EN|FR|RU
Социальные сети:

Нужна ли пингвинам бетонная взлетно-посадочная австралийская полоса?

Валерий Куликов, 10 февраля

AUS3112

Правительство Австралии объявило о планах воплощения крупнейшего инфраструктурного объекта региона – о строительстве  в Антарктиде нового аэропорта с бетонной взлетно-посадочной полосой (ВВП) в районе станции Дэвис (восток континента) — одной из трех австралийских исследовательских станций в Антарктиде. Станция Дэвис существует с 1957 года, ее обслуживают 19 человек, кроме того, в окрестностях будущего аэропорта живут и работают более 100 человек. Твердая взлетно-посадочная полоса, наряду с другой инфраструктурой, займет около двух квадратных километров территории, вытеснив с привычных мест обитания пингвинов и морских котиков.

Австралии принадлежит около 42,4% антарктической территории. Остальная часть ледяного континента принадлежит Великобритании, Франции, Аргентине, Чили, Норвегии и Новой Зеландии. У Австралии никогда не было круглогодичной взлетно-посадочной полосы на ее части ледяного континента.

Предполагается, что новая ВВП будет длиной 2,7 километра, шириной в 40 метров, что позволит ей принимать практически многие современные пассажирские лайнеры,  и будет работать круглый год. В настоящее время из-за климатических условий добраться до австралийской станции Дэвиса можно только в летнее время года (с октября по март): от города Хобарт, находящегося на принадлежащем Австралии острове Тасмания, до новой полосы около 5 тыс. км, время полета – примерно 6 часов.

Австралийские власти не исключают, что после строительства асфальтированной ВПП можно будет говорить и о зарождении массового туризма на самый недоступный континент планеты. В настоящее время над Антарктидой гражданские пассажирские лайнеры не летают, так как «Белый континент» не имеет необходимого по международным нормам количества инфраструктуры — запасных аэродромов, куда могут быть переадресованы рейсы в случае изменения, например, метеоусловий или из-за других чрезвычайных обстоятельств.

Однако во времена СССР в «Аэрофлоте» существовало специальное управление, которое отвечало за полярную авиацию. В 1962 году этот отдел для полетов на шестой континент использовал «обычный» Ил-18 и эти самолеты летали в Антарктиду до начала 90-х годов. Самолет выполнял полет по маршруту Москва — Ташкент — Дели — Джакарта — Сидней — Крайстчерч — американская антарктическая станция «Мак-Мёрдо» — станция «Мирный». Время в пути – около полутора месяцев. Сейчас для полетов в Антарктиду разными странами используются в основном полугрузовые-полупассажирские лайнеры Lockheed Hercules L-382 G и Ил-76-TD.

На строительство новой бетонной ВВП в районе станции Дэвис Австралии потребуется порядка 115 тысяч тонн бетона, которые необходимо будет доставить в течение 10 лет на Антарктиду не менее чем 100 рейсами ледоколов. Большая часть будущей асфальтированной взлетно-посадочной полосы в Антарктиде будет построена в Австралии: изготовленные 11 500 элементов весом 10 тонн каждый будут доставлены на место на кораблях. Сейчас проект оценивают на предмет экологичности и стоимости, в случае его одобрения строительство начнется не раньше 2023 года и может завершиться к 2040 году.

Объясняя необходимость этого строительства, австралийские власти указывают, что без аэропорта ученые-полярники не смогут оперативно прибывать на станцию. Однако, вполне понятно, что этот инфраструктурный проект — часть усилий Канберры по противодействию влияния Китая в регионе.

Относительно целесообразности реализации такого проекта в международном сообществе начали разгораться активные споры уже сейчас. В частности, на страницах британской The Guardian эксперты утверждают, что строительство аэропорта и такой взлетно-посадочной полосы в Антарктиде не несет практической научной пользы, является просто пустой тратой бюджетных средств. Тем более что проблемы могут возникнуть еще на этапе отправки строительных материалов и бетонных блоков, не считая того, что на месте строительства будут храниться взрывоопасные вещества, в частности топливо для самолетов.

