Ушедшая с политического олимпа США администрация Трампа активно стремилась посеять противоречия в единство арабского мира на Ближнем Востоке, разобщить эти страны, заставить поддающиеся влиянию Вашингтона государства еще больше потерять идентичность и независимость в своей политике, подчиняться лишь диктату американо-израильской элиты. Именно с этой целью были предприняты активные шаги по выстраиванию новой конфигурации этого региона с силовым давлением на мусульманские страны по дипломатическому признанию Израиля. Хотя всем было понятно, в том числе и в самих США, что, без решения Тель-Авивом палестинского вопроса, никакие «Авраамовы договора», заключенные руководителями отдельных мусульманских государств с еврейским государством, не принесут таким странам спокойствия и политическую стабильность.
Не принесли спокойствия в политическую ситуацию и инициативы Трампа по втягиванию североафриканских стран в задуманную его администрацией шахматную игру, где ведущей фигурой предполагалось сделать Израиль. А брошенная Дональдом Трампом приманка Марокко по «поддержке Соединенными Штатами суверенитета королевства над территориями Западной Сахары в Африке» за согласие признания еврейского государства лишь обострила ситуацию в регионе. Против такого решения Вашингтона выступили политические активисты таких стран, как Алжир и Ливия, которые уже не один десяток лет поддерживали Фронт ПОЛИСАРИО, настаивающий на создании Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР).
В результате Фронт ПОЛИСАРИО объявил о прекращении продолжавшегося 30 лет перемирия и мобилизации населения для борьбы «с марокканскими оккупантами», стал готовиться к военным действиям с Марокко, армия которого также заявила, что проведет операцию в Западной Сахаре, чтобы «восстановить единство нации». Военные уже вошли в буферную зону, проигнорировав обязательства перед ООН, что, собственно, и стало спусковым крючком нового вооруженного конфликта в Африке. Боевые действия уже начались, стороны применяют, в том числе, ствольную артиллерию и РСЗО, в боях засветились и миротворцы, которые вели огонь из ПТРК отражая атаку ПОЛИСАРИО в направлении пограничного Гергерата. Главной надеждой повстанцев ПОЛИСАРИО является Алжир, который уже рассматривал возможность активизировать свои силы против королевства.
Один из руководителей фронта ПОЛИСАРИО — Мухаммед Салем Ульд Салек обвинил власти Марокко в разжигании войны в регионе. Кроме того он заявил, что его организация, равно как и администрация САДР, утратили доверие к генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу, поскольку недавно подготовленный им доклад не соответствует букве и духу совместного плана ООН и Африканского союза (АС) по урегулированию конфликта в Западной Сахаре.
Другой представитель фронта ПОЛИСАРИО — Сиди Мухаммед Омар, слова которого приводит агентство AFP, считает, что доклад Гутерриша создает ложное впечатление спокойной ситуации, хотя в действительности в регионе царит хаос. Он утверждает, что марокканские власти грубо нарушают права человека на оккупированных территориях, прибегая к похищениям, пыткам и убийствам функционеров ПОЛИСАРИО и САДР.
Вместе с тем, несмотря на происходящее нагнетание обстановки вокруг проблемы Западной Сахары, необходимо отметить, что, после прихода в Белый дом нового президента США Джо Байдена, несмотря на разрыв перемирия, повстанцы не пытаются предпринимать серьезных наступлений на земли, контролируемые Рабатом. Они явно надеются на возможность пересмотра новой администрацией США соглашения Трампа с Марокко по Западной Сахаре. Кроме того, в ПОЛИСАРИО прекрасно понимают, что, без необходимой поддержки со стороны международного сообщества и, не имея достаточной огневой мощи, продолжительная война с Марокко явно несостоятельна. Поэтому последние громкие заявления борцов ПОЛИСАРИО больше являются стремлением обратить внимание международного сообщества на ситуацию в Западной Сахаре, получить поддержку мировых держав в оказании давления на Марокко по выводу королевских войск с оккупированных территорий.
