Несмотря на то, что внешнеполитическое наследие досталось Байдену непростое, вне всякого сомнения, проблемы Ближнего Востока так или иначе останутся в его главной повестке дня. И причин тому много. Прежде всего – это весьма стратегически выгодный регион для манипулирования с его помощью всем миром через цены на энергоносители, да и как объемный рынок для американского оружия он всегда притягивал интересы всех элит США, вне зависимости от того, демократы это или республиканцы.
В предстоящей ближайшие четыре года шахматной игре Вашингтона на этой региональной площадке Байдену, безусловно, придется уже в самое ближайшее время расставить свои фигуры, скорректировать направления отдельных атак предыдущей администрации, выделив новые промежуточные и конечные цели. Как уже заявил в своих предвыборных выступлениях Байден, он, в частности, намеревается вернуть Тегеран за стол переговоров с Вашингтоном, осуществить неизбежную корректировку в отношениях с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, который «стал дрейфовать в сторону от США».
Непростым будет для администрации Байдена и поиск наиболее выгодного для Вашингтона пути развития отношений с Израилем, вернее, баланса между откровенно односторонним произраильским курсом Трампа и целесообразностью реанимации проводившейся еще Б.Обамой взвешенной политики в этом регионе мира.
Пока же ближневосточной политике Байденом было уделено лишь несколько строк на предвыборном сайте. Они в основном ограничивались традиционными обещаниями: «положить конец вечным войнам в Афганистане и на Ближнем Востоке», вернуть американские войска домой, сосредоточиться только на борьбе с террористическими группировками «Аль-Каида» и ДАИШ (оба формирования запрещены в РФ), прекратить американскую поддержку «возглавляемой Саудовской Аравией войны в Йемене», а также сохранять твердую приверженность безопасности Израиля. Поиск наиболее выгодных конкретных решений займет у новой президентской администрации немалое время, так как в запутанном переплетении интересов участвующих в игре в этом регионе местных и внешних игроков любой ход может обернуться чуть ли не геополитическим цунами для всех.
В отсутствие же пока решения Вашингтона ситуация в регионе, особенно внутри присоединившихся к «Авраамову договору» стран, складывается неоднозначно.
Израиль, на основе подписанного 15 сентября 2020 года договора, 24 января открыл свое посольство в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Главой этой миссии пока в качестве временного поверенного определен Эйтан Наэ, сделавший примечательную карьеру в МИД Израиля, а назначение постоянного посла еврейского государства состоится только после формирования нового израильского руководства, поскольку нынешнее правительство переходного периода Израиля не обладает соответствующими полномочиями. Помимо посольства 26 января открылось и израильское консульство в Дубае — крупном туристическом центре Объединенных Арабских Эмиратов — с учетом намерения Тель-Авива активизировать туристические поездки израильских граждан в эту страну. Консульство в Дубае стало, таким образом, второй дипломатической миссией Израиля в этой стране. Вместе с тем хорошо известно, что, еще до взаимного признания, оба государства поддерживали неформальные отношения, достаточно продолжительное время негласно сотрудничая в оборонной, военной, разведывательной сферах, в противодействии ядерной программе Ирана в силу схожести по этому вопросу позиции Израиля и ОАЭ. В результате ОАЭ стали третьим (после Египта в 1979 году и Иордании в 1994 году) арабским государством, подписавшим с Израилем соглашение о нормализации отношений.
Напомним, что в дальнейшем к мирному соглашению с Израилем по настоянию Вашингтона быстро подключился Бахрейн, а спустя несколько месяцев Марокко (декабрь 2020) и Судан (январь 2021), а сами соглашения получили название «Авраамов договор» — в память о библейском персонаже, который считается духовным предком всех последователей христианства, иудаизма и ислама.
И вот 26 января дипломатическая миссия Израиля в Марокко вновь открылась в столице Рабате, куда прибыл временный поверенный Давид Говрин. Эта дипломатическая миссия Израиля была закрыта около 20 лет назад после приостановления дипотношений между двумя странами, но Израиль сохранил за собой здание, в котором размещалось отделение связи. Марокко также сохранило свой дипломатический офис в Тель-Авиве, которое также было закрыто во время Второй интифады.
