24.02.2021 Автор: Валерий Куликов

Жизнь в долг на постсоветском пространстве

DEBP423

Мир стоит на краю самой настоящей долговой ямы: по подсчетам Института международных финансов (США), совокупный мировой долг приближается к $275 триллионам, или 365% мирового ВВП. Из-за высокой закредитованности правительств, предприятий, населения мировая экономика находится на пороге масштабного кризиса. Проблемы банковских секторов отдельных стран создают риски для международной финансовой системы в целом. Вызовет ли общемировая привычка жить в кредит новую Великую депрессию – эта озабоченность владеет сегодня умами не только экономистов и финансистов, но и политиков, простых граждан во всем мире, особенно на фоне серьезных финансовых проблем в США.

На размер госдолга влияют многие факторы, такие как население страны, размер экономики, провальная политика властей и другие.

С учетом многообразия стран и испытываемых каждой из них своих проблем, посмотрим на ситуацию в странах так называемого постсоветского пространства и, прежде всего, в тех из них, что входят в СНГ, а также Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Традиционным лидером по закредитованности среди бывших республик СССР является Украина, где совокупный государственный долг вырос только в 2020 году на 6,98% в долларовом эквиваленте, составив, соответственно, $90,26 млрд, о чем сообщило министерство финансов страны. Уже в 2019 году он перевалил за 90% ВВП. Украина в 2021 году должна вернуть только Международному валютному фонду почти $1,7 млрд долгов, при этом Киев может рассчитывать лишь на два транша в размере 1,4 млрд долларов.

Особенно стремительно показатель закредитованности стал расти у Украины с 2014 года. Экономическая ценность проевропейского курса, по которому Украина движется с 2014 года, на поверку оказалась не так уж и радостна: утрата в погоне за европейскими миражами рынков России и большинства других стран СНГ не могла не сказаться на значительном падении сальдо торгового баланса. Как отмечают украинские СМИ, реальная цена зоны свободной торговли с ЕС — это деградация остатков промышленности национальной экономики, архаизация модели разделения труда и окончательная потеря минимального индустриального базиса в производстве со скатыванием к модели аграрной державы. Коррупция и слабое государственное управление отпугивали иностранных инвесторов, что, наряду с пандемией, оказало негативное влияние на экономические результаты в прошлом году, указывает Bloomberg.

С учетом негативных финансово-экономических показателей Украины, более 71% ее граждан считают, что жизнь в стране становится хуже с каждым следующим президентом, о чем свидетельствуют данные опроса, проведенного центром «Социальный мониторинг». Ранее из результатов опроса этого центра стало известно, что более 45% жителей Украины выступили за проведение досрочных выборов президента. Более 70% населения Украины считают, что дела в стране идут в неправильном направлении, следует и из данных Киевского международного института социологии (КМИС).

Весьма сложная ситуация наблюдается в Грузии. По данным грузинских СМИ, госдолг Грузии на 1 октября достиг $8,9 млрд (что составляет 54,6% от ВВП), а общий внешний долг страны составил $19,7 млрд, из которых $8,3 млрд приходится на частный сектор.

Как и у Грузии, немалые долги у Армении – тоже больше половины ВВП. У Молдавии – примерно 35%. Азербайджан, благодаря успешной добыче и экспорту энергоносителей до нынешнего времени оставался страной с госдолгом едва ли не мизерным – не более 18% от ВВП.

По данным Минфина Казахстана, на 1 октября 2020 года госдолг республики составлял $45,8 млрд, 80% этой суммы приходится на долг правительства, а государственный внешний долг составил $12,3 млрд.

Немалый объем госдолга (73,5% ВВП) имеет Киргизия.

В октябре 2020 года государственный долг Таджикистана составлял $3,7 млрд (44,9% ВВП) — на 80% он состоит из внешнего долга, остальная часть — это внутренний долг. Если в 1997 году крупными кредиторами Таджикистана были Россия и Узбекистан, где их доля составляла 52% и 31%, соответственно, то за последние 12 лет самым крупным кредитором Таджикистана остается Экспортно-импортный банк Китая (Эксимбанк). Китай начал кредитовать проекты Таджикистана с 2007 года в рамках Шанхайской организации сотрудничества, предоставив кредит на строительство высоковольтных линий электропередач, а также на реабилитацию автомобильной дороги «Душанбе – Чанак» (общая стоимость только этого проекта составила $304,5 млн).

