В одном из прошлых текстов мы обещали более подробно рассказать о том, как с приходом к власти Джо Байдена антияпонский накал Сеула начал снижаться. Первые признаки этого были замечены ещё в конце 2020 года, когда уже возникло ощущение, что вражда Сеула и Токио может негативно сказаться на партнёрстве Сеула и Вашингтона.
17 сентября 2020 г. заместитель помощника государственного секретаря США по вопросам Восточной Азии и Тихоокеанского региона Марк Нэппер отметил, что РК, США и Япония должны сотрудничать для защиты ценностей, которым угрожает Китай. Нэппер отметил, что Соглашение о защите конфиденциальности при обмене военной информацией (GSOMIA) между двумя странами играет важнейшую роль в совместных возможностях РК, США и Японии по противодействию угрозам. Поэтому Сеул и Токио должны найти пути разрешения исторических споров.
19 ноября 2020 г. Председатели объединённых комитетов начальников штабов вооружённых сил РК, США и Японии договорились сотрудничать во имя мира и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе. В ходе видеоконференции, генералы Вон Ин Чхоль, Марк Милли и Кодзи Ямадзаки подчеркнули важность трёхстороннего сотрудничества в деле денуклеаризации Корейского полуострова и установления прочного мира в регионе. Генерал Вон Ин Чхоль отметил исключительную важность трёхстороннего сотрудничества для денуклеаризации Корейского полуострова и установления постоянного мира в регионе. Генерал Милли отметил, что РК и Япония тщательно контролируют поддержание безопасности в регионе, пообещав им поддержку с использованием всего спектра военных возможностей. Согласившись с важностью трёхстороннего сотрудничества в интересах мира в регионе, генерал Ямадзаки призвал Пхеньян выполнять резолюции Совета Безопасности ООН.
Новая американская администрация провозгласила курс на «восстановление альянсов», важным элементом которого является активное привлечение союзников к планам сдерживания Китая и КНДР. В рамках «восстановления альянсов» Соединённые Штаты начали предпринимать серьёзные усилия к тому, чтобы прекратить торговую войну Японии и РК, и в этом контексте на Сеул начинает оказываться давление вплоть до того, что Южной Корее порекомендовали держаться итогов соглашения 2015 года
23 декабря спецпредставитель по вопросам мира и безопасности на полуострове Но Гю Док, по сути отвечающий за международное сотрудничество по северокорейскому вопросу, провёл телефонные переговоры со своим визави Такэхиро Фунакоси. Стороны обсудили планы взаимодействия как в двустороннем, так и в трёхстороннем формате с участием США по вопросам сохранения стабильности в регионе и достижения полной денуклеаризации на Корейском полуострове.
2 февраля 2021 года пресс-секретарь Министерства обороны РК отметил, что Япония и РК являются наиболее важными союзниками Штатов в регионе и что сотрудничество между ними – ключ к региональному миру и безопасности. «Трехстороннее сотрудничество между Соединенными Штатами, Республикой Корея и Японией жизненно важно для поддержания регионального мира, процветания и стабильности, включая борьбу с ядерной угрозой Северной Кореи, ОМУ и баллистическими ракетами и поддержание основанного на правилах международного порядка».
Аналогичную мысль высказал отчёт Исследовательской службы Конгресса США: крайне низкий уровень отношений между РК и Японией за последние десятилетия ослабляет возможность координации трёхстороннего взаимодействия.
Как уже хорошо видно, от перемены президентов курс на противостояние США и Китая не особенно изменился, и в этой ситуации Соединённые Штаты активно «собирают команду», делая это по различным дорожкам, но в рамках стратегии «восстановления альянсов». Сюда входит и желание Соединённых Штатов затащить Южную Корею в QUAD, и попытки превратить союз Вашингтона, Сеула и Токио в нормально работающий треугольник, а не «букву L», которой он является сейчас из-за низкого уровня японо-южнокорейских связей.
15 февраля 2021 года Но Гю Док и Такэхиро Фунакоси снова «обменялись мнениями о путях сотрудничества». Стороны договорились в дальнейшем проводить консультации на всех уровнях по различным темам, в том числе, по КНДР. Этот шаг был связан экспертами как с очередным предложением Мун Чжэ Ина о решении вопросов более гибким образом, так и, что более вероятно, телефонными переговорами между госсекретарём США и министром иностранных дел РК, где Энтони Блинкен подчеркнул важность продолжения трёхстороннего сотрудничества, в первую очередь против КНДР.
В феврале 2021 года глава МИД РК Чон Ый Ён заявил, что РК и Япония могут обратиться за помощью к США как общему союзнику, «если это необходимо для урегулирования их затянувшихся разногласий по историческим вопросам».
Собственно, в течение рассмотренного нами периода Госдеп США не раз заявлял, что если Вашингтон не будет работать вместе с Токио и Сеулом, то любой подход к Северной Корее, направленный на её денуклеаризацию, не будет эффективным.
Позитивно в Госдепе отреагировали и на заявление Мун Чжэ Ина от 1 марта 2021 года, где он в очередной раз предложил Японии диалог. В ответ на просьбу о комментарии представитель госдепартамента подчеркнул, что «прочные, тесные отношения между тремя странами способствуют достижению общих целей мира и безопасности на Корейском полуострове и во всём Индо-Тихоокеанском регионе». Администрация Джо Байдена привержена укреплению отношений с РК и Японией, которые являются ключевыми союзниками США в Северо-Восточной Азии.
В Госдепе, видимо, хорошо понимают разницу между заявлениями Муна и его же конкретными действиями, поэтому практически сразу же после выступления южнокорейского президента и.о. помощника госсекретаря США по Восточной Азии Сон Ким отметил, что США будут работать над дальнейшим сотрудничеством Южной Кореи и Японии, так как считают его жизненно важным для решения региональных проблем.