Помимо этого, с 9 по 11 февраля планируется официальный визит Биньямина Нетаньяху в ОАЭ и Бахрейн, где он намеревается встретиться с наследным принцем ОАЭ Мохаммедом бин Заидом, королем Бахрейна Хамадом бин Иса Аль Халифой и наследным принцем Салманом бин Хамад бин Иса Аль Халифой, высокопоставленными официальными лицами в Абу-Даби и Манаме.
Кроме того, в рамках активизации контактов и сотрудничества со странами, подписавшими «Авраамов договор», 26 января министр израильской разведки Эли Коэн совершил непродолжительный визит в столицу Судана Хартум, где он встретился с президентом Судана Абдель Фаттахом аль-Бурхой, министром обороны Ясином Ибрагимом и рядом суданских представителей из министерства обороны и разведки. Там был обсужден широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества, в частности, в области безопасности, разведки, а также экономики. Во время контактов обсуждалась возможность присоединения Израиля к Совету Красного моря, членами которого являются Судан, Египет и Саудовская Аравия.
Однако дипломатические шаги по подписанию «Авраамова договора» воспринимаются в регионе неоднозначно. В частности, жители Палестины, Ирана обвинили страны, подписавшие с Израилем соглашения, в предательстве интересов арабского народа. Президент Алжира Абдельмажид Табун, комментируя мирные соглашения, отметил, что его страна «свято чтит» палестинскую проблему и не поддерживает спешку в нормализации отношений.
Неоднозначно складывается ситуация и внутри присоединившихся к «Авраамову договору» стран. Так, на обсуждениях вопроса об утверждении этого соглашения, премьер-министр Судана Абдалла Хамдук высказывался против данной сделки. Председатель главной в стране оппозиционной партии «Аль-Умма» Садык аль-Махди, который считается там одним из самых авторитетных политиков, тоже осудил решение официального Хартума, заявив: «Это будет способствовать уничтожению мирного проекта на Ближнем Востоке и станет шагом к разжиганию новой войны».
17 января в Судане десятки протестующих демонстративно сожгли израильский флаг во время митинга против подписания Хартумом соглашения о нормализации отношений с еврейским государством. Демонстранты скандировали антиизраильские лозунги и несли плакаты с надписями: «Нормализация – это предательство» и «Нормализация – это преступление».
По оценкам аналитиков, после подключения к «Авраамову договору» все новых стран может в определенной степени не только сойти на нет арабо-израильское противостояние, но и произойти формирование нового союзного блока, которое, при активной позиции Тель-Авива, уже будет направлено не против Израиля, а другого противника — Ирана. Кроме того, Тель-Авив, например, сможет получить доступ к острову Сокотра, фактически контролируемому ОАЭ, что серьезно осложнит поддержку Тегераном находящихся в Йемене хуситов.
Нельзя также забывать, что, хотя ОАЭ, Бахрейн, Марокко и Судан уже подписали соглашение об урегулировании отношений с Израилем, тем не менее власти этих стран и политические силы в них неоднократно подчеркивали при этом свою принципиальную позицию, касающуюся темы Западного берега Иордана. Одновременно особо ими подчеркивалось, что благодаря «Авраамову договору» удалось остановить присоединение к Израилю палестинских земель.
Однако Б.Нетаньяху, в свою очередь, также уже не раз подчеркивал несколько иную позицию, в частности, что «распространение суверенитета» над этими территориями не прекращено, а только приостановлено, отмечая, что дальнейшая реализация этого плана будет осуществляться в координации с Вашингтоном. Подтверждением слов Нетаньяху стало то, что израильское руководство продолжает свою «поселенческую политику», несмотря на подписанные последние «Авраамовы договоры»: 20 января появились сообщения о том, что власти одобрили проект строительства более 800 жилых домов на Западном берегу Иордана. Остроту реакции на этот вопрос придадут, безусловно, запланированные на 22 мая выборы в Палестине.
В этой связи администрации Байдена, которая, по заявлениями Тель-Авива, якобы уже выразила свою поддержку «Авраамовым договорам», необходимо в кратчайшие сроки заняться многими весьма важными деталями ближневосточной политики. В противном случае протестные пожары могут в самое ближайшее время вспыхнуть в этом регионе и переключиться на США.
Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».