Заявление о создании конфигурации в составе Австралии, соединённого Королевства и США, получившей название AUKUS (по первым буквам названий стран-участниц), одно из самых примечательных событий в мировой политике последних недель.
Пока трудно сказать, что это такое. С высокой вероятностью это не новый военно-политический союз, ибо все три участника попарно итак давно связаны взаимными обязательствами в сфере обороны. О чём напоминает сообщение Белого дома на тему создания указанной конфигурации. Последней фразой данного документа принятые ранее обязательства “вновь подтверждаются”.
За исключением раздела, касающегося планов поставки Австралии 8-и АПЛ (видимо, с частичной локализацией производства), документ носит самый общий характер в стиле перестроечного мема “расширить и углубить”. В частности, говорится, что AUKUS создаётся для обеспечения ”повышенного уровня трёхстороннего партнёрства в сфере безопасности”.
Однако, если основной целью создания данной конфигурации являются попытки превратить Австралию в главную региональную силу, сдерживающую Китай, то это только повышает уровень недоумения относительно курса на китайском направлении нынешнего австралийского правительства. Который и ранее смотрелся как почти мазохистский. В случае же верности указанного выше предположения указанный курс будет выглядеть просто самоубийственным. В Китае уже предупредили, что приобретение Австралией флота АПЛ сделает эту страну мишенью при планировании использования собственного ядерного оружия.
В целом же заявленный проект AUKUS производит впечатление плохо продуманного экспромта, на котором отразились спешка и, видимо, скрытность (от элитных конкурентов?) его разработки. В частности уже высказывается мнение о его возможном негативном влиянии на другой проект QUAD, в целях извлечения которого из состояния пятнадцатилетнего небытия в последние год-полтора были приложены столь большие усилия. Судя по всему, о проектировании AUKUS ничего не знали в Японии и (что особенно важно) Индии, то есть в двух из четырёх странах-участницах QUAD. Как-то пройдёт запланированный на 24 сентября в Вашингтоне второй саммит QUAD?
Пока создаётся впечатление, что едва ли не главным мотивом образования AUKUS были деньги. Каковые в виде гигантской суммы 56 миллиардов евро одна из англосаксонских стран, а именно Австралия, “почему-то” решила в 2017 г. отдать историческим конкурентам французам. Которые тогда были объявлены победителями (в борьбе с японцами) в тендере на строительство для австралийских ВМС 12 современных дизель-электрических подводных лодок. Указанная сумма складывалась из затрат на строительство не только самих ДЭПЛ, но и необходимой портовой инфраструктуры, а также на обучение экипажей.
Видимо, Австралии “было строго указано старшими товарищами” в лице ВПК другой англосаксонской (и ведущей в мире) страны, то есть США: “За те же денежки мы вам сделаем лучше. Получите от нас ПЛ с ядерными силовыми установками”. А как же итоги проведенного (“в соответствие с принятыми правилами”) тендера? Очень просто: “правила” – это для других.
Неудивительно, что министр иностранных дел Франции Ж.-И. Лё Дриан впал в состояние гнева, узнав о самом факте формирования (втайне от ключевых союзников) AUKUS и содержании этого проекта. Чему есть вполне понятное (не только “подводно-лодочное”) объяснение. Только что (30 августа с. г.) состоялась первая встреча министров иностранных дел и обороны Франции и Австралии (в так называемом “Формате 2+2”), по итогам которого было принято Совместное заявление на тему “повышения стратегического партнёрства ”.
То есть в двусторонних отношениях всё шло, что называется, по накатанной колее, строительству которой содействовал, в частности, визит в мае 2018 г. в Австралию президента Э. Макрона. Сам Ж.-И Лё Дриан принял непосредственное участие в обеспечении успеха упомянутого выше тендера. И вдруг такой “удар в спину”. Похоже, что правительство С. Моррисона интриговало за спиной французских “стратегических партнёров” как раз в момент последних переговоров с ними.
Каково, однако, коварство! Ужас, что творится в мировой политике!
О самом серьёзном восприятии Францией случившегося свидетельствует отзыв послов из США (беспрецедентный шаг в отношениях между союзниками по НАТО) и Австралии. СК миновало такое проявления “гнева” Парижа, где полагают, что Лондон просто “слепо следовал” за другими участниками AUKUS (“чего с убогих взять”).
Судя по обсуждению в парламенте обстоятельств участия СК в данном проекте, упомянутая оценка того, каким образом Лондон оказался его участником, недалека от истины. Видимо, в процессе принятия ответственных решений в СК царит не меньший хаос, чем в Вашингтоне.
Что наблюдается в политике Лондона на китайском направлении. С одной стороны, только что прибывшая в Японию британская эскадра во главе с авианосцем Queen Elizabeth участвует в многосторонних учениях (с очевидно антикитайским подтекстом) в районе Окинавы. В тоже время из Лондона в Пекин следуют сигналы в стиле “вы нас не так поняли”.
В связи с этим, примечательным представляется назначение на пост министра иностранных дел СК Элизабет (“Лиз”) Трасс, до этого отвечавшей в правительстве за сферу внешней торговли. В частности, она реализовывала торгово-экономическую компоненту общей политики “уклона” СК в Индо-Тихоокеанский регион. Кстати, насколько можно понять, в прежней должности Э. Трасс была сторонницей развития отношений с РФ.
В целом же, повторим, создаётся впечатление о спешке и плохой продуманности последствий принятия проекта AUKUS. Неужели действительно “золото” закрыло глаза ответственным политикам, которые оказались неспособны просчитать достаточно очевидные последствия такого шага? Ибо подобного рода проекты имеют свойство далее развиваться согласно своей логике, вовсе не предусматривавшейся разработчиками.
В частности, применительно к AUKUS уже появляется определение “Тройственный союз”, которое провоцирует нехорошие исторические ассоциации. Именно с факта секретно оформленного в 1882 г. “Тройственного союза” (в составе Германии, Австро-Венгрии и Италии) историческая наука отсчитывает начало процесса движения к Первой мировой войне, имевшей самые тяжёлые последствия для всех. Как побеждённых, так и победителей.
Что касается России, то, не преувеличивая пока значимости проекта AUKUS, всё же потребуется его всесторонняя оценка, для чего явно недостаточно сопровождавших его письменных и устных слов. Нужна хоть какая-то конкретика, которой ещё только предстоит появиться.
С самых общих позиций можно указать на возрастающую актуальность дальнейшего укрепления складывающегося де-факто союза КНР-РФ, который (вновь это подчеркнём) не должен быть против кого-то нацелен. То есть он должен носить полностью оборонительный характер.
При этом необходимо искать контакты с теми силами США, которые озабочены решением внутренних проблем (из них сегодня едва ли не главной является задача обеспечения контроля внутриполитической ситуации), сокращением уровня вовлечённости страны во внешнеполитические дрязги и налаживанием отношений с РФ и КНР. Не в интересах этих последних перспектива государственного обрушения пока ещё ведущей мировой державы. Одна проблематика контроля арсеналов ядерного оружия США чего стоит.
Необходимо побороться за влияние на Германию (с Францией), Индию и даже Японию. В отношениях с каждой из них у РФ и КНР имеются свои сложности. Но позитивная перспектива в этом вопросе не выглядит полной фантазией. В этом плане Москве и Пекину потребуется гибкость и терпение в отношениях с каждой из перечисленных выше стран.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»