Развенчивается экспертами и утверждение австралийских властей, что аэропорт поможет в исследовании региона. В частности, экологи указывают на его вред окружающей среде этого самого региона. По их мнению, от этого строительства и после ввода в действие такого большого аэропорта могут сильно пострадать животные, в частности морские котики и пингвины, живущие неподалеку от станции, так как звуки самолетов могут отпугнуть самок пингвинов, высиживающих яйца, и превратить их в легкую добычу для хищников.

Одним из главных лоббистов строительства такого аэропорта является Антарктическое управление Австралии и его председатель Ким Эллис. “Предлагаемый аэропорт обеспечит значительное увеличение пропускной способности австралийской антарктической программы и революционизирует научные исследования на ледяном континенте, – говорит Эллис. — Самолеты будут преодолевать 4838 км от Хобарта до новой ВВП за шесть часов, в то время как в настоящее время поставки на австралийские станции осуществляются два раза в год с помощью ледокола”. Кроме того, в Антарктическом управлении Австралии заявляют, что отсутствие круглогодичного аэропорта сейчас якобы грозит фактическим приостановлением полетов в Антарктиду, так как действующая ледяная посадочная полоса на уже существующем аэродроме Уилкинс страдает от глобального потепления и с каждым годом становится все более недоступной.

Напомним, что полоса Уилкинса (Wilkins Runway) — это одинарная взлетно-посадочная полоса, эксплуатируемая Австралией и расположенная на верхнем леднике Берег Бадда в 40 км от побережья и в 65 км от австралийской базы Станция Кейси, представляет собой вырубленную в ледниковом льду полосу. Ее строительство относится к 2004 году и обошлось в $46 миллионов. Для удовлетворения требований Австралийского Управления по безопасности гражданской авиации (CASA) полоса Уилкинса выровнена до стандарта ВВП с помощью лазеров и требует наличия специальной команды из восьми человек для поддержания необходимого уровня и должного сцепления с приземляющимся автотранспортом перед каждой посадкой. Относительно проблем таяния ледяного покрытия этой полосы экоактивисты утверждают, что решение здесь может быть не сложным — достаточно лишь заменить самолеты с колесными шасси на самолеты с лыжными шасси. Именно такими в свое время уже пользовались американские военные во время эвакуации одного из полярников в 2008 году.

В разгорающихся спорах вокруг строительства Австралией этой новой бетонной ВВП все отчетливее в последнее время звучит тревога других государств. Отмечается, что это строительство в значительной степени обусловлено желанием Канберры вступить в активную конкурентную борьбу в разработке и последующей транспортировке природных богатств «Белого континента», в особенности с Южной Кореей и Китаем, также пытающихся в последнее время развить свою инфраструктуру в Антарктиде.

Примечательно, что указанная конкуренция Австралии за развитие собственной инфраструктуры в Антарктиде происходит на фоне международного запрета по ведению разведки и добычи полезных ископаемых в этом регионе: в 1959 году был подписан соответствующий Договор об Антарктике, который, в частности, предусматривает и демилитаризацию «Белого континента». Однако в Канберре явно рассчитывают, что действие этого соглашения заканчивается уже в 2048 году, и есть очень большие сомнения относительно того, что ведущие мировые державы в условиях обострившейся борьбы за ресурсы будут его пролонгировать. Ведь, как известно, когда вопрос заходит о ресурсах, особенно нефти, международное право магическим образом прекращает действовать, и на смену ему неизбежно выходит «право силы». А поэтому именно к 2048 году Канберра намеревается завершить строительство обсуждаемой сегодня бетонной ВВП и предусмотреть ее ввод в действие.

И какой ответ на все это могут дать безмолвные пингвины – естественные аборигены «Белого континента»? Неужели усилиями Австралии и других охочих до природных богатств этого региона стран их ждет та же учесть, что и индейцев в Америке?

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».