Региональная стратегия Индии направлена на укрепление статуса не только как регионального лидера в Южной Азии, но и важного паназиатского игрока. Однако, несмотря на свое лидирующее положение в регионе, Индия, в силу ряда объективных причин, сталкивается с трудностями в продвижении проектов южноазиатского регионального сотрудничества. К таким причинам, в частности, относятся индо-пакистанские и индо-китайские противоречия, специфика отношений Индии с малыми и средними странами региона, которые, стремясь избежать односторонней зависимости от Индии, не готовы к полномасштабной интеграции. В этих условиях регион Центральной Азии, наряду с Юго-Восточной Азией, представляется для индийской внешнеполитической и деловой элиты естественным направлением активности, где Индия могла бы существенно расширить и укрепить свое присутствие.
На протяжении веков Индия имела определенное влияние в центральноазиатском регионе, являясь его непосредственным соседом. После вступления Индии в состав Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в 2017 г. и создания в 2019 г. платформы диалога Индия — Центральная Азия, Дели получил ряд дополнительных возможностей для проецирования своего влияния на регион, многостороннего сотрудничества, а также реализации проектов. Вместе с тем, хотя Индия и рассматривает себя в качестве важного игрока, способного сыграть конструктивную роль не только в Центральной Азии, но и в рамках ШОС, отношение Дели к этой организации остается в определенной степени настороженным и пока рассматривается скорее как вторичный инструмент взаимодействия Индии со странами Центральной Азии, Китаем и Россией. Такая позиция в определенной степени объясняется представителями индийской политической элиты пока неясностью для них направления дальнейшей эволюции организации и характера взаимосвязей между ее членами, опасениями, что в ШОС будет доминировать Китай, а Россия будет взаимодействовать с ним на более дружественной, нежели с Индией основе.
В течение последних лет Индия сотрудничает в Центральной Азии с целым рядом региональных партнеров в целях развития крупного инфраструктурного коридора «Север-Юг», предназначенного для расширения индийской торговли и инвестиций в Афганистан, Центральную Азию, Россию и Европу. По этому 7200-километровому мультимодальному маршруту индийские товары через Аравийское море уже доставляются в южный иранский порт Бандер-Аббас, откуда они движутся на север автомобильным и железнодорожным транспортом через Иран и Азербайджан в Россию и Европу. В конечном итоге этот проект соединит Индию с Турцией и республиками Центральной Азии, а также с сетью транссибирских железных дорог «Восток-Запад», что позволит получить доступ как к рынкам ЕС, так и к рынкам Китая.
Стратегические интересы Индии в Центральной Азии включают доступ к энергетическим ресурсам, расширение экономического влияния Индии и углубление ее региональной интеграции. Стремясь обеспечить свою энергетическую безопасность, Индия старается снизить свою чрезмерную зависимость от сырой нефти из нестабильного региона Персидского залива, диверсифицируя ее поступление за счет новых закупок из Африки, Соединенных Штатов и других источников. И в этом контексте доступ к центральноазиатским природным нефтегазовым ресурсам рассматривается Индией в качестве важного элемента.
Особое значение в этом плане для Индии имеет Туркменистан, занимающий четвертое место в мире по запасам природного газа, а также из-за давно планируемого газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, по которому Индия могла бы получать до 33 млрд кубометров газа в год.
Также значительный интерес для гражданской программы Индии в области ядерной энергетики имеет доступ к поставкам урана из Узбекистана и Казахстана.
В 2019 году между Индией и Узбекистаном, занимающим седьмое место в мире по экспорту урана, был подписан долгосрочный контракт на поставку урана. Укрепление на этой основе сотрудничества между обоими государствами может дать рост двусторонней торговли и инвестиций. Переговоры о заключении соглашения о свободной торговле активно ведутся.
Стратегический интерес Индии к Казахстану также обусловлен получением доступа к его урановым месторождениям. Сегодня на долю Казахстана приходится порядка 15% мирового извлекаемого урана, а с 2014 года Индия обеспечивает около 80% индийского импорта урана именно за счет Казахстана.
Но и месторождения золота, серебра, алюминия и других стратегических минералов в государствах Центральной Азии серьезно привлекают представителей индийской экономики и промышленности, особенно в Киргизии.
Что же касается Таджикистана, то он имеет невысокий экономический интерес для Индии. Однако его географическое положение в центре Центральной Азии, наличие юго-восточной границы к северу от восточного полуострова Ваханского коридора Афганистана, геостратегической полосы земли, которая граничит с Китаем на востоке, и Кашмиром, представляет для Индии особый стратегический интерес. Именно поэтому расположенная в 130 километрах к юго-востоку от столицы Таджикистана Душанбе авиабаза Фархор стала с 2005 года первой и пока единственной индийской заграничной военной базой, которая действует в сотрудничестве с таджикскими ВВС.
Доля индийских инвестиций в регионе в целом пока еще очень скромная, тем не менее потенциал этого направления велик. По мере решения транспортно-коммуникационных вопросов в будущем можно рассчитывать на увеличение объема индийского капитала в национальных экономиках стран Центральной Азии.
С учетом своих торгово-экономических интересов Индия активно инвестирует в традиционные для себя направления – текстильную промышленность, инновационную медицину, фармацевтику, информационные технологии. Участие Индии в стратегически важном для Центральной Азии проекте строительства железной дороги Мазари-Шариф – Герат, пролегающей по территории Афганистана, Ирана откроет двери Индии к Центральной Азии, предоставив возможность всем заинтересованным сторонам получить доступ к рынкам соседних стран и регионов.
Совместно с региональными партнерами в 2020 году Индия создала Деловой совет Индии и Центральной Азии, который в феврале 2020 года уже провел свое первое заседание с целью углубления связей между индийскими бизнес-кругами и торговыми палатами государств региона. Также создается Группа развития Индия – Центральная Азия, через которую Дели будет предлагать финансирование для проектов развития в регионе через свои кредитные линии ЭКСИМ Банка и предоставление технической экспертизы.
Расширяя торгово-экономическое сотрудничество в направлении «Север-Юг», Индия стремится также укрепить политический диалог с наиболее значимыми для себя партнерами: Афганистаном, Ираном, странами Центральной Азии, Россией, Восточной Европой. Но сотрудничество с Индией, при правильной расстановке акцентов, может придать необходимый импульс и для дальнейшего развития стран Центральной Азии, особенно учитывая, что Индия является второй страной мира по численности населения и шестой по объёму ВВП, что объективно позволяет ей стать одним из основных центров силы в мире.
Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».