3 марта 2021 г. Джен Псаки назвала Японию и РК ключевыми партнёрами Соединённых Штатов в борьбе с угрозами, исходящими от Северной Кореи, а ещё один представитель Госдепа анонимно заявил агентству Рёнхап: «Соединённые Штаты неоднократно подчёркивали, что практика женщин для утешения была вопиющим нарушением прав человека, однако призвали продолжать совместную работу по этому вопросу, чтобы содействовать исцелению и примирению.
Похоже, что для Соединённых Штатов идеальным вариантом решения вопроса было бы соблюдение обеими сторонами соглашения 2015 года, ведь, как отметил один из комментаторов автора, что бы ни заявляли демократы о несоответствии этой сделки интересам народа, соглашение не было официально денонсировано, а выплаченные Японией и потраченные на компенсации деньги не возвращены.
15 марта 2021 года представитель Госдепартамента Нед Прайс впрямую призвал две страны действовать в рамках этого соглашения, тем более, что важную посредническую роль в его заключении сыграл Энтони Блинкен, который был заместителем госсекретаря в 2015–2017 годах.
Во время совместного визита госсекретаря Блинкена и министра обороны Ллойда Остина сначала в Токио, а затем в Сеул высокие американские чиновники также активно пытались превратить «букву L» в треугольник. «Наши альянсы — это то, что наши военные называют мультипликаторами силы, и с ними мы можем достичь гораздо большего, чем без них», — заявили они в совместной статье, опубликованной Washington Post.
Но если в Японии всё прошло без сучка и задоринки, то с Мун Чжэ Ином получилось следующее: как заявил глава государства в ходе состоявшейся 18 марта встречи с Блинкеном и Остином, Южная Корея «продолжит усилия по восстановлению отношений с Японией». И хотя американские представители «высоко оценили решимость» Сеула улучшить отношения с Токио и выразили надежду на прогресс, подобные формулировки говорят о недостаточном уровне сотрудничества.
22 марта 2021 года в Минобороны РК подтвердили стремление к расширению сотрудничества с Японией в сфере безопасности, а ранее министр обороны Со Ук назвал эти связи «ценным активом».
30 марта представитель Госдепартамента снова подчеркнул важность трёхстороннего сотрудничества и сделал это тогда, когда его спросили об американской позиции по поводу проблемы острова Токто. Ощущение такое, что в переводе с дипломатического это и целый ряд других заявлений можно изложить как «заканчивайте ваши бессмысленные споры и начинайте нормально работать».
31 марта начальник Управления безопасности Администрации президента РК Со Хун встречался в США со своими американскими и японскими коллегами. Ранее мы частично касались этой темы, но здесь отметим, что по сведениям «анонимных хорошо информированных источников» Соединённые Штаты снова потребовали сотрудничества от обеих сторон.
6 апреля официальный представитель администрации США заявил, что чувствует себя «очень оптимистично» в отношении Сеула и Токио: «думаю, что наше последовательное послание как Сеулу, так и Токио будет выражать, вы знаете, наше понимание того, что это сложный вопрос, но также, вы знаете, нашу надежду на то, что в то время как Япония и Корея обращаются к прошлому, они могут работать вместе над настоящим и будущим».
15 апреля высокопоставленный чиновник в Вашингтоне сообщил на условиях анонимности, что во время своих переговоров с Ёсихида Суга Джо Байден собирался обсудить сотрудничество Японии и РК.
5 мая 2021 года Госдепартамент в очередной раз призвал Сеул и Токио работать вместе «над вопросами, связанными с историей, таким образом, чтобы способствовать исцелению и примирению». Замечание, кстати, было сделано в ответ на вопрос, «почему Соединенные Штаты не посылают сильного и четкого сообщения о том, что женщины, принужденные к сексуальному рабству японскими военными во время Второй мировой войны, являются нарушением прав человека».
12 мая, после того, как администрация президента США Джо Байдена завершила выработку политики в отношении КНДР, в Токио прошла встреча главы Национальной службы разведки РК Пак Чи Вона, директора Национальной разведки США Аврил Хейнс и директора Информационно-исследовательского бюро при кабинете министров Японии Хироаки Такидзавы. Руководители спецслужб обменялись мнениями по Северной Корее, Китаю и другим геополитическим вопросам, но иные подробности были недоступны. Сеул фактически отказался комментировать итоги этой встречи, а также отдельных встреч Пака с представителями руководства Японии.
15 мая японское агентство Киодо цусин сообщило, что лидеры РК, США и Японии планируют встретиться в рамках саммита Большой семёрки, который пройдёт с 11 по 13 июня в Корнуолле. Будущий саммит станет первой подобной встречей с сентября 2017 года.
Тема трехстороннего сотрудничества мелькала и на полях визита Муна в США в мае 2021 г., но отметим, что в целом, если сотрудничество по военной линии или линии безопасности как-то идёт благодаря наличию «общей угрозы» в лице Севера, по остальным направлениям ситуация оканчивается призывами, а в южнокорейских СМИ периодически встречаются материалы с завуалированным выражением неудовольствия американским курсом, поскольку, по мнению их авторов, «администрация Байдена поддерживает Японию по политическим причинам». Поддержка заключается в том, что США не препятствуют японским планам по сбросу радиоактивной воды и пытаются затащить Корею в QUAD, что нарушит возможности РК балансировать между США и КНР.
Однако автор уверен в том, что, хотя антияпонизм как часть основополагающего государственного мифа РК изжить невозможно, в последние годы Муна государство убавит накал, и наиболее одиозными вещами будут заниматься НПО. Поскольку вся независимость Сеула в таких вопросах идет до первого окрика из Вашингтона и образ популиста никого не должен обманывать.
Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».