взаимопонимание между Севером и Югом и вести конструктивные обсуждения по восстановлению отношений и их дальнейшему развитию».

Как заявил 24 сентября старший секретарь Голубого дома по связям с общественностью Пак Су Хен, Сеул воспринимает положительный ответ Северной Кореи на предложение Мун Чжэ Ина как нечто очень важное и весомое. Что касается двух ответов с Севера в один и тот же день, то Пак утверждал, что он не видит несоответствия между этими заявлениями.

На этом фоне 25 сентября Ким Ё Чжон снова выступила с «добрым советом Южной Корее»: «Мы видим, что атмосфера разных слоев Южной Кореи для скорейшего восстановления замороженных межкорейских отношений и достижения мирной стабильности сильна до такой степени, что её невозможно преграждать, и у нас тоже нет другого желания. Поэтому у Севера и Юга нет необходимости придираться к другой стороне, заниматься словопрением и расточать ценное время». Если Южная Корея хочет восстановления и развития межкорейских отношений, ей не следует оценивать действия Севера как «провокации» и заниматься двоемыслием, одновременно развивая собственную военную мощь как «необходимость для сдерживания Севера». Поэтому Север ждет, когда Юг предпримет действия, «нацеленные на то, чтобы устранить все разжигающие конфронтацию искры, в том числе несправедливую, враждебную политику двойных стандартов в отношении КНДР, а также риторику оскорбительного характера». Только при «сохранении беспристрастности и уважения друг к другу» можно будет конструктивно обсудить и восстановление бюро связи Севера и Юга, и проведение межкорейского саммита. «Окончание войны также будет провозглашено в своё время».

Ким отметила, что все вышесказанное – ее личное мнение, и напомнила, что «мы уже в прошлом августе дали совет, что Южная Корея должна сделать правильный выбор».

Автор же использует этот повод, чтобы обратить внимание еще на ряд вопросов. Корейская война 1950-53 годов закончилась перемирием, технически оставив разделенные Кореи в состоянии войны до настоящего времени. При этом его подписали КНДР, войска ООН и «китайские добровольцы». Представитель РК отказался подписать перемирие, так как Ли Сын Ман желал воевать до победного конца. В результате проблема окончательного завершения Корейской войны связана с целым рядом сложных юридических процедур, связанных с тем, кто за кого и что должен подписывать.

Понятно, что соглашение о завершении конфликта должны подписывать его основные участники – Север, Юг, США и Китай, но….

Начнем с того, что с формальной точки зрения против Северной Кореи сражалась Южная Корея и пришедшие ей на помощь войска ООН, подавляющее большинство которых составляли американцы. Однако, формально они воевали не сами по себе, а под флагом ООН. Но, поскольку сегодня Север и Юг являются членами ООН, ООН не может подписать перемирие с кем-то из своих стран членов.

Вторая проблема касается участия Китая, который также принимал участие в войне по-факту, но делал это не официально, а в форме китайских народных добровольцев. Это помогло избежать дальнейшей эскалации конфликтов, но сейчас взывает проблемы. В том числе создавая прецедент, когда подобный вариант, направленный изначально для неофициального участия, все-таки приравнивается к официальному.

Ещё одна проблема заключается в том, что само соглашение о прекращении огня Южная Корея не подписывала. Тогда дело было в Ли Сын Мане, но если копнуть глубже, то подписанная в многостороннем формате декларация делает всех ее участников равноправными сторонами и является косвенным признанием того, что на Корейском полуострове всё-таки существуют два государства, что на самом деле неприемлемо как минимум для Юга, чей закон о национальной безопасности трактует Север как антигосударственную организацию, контролирующую часть территории РК.

Хочется напомнить, что, когда в начале своего правления Ли Мён Бак думал о ликвидации министерства объединения и передачи межкорейского вопроса МИД, проект был отменён из-за очень серьёзного общественного осуждения, в рамках того, что это будет равноценно признанию Севера независимой страной, а не незаконно отторгнутой частью полуострова.

Опять же, каким будет формат объявления? В отличие от мирного договора, который требует одобрения на парламентском уровне, декларация о прекращении войны является необязательным политическим заявлением и более легким шагом как для Вашингтона, так и для Пхеньяна. Однако возникает вопрос, насколько такое заявление будет иметь должную юридическую силу.

С другой стороны, завершение войны снимет с доски очень важный статус, который многое оправдывает, – на войне хороши многие средства, малоприемлемые в мирное время, а чрезвычайные обстоятельства военного времени позволяют оправдывать многое во внутренней политике.

Северная Корея неоднократно выдвигала предложения о завершении Корейской Войны, но, как представляется автору, цель заключается не столько в том, чтобы прекратить конфликт с Югом, сколько в том, чтобы завершить войну с Америкой. Именно поэтому предложения о завершении войны выдвигалось Пхеньяном в ходе переговоров с США, поскольку соглашение о прекращении огня сохраняет состояние войны, в отличие от окончательного решения вопроса.

Однако, Пхеньяну важно, чтобы подписанный документ не превратился в бумажку, не имеющую отношения к реальному положению дел. Именно поэтому ответ Ким Ё Чжон фактически свёлся к фразе «мы вернёмся к этому вопросу, когда политика Сеула в отношении Пхеньяна станет менее враждебной и кроме слов вы начнете двигаться навстречу». А отделение слов от дел – вещь важная, потому что автор постоянно обращает на это внимание: хотя по риторике Муна можно принять за сторонника диалога, реальные шаги в этом направлении делаются только после третьего удара кулаком по столу. Зато военные расходы и прочие приготовления растут так, как консерваторам и не снилось.

Затем, даже если все стороны придут к согласию, вопрос будут обсуждать, это займет какое-то время, а там и срок президентских полномочий Муна подойдет к концу, и не всякий кандидат от демократов с таким же жаром ухватится за данную идею. Ли Чжэ Мен, как наиболее левый, скорее всего, это сделает, но ему надо дожить до выборов.

Поэтому данное предложение рассмотрели и не отвергли принципиально, но фактически отложили до лучших времен. А когда наступят эти времена, судя по выступлению сестры Ким Чен Ына, решать Сеулу.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».