Марокканские власти уже обвиняют власти соседнего Алжира в скрытой поддержке ПОЛИСАРИО. В конфликт невольно втягиваются другие страны, в частности, Объединенные Арабские Эмираты, которые за 10 дней до начала войны открыли дипломатическое представительство в Западной Сахаре.Кроме того, обстановка стала обостряться после того как правительство Кот-д’Ивуара, а вслед за ним еще несколько небольших африканских государств, в том числе Габон, Коморские Острова, а также Сан-Томе и Принсипи, приняли решение об открытии своих консульств в Эль-Айюне — небольшом городке, на который претендует САДР. В Западной Сахаре такие шаги были восприняты как вопиющие нарушения международного права, резолюций ООН и ее Генеральной Ассамблеи по вопросу о деколонизации Западной Сахары.Протест САДР был поддержан Алжиром, традиционным спонсором ПОЛИСАРИО, Намибией и рядом других африканских стран, признавших независимость САДР.
Опасность нынешнего разрастания конфликта в Западной Сахаре в том, что новая война может не только опалить Марокко и САДР, но и перекинуться на Алжир. В этой ситуации, когда африканские страны и арабский мир охватила серьезная обеспокоенность в связи с событиями в Западной Сахаре, инициативу выступить в роли посредника-миротворца пытается взять на себя Египет, призывая Марокко, ПОЛИСАРИО и Алжир воздержаться от дальнейшей эскалации.
Для лучшего понимания ситуации необходимо напомнить, что Западная Сахара до 1953 года находилась под контролем Испании. Однако после появления на этой территории новой военно-политическая организации — Народный фронт за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро (ПОЛИСАРИО), она при поддержке Алжира стала выступать за предоставление двум районам независимости, не исключив и возможности вооруженной борьбы. В результате Мадрид оставил свою колонию и вывел войска, на смену которым пришли солдаты Марокко и Мавритании. Боестолкновения продолжались вплоть до 1991 года, когда представители Рабата и ПОЛИСАРИО при посредничестве ООН подписали соглашение о перемирии.
Жителям Западной Сахары была предоставлена возможность определить дельнейшую судьбу принадлежности этих земель, в том числе и путем референдума в 1992 году, однако из-за разногласий о том, кто сможет принимать в нем участие, голосование так и не состоялось. В последствии Марокко отказалось поддерживать идею созыва нового референдума, заявив о согласии предоставить только автономию в составе государства.
Сегодня около 80% территории Западной Сахары контролирует Рабат, остальные 20%, представляющие из себя в основном пустынную поверхность, отошли повстанцам.
В вопросе о принадлежности спорных территорий международное сообщество последние 30 лет придерживалось нейтралитета, 117 из 194 стран-членов ООН до сих пор не признают независимость Сахарской Арабской Демократической Республики, собственно также, как и суверенитет Марокко над этими землями. Вместе с тем, Алжир, Аргентина и еще ряд стран встали на сторону САДР, а Франция, вместе с 19 государствами, согласились с планом по созданию автономии в регионе. 45 государств, включая Россию, выступают за право народа на самоопределение.
Относительно возобновления Рабатом дипотношений с Тель-Авивом вряд ли стоит ожидать в ближайшее время каких либо активных шагов со стороны королевства. Во-первых, здесь явно намереваются дождаться решения новой администрации США по «инициативам Трампа», особенно в отношении поддержки «суверенитета королевства над территориями Западной Сахары в Африке». Кроме того, в Верховный суд королевства уже поступил иск группы адвокатов с требованием отменить сделку с Израилем и до окончания рассмотрения этого иска официальный Рабат не захочет предпринимать какие-либо шаги в отношении Израиля.
Что же касается администрации Байдена, то перед ней в достаточно экстренном порядке встала еще одна задача по расчистке «авгиевых конюшен» Трампа, только теперь уже в применении к ситуации с Марокко-Западной Сахарой-Алжиром, да и в целом в регионе Северной Африки.
Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».