Об условиях, по которым Таджикистан получает кредиты, обычно не говорят. Тем не менее отмечено, что, с приходом китайских кредитов, в Таджикистан поступила и рабочая сила из КНР вместе с такими крупными компаниями, как CNPC, China Road and Bridge, Zijing Mining и др. Они реализуют проекты в Таджикистане, которые финансирует китайское правительство. Также китайскую рабочую силу можно увидеть и в сельскохозяйственном секторе страны.

В 2011 году Таджикистан передал часть своей территории Китаю после того, как парламент Таджикистана ратифицировал протокол о демаркации своей границы, согласно которому Китаю отходит 1,1 тысячи квадратных километров спорных территорий на востоке страны. Эксперты предполагали, что в этой части гор Памира есть месторождения не только драгоценных камней, но и урана. И это, возможно, было одним из условий выделения льготных китайских кредитов Таджикистану.

Государственный долг Узбекистана, привлеченный под государственное поручительство на внешних и внутренних рынках, по состоянию на 1 октября 2020 года составил $20,8 млрд (36,8% от ВВП), внешний госдолг составляет $18,5 млрд.

С 90-х годов, после начала проведения государствами Центральной Азии независимой политики, влияние в регионе Китая стало расти, что было обусловлено стремлением Пекина сохранить мир в граничащих с ним государствах. В связи с этим, особенно в последнее время, увеличилось и количество кредитов государствам ЦА со стороны Китая, что весьма ревностно было воспринято прежде всего в США, не желавших усиления позиций КНР в этом регионе. Отсюда появилась активно раскручиваемая Вашингтоном информационная война в Центральной Азии через западные и находящиеся под влиянием США местные СМИ, в которых особый акцент делался на компрометации кредитной политики Пекина в регионе, в создании у России ложного впечатления о якобы конкурентной борьбе с ней Китая здесь.

Сегодня Китай действительно раздаёт много кредитов и займов, и их размер уже достиг почти $3 трлн. Однако доля Центральной Азии в этой сумме невелика. Если сопоставить страны Центральной Азии с другими государствами, то они не входят в группу риска на уровне попадания «в долговой капкан», хотя, безусловно, ситуация различна в странах внутри региона. Так, почти 50% внешнего долга Таджикистана приходится на Китай, а у Киргизии доля Китая достигает 45%, хотя в обоих случаях сумма долга перед Китаем составляет лишь порядка 20% ВВП этих стран. Доля Китая во внешнем долге Казахстана составляет 7%. О ситуации в Туркменистане достоверная информация отсутствует, хотя по отдельным публикациям в СМИ утверждается, что Ашхабад уже несколько лет бесплатно экспортирует в Китай туркменский газ, поскольку их долг перед Китаем очень высок.

С учетом того, что основные проблемы у взявших кредиты стран обусловлены обслуживанием внешнего долга, обсуждение этого вопроса становится все более актуальным для многих государств. Министры финансов и главы центральных банков стран Большой двадцатки (G20) 15 апреля 2020 года договорились временно прекратить взыскание долгов с беднейших стран мира. Первоначально речь шла о 6 месяцах, но потом срок был продлен до июня 2021 года. В список сначала вошли 25 беднейших стран мира, потом он был расширен, право приостановить выплаты по внешнему долгу было дано и Таджикистану.

Президент России Владимир Путин в ходе заседания рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию в феврале 2020 года сообщил, что Россия как правопреемник СССР взяла на себя обязательства выплатить долги всех бывших советских республик и сделала это. «Мы, по-моему, только за Украину 16 миллиардов выплатили», — уточнил В.Путин. По его словам, оплата долга проводилась в обмен на зарубежные активы, однако не все ставшие самостоятельными страны передали их.

Касаясь ответственности за проблемы c увеличением государственного долга отдельных стран, официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь на ведомственном пресс-брифинге в октябре 2020 года подчеркнул, что большая часть задолженности многих стран – это их растущий долг перед США и другими развитыми странами, а также кредиты, выдаваемые им международными финансовыми учреждениями. В этих условиях китайский дипломат подчеркнул, что Китай активизирует меры по уменьшению бремени задолженности стран, переживающих экономические трудности. «Учитывая просьбы ряда стран, Пекин решил освободить их от непогашенных долгов», – добавил он, напомнив, что Китай поддерживает инициативу, выдвинутую G20 о замораживании выплат по обслуживанию долгов до конца года для беднейших стран мира, пострадавших от коронавируса.

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».