Россия входит в число главных мировых поставщиков технологий и высокотехнологичной продукции, связанных с обороной, космосом, атомной энергетикой и т.д., то есть стратегически важными сферами деятельности, оценить достижения в которых в полной мере могут лишь профессионалы. Что касается производства и экспорта продукции повседневного пользования для обычных людей, например, легковых автомобилей, то здесь РФ не входит в число мировых лидеров, предпочитая расходовать время и ресурсы на более глобальные задачи. Однако и в автомобилестроении определенные успехи у России есть.
Как известно, крупнейшим производителем автомобилей в России и Восточной Европе является российская компания АвтоВАЗ, которая в свое время производила популярные по всему миру автомобили NIVA, а в наши дни производящая разные модели автомобиля марки LADA. В 2013, 2014, 2015 и 2019 гг. представитель этой марки, LADA Granta, становился самым продаваемым автомобилем в РФ. В 2020 г., несмотря на всемирный экономический кризис, связанный с пандемией коронавируса, автомобили LADA побили в РФ рекорд продаж с 2013 г.
Однако, помимо России, продукция АвтоВАЗа популярна и за рубежом: в странах СНГ и в Африке, а также в странах Латинской Америки. В свое время АвтоВАЗовские машины были также довольно популярны на Западе. Так, в советские времена внедорожник NIVA экспортировался в Великобританию, Канаду и Австралию, а в 1990-е гг. лицензионное производство автомобилей LADA осуществлялось в Бельгии и Финляндии. Однако охватившая Запад идеология борьбы за экологию (которая в наши дни уже приобрела черты тоталитарного культа и весьма часто стала политизироваться) привела к тому, что производство в Евросоюзе российских машин было прекращено, невзирая на желания его граждан-автомобилистов. Экспортные поставки автомобилей LADA в Европу закончились в 2019 г.
Тем не менее и без Евросоюза покупатели у АвтоВАЗа остались: в 2019 г. российские автомобили продавались в 34-х государствах по всему миру.
В наши дни лицензионная сборка автомобилей LADA осуществляется в Египте и Украине, а до начала 2021 г. велась также в Казахстане.
Что касается Арабской Республики Египет, то с этой североафриканской страной АвтоВАЗ ведет активное и плодотворное сотрудничество уже десятки лет.
Российские автомобили стали популярны в Египте еще в советские времена. Благодаря их надежности, легкому ремонту и умеренной стоимости эта популярность сохраняется до сих пор. Машины массово используются в стране таксистами, предпринимателями, а также в госструктурах, в том числе в полиции.
В 1999 г. эксклюзивным распространителем автомобиля LADA в Египте стала компания Alamal. Она получила исключительные права на импорт, сборку, распространение и продажу российского автомобиля и его запчастей на египетской территории. Также компания получила эксклюзивное право на обслуживание и ремонт продукции АвтоВАЗа в своей стране.
Высокий спрос привел к тому, что в 2002 г. в Каире начало работу предприятие LADA—Egypt по сборке на заводе Alamal автомобилей LADA из базовых комплектов деталей российского производства с использованием определенного количества египетских компонентов. Тогда руководство LADA—Egypt планировало продавать по 5 тыс. машин в год, и эти ожидания более чем оправдались.
В том же году в городе Эль-Ашир-мин-Рамадан, недалеко от египетской столицы Каир, началось строительство большого завода для сборки автомобилей LADA. АвтоВАЗ и LADA—Egypt запустили это предприятие в 2006 г. С тех пор в Египте выпускались две модели: LADA 2107 и LADA 2110, которые производились на территории страны, пока их не перестали выпускать в России. Вместо них в последнее десятилетие в Египте начали выпускать LADA Granta – современную модель автомобиля LADA, которая, как упоминалось выше, регулярно бьет рекорды продаж в РФ.
В 2018 г. АвтоВАЗ провел обновление LADA Granta. Обновленная модель известна как «Новая LADA Granta», или LADA Granta FL. Вскоре ее начали собирать в Египте. Компания Alamal, на мощностях которой происходит сборка, сейчас является крупнейшим производителем и поставщиком автомобилей в стране, и в немалой степени этому способствовал успех российских автомобилей.
В ноябре 2019 г. «Новая LADA Granta» стала продаваться на египетском рынке. Точные данные о продажах автомобиля в Египте за 2020 г. пока недоступны, однако известно, что за прошедший 2020-й год РФ поставила в эту страну наземных транспортных средств более чем на $112 млн. Вероятно, комплекты деталей LADA для сборки входят в этот объем.
В Республике Казахстан (РК) дела у АвтоВАЗа идут еще лучше, чем в Египте. Казахстан – это большая, богатая ресурсами страна с динамично развивающейся экономикой. Она нуждается в большом количестве качественных, легко обслуживаемых и относительно недорогих легковых автомобилей, и продукция российского автопрома кажется ей, как и Египту, как и многим другим странам, оптимальным вариантом.
Сборка автомобилей LADA в РК началась в 2002 г., на крупном автозаводе «Азия-Авто».
Сейчас Казахстан – главный рынок сбыта автомобилей LADA, которых к середине 2018 г. в стране было более 177 тыс.
В связи со стабильным ростом спроса летом 2018 г. в РК начали работу магазины сети LADA Dеталь, в которых продаются оригинальные запчасти и расходные материалы для LADA.
В 2018 и 2019 гг. LADA становилась самым продаваемым автомобилем на казахстанском рынке. То же самое произошло и в 2020 г., несмотря на всемирный экономический спад, связанный с COVID-19.
В феврале 2021 г. сборка автомобилей LADA в Казахстане была остановлена. Однако, насколько известно, причиной этого стали не какие-либо проблемы АвтоВАЗа, а конфликт между правительством РК и казахстанским заводом «Азия-Авто», на котором осуществлялась сборка, и от которого теперь руководство РК требует выплатить более $400 млн. Несмотря на убытки, которые принесет АвтоВАЗу эта история, уходить с казахского рынка он не намерен. Более того, российская компания планирует расширение деятельности в РК, для чего сборка автомобилей LADA может быть перенесена на другое казахстанское предприятие.
Казахстан и Египет – примеры стран, в которых АвтоВАЗ достиг наибольших успехов и локализовал производство. Однако, как упоминалось выше, география поставок его продукции гораздо шире. В 2020 г. АвтоВАЗ продолжал укреплять позиции на мировом рынке. В Азии были открыты новые каналы поставок в Армению, Таджикистан и Туркменистан. Несмотря на сложную экономическую ситуацию во всем мире, российский автопром удерживает свои позиции и готов к развитию.
Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».