Стратегической целью Анкары всегда было развитие и закрепление прочных военно-политических и экономических связей с республиками Центральной Азии (Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном, Туркменистаном, Таджикистаном), а также Азербайджаном. На фоне формирования центральноазиатскими республиками своей национальной идентичности, стратегической и экономической автономии, модернизации своей инфраструктуры, Анкара в последнее время активно пытается замкнуть страны региона на себя по большинству из указанных направлений, отодвинув на задний план Россию и Китай, традиционно имеющих в этом регионе влияние.
В последние десятилетия экспансионистские амбиции Анкары стали расти особенно быстро с акцентом президента Эрдогана по закреплению «территории Турана» как глобального надгосударственного образования, объединяющего как тюркские, так и другие народы Центральной Азии и Сибири. И переломным моментом в этом плане стало, безусловно, создание в 2009 году Тюркского совета, с помощью которого Эрдоган рассчитывает заставить лидеров региона заложить основу для сотрудничества как единого политического блока, создания единого безвизового пространства к 2040 году.
31 марта в режиме видеоконференции в Казахстане пройдет саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ, Тюркский совет), по итогам которого ожидается принятие декларации, объявляющей город Туркестан на юге Казахстана духовной столицей «тюркского мира». По заключениям ряда региональных экспертов, «тюркский мир» продвигается Анкарой как конкретная внешнеполитическая доктрина, такая же идея, как и «русский мир» и «евразийское единство», с помощью которой, после победы Азербайджана в карабахской войне в Южном Закавказье, Турция рассчитывает получить выход в Центральную Азию через Каспий. Поэтому турецкий бизнес, поддерживающий Эрдогана, также стремится максимально использовать эту благоприятную ситуацию для того, чтобы выйти на центральноазиатские рынки. Другим перспективным направлением экспорта в регион в настоящее время Турция считает военно-техническое сотрудничество, поскольку оборонно-промышленному комплексу Турции есть что предложить внешнему миру и странам Центральной Азии. Поэтому сейчас и происходит активизация связей военных кругов Казахстана, Узбекистана и Турции.
В своих действиях и политической риторике президент Эрдоган уже неоднократно подтверждал свою решимость стать влиятельным игроком в стратегически важном центральноазиатском регионе, с более чем 200-миллионным молодым населением, совокупным ВВП, достигающим 2 триллионов долларов, и лидерами, не раз уже демонстрировавшими свою готовность создать независимую от Москвы национальную идентичность и проводить либеральную экономическую политику.
Анкара стала выстраивать в Центральной Азии отношения с активным использованием уже опробованного Западом применения различных НКО для смены политических приоритетов и ориентации в странах этого региона. В указанных целях на уровне социальных проектов, образования, культуры, развития сотрудничества в различных сферах, в том числе и в военной, Турция стала создавать очаги перманентного присутствия протурецкого лобби, в частности, в Казахстане, где выросло целое поколение элиты, получившее образование в турецких школах и ВУЗах.
В 2019 году Анкара четко заявила, что считает приоритетом отношения со странами Центральной Азии в рамках своей инициативы «Новая Азия», что стало сопровождаться беспрецедентной дипломатической активностью и огромными инвестициями. Одновременно ведущими турецкими компаниями стали реализовываться крупные проекты в сфере недвижимости и инфраструктуры, активизировалась деятельность тысяч небольших турецких компаний, работающих в различных секторах экономики. Все это привело к увеличению торгового оборота со странами региона до 8,5 миллиардов долларов уже в 2019 году.
Учреждение совместно с высшими турецкими учебными заведениями Ассоциации университетов Центральной Азии, объединившей самые престижные вузы региона, создание широкой сети школ, финансируемых правительством Турции, обусловило предпочтительность учебы в них для учащихся центральноазиатских республик.
Использование Турцией указанного фактора «мягкой силы» в укреплении своих позиций в Центральной Азии сопровождается активными шагами Анкары по уводу стран региона от кириллицы. Крупнейшее информационное агентство Турции Anadolu Ajansı уверяет, как только Казахстан, например, откажется от кириллицы, коммуникация этой страны с Турцией и другими тюркоязычными странами выйдет на новый уровень. Начнётся же переход на латинский алфавит в Казахстане уже скоро – в 2023 году.
Вместе с проектами в торгово-экономической сфере Анкара начала активно предлагать усиление военно-технического сотрудничества, особенно Узбекистану.
С учетом того, что Центральная Азия находится между двумя крупнейшими соперниками Америки — Россией и Китаем, закрепление в этом регионе Турции – страны-члена НАТО полностью соответствует интересам Вашингтона для получения реальной возможности через Анкару усилить свое политическое, экономическое и военное проникновение в регион, имеющий высокую стратегическую значимость и безграничные экономические перспективы. Турция, со своей стороны, также предлагает Америке содействие в усилении ее присутствия в регионе, к чему она всегда стремилась. Хотя Анкара еще не скоро сможет занять в центральноазиатском регионе место доминирующих Москвы (политически) и Пекина (экономически), поддержка Соединенных Штатов позволяет Турции и дальше продвигаться в этом стратегическом географическом регионе. А американо-турецкое сотрудничество и эффективное использование рычагов мягкой силы могут создать мощную платформу для противостояния российскому влиянию и растущему китайскому присутствию.
Кроме того, сотрудничество с Турцией на почве взаимных интересов в Центральной Азии активно используется Вашингтоном для стабилизации и улучшения заметно ухудшившихся в последний период двусторонних отношений между двумя союзниками по НАТО. Поэтому вполне возможно, что вопрос развития взаимовыгодного сотрудничества в Центральной Азии станет одной из тем для обсуждения на личной встрече Джо Байдена с Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Хотя Россию и Турцию в последнее время связывает все больше общих интересов, они являются геополитическими соперниками в силу исторического и географического факторов. В стратегических подходах в Центральной Азии в Москве не забывают, что Турция является членом Организации Североатлантического договора и имеет гораздо больше общих интересов в области политики и безопасности с Соединенными Штатами и другими странами Запада, чем с Россией, хотя ее отношения с ними складывались не лучшим образом в последние годы.
Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».