EN|FR|RU
Социальные сети:

Цифровое оружие свалило с престола президента США

Владимир Данилов, 17 января 2021

TRM41211

Отнюдь не Россия, о чем заявляли на Западе в последние годы русофобские пропагандисты, а вскормленное в самих США цифровое оружие сыграло с президентом Дональдом Трампом зловещую шутку. Оно отобрало у него не только победу президентских выборов-2020, но и не дало использовать в своих интересах столь полюбившиеся ему социальные сети, особенно на завершающем этапе его пребывания в Овальном кабинете.

Как показывают события в США последних месяцев, интернет и новые цифровые технологии, наряду с деформацией политической конкуренции, привели к тому, что качество и профессионализм политиков как государственных деятелей перестали быть определяющими. Произошедшая на Западе по инициативе и при активном попустительстве нынешних политических элит «цифровая революция» привела к дроблению и сегментации общества, стремлению людей запереться в своем углу социальной сети, чтобы оценивать любую информацию исключительно по мере комфортности для себя на экранах смартфонов или ноутбуков.

В начале своей президентской карьеры Дональд Трамп активно стал использовать эти «цифровые новации» сначала в выборной кампании 2016 года, а затем практически полностью перешел к их использованию в общении с обществом через свою страницу в Twitter. В то время большинство специалистов в области коммуникаций, политиков и журналистов издевались над Twitter-активностью Трампа. Тем не менее именно она стала едва ли не главным тайным оружием его победной кампании 2016 года с учетом того, что массовый американский избиратель, особенно с невысоким уровнем образования, воспринимал Twitter-сообщения Трампа как своего рода прямой доверительный разговор лично с ним. Ведь в американских традициях прошлого века едва ли не главным оружием кандидатов были прямые встречи с избирателями не на предвыборных митингах, а в торговых центрах, на улицах, в любых общественных местах. Поэтому Twitter Трампа в IT-эпоху выполнял точно такую же роль, что и непосредственные беседы на улицах в прошлом. Рядовые избиратели воспринимали твиты как обращения к ним лично, а не к какой-то далёкой элите, с которой разговаривают посредством дорогой платной прессы. Помимо этого, короткий формат твитов наиболее подходит для людей с невысоким уровнем образования, а сам по себе выбор Twitter, как основного канала общения, делал Трампа в восприятии рядовых избирателей таким же простым парнем, как они.

В начале декабря 2016 года в швейцарском издании Das Magazin вышло даже расследование, посвященное роли Big Data в победе Дональда Трампа на выборах в США. Уже в тот период многие СМИ говорили о технологии психологического микротаргетинга и ее влиянии на исход выборов президента США, отмечалось, что с помощью психологических тестов и социальных сетей можно составить очень точные психологические портреты пользователей, а затем использовать эти данные, чтобы манипулировать общественным мнением. Именно этим и занялась тогда фирма Cambridge Analytica, нанятая Дональдом Трампом для ведения выборной кампании 2016 года в социальных сетях.

Cambridge Analytica — это образованная в 2013 году частная компания по изучению проблем применения Big Data в пиаре и политтехнологиях. Она входила в британский холдинг SCL Group и специализировалась на американской политике. Считается, что Cambridge Analytica финансирует американский миллиардер Роберт Мерсер, бывший инженер и программист, который затем стал известен как активный спонсор и организатор политических кампаний. Но примечательна и другая весьма важная деталь: в состав совета директоров Cambridge Analytica вошел Стивен Бэннон, начальник избирательного штаба Трампа. Люди, хорошо знающие долгие годы Бэннона, рассказывают: примерно в 2007 г. он заявил: «Нужно создать общеамериканское народническое движение отверженных, которых на обочину жизни выбросил дружеский или коррумпированный капитализм». Расположенный в Таллахасси комплекс, получивший название Breitbart Embassy, и занялся претворением в жизнь этого тезиса, включил в себя не только молодую команду из 200 аналитиков, известных как «пираты Бэннона», но и самый мощный в Америке частный программно-аппаратный комплекс по анализу невидимого Интернета.

Уже в 2014 году Cambridge Analytica работала на 44 выборах разных уровней в США, но широкую известность получила в 2016 году благодаря кампании сенатора-республиканца из Техаса Теда Круза и Дональда Трампа, которые выдвигались на пост президента. Метод Cambridge Analytica позволяет рассылать таргетированные сообщения буквально каждому избирателю в США, на несколько порядков повышая вероятность успешного действия (точнее, на 1400%).

И вот противники Дональда Трампа, прежде всего из Демократической парии и клана Сороса, четко поняли роль «цифровых технологий» в его прошлых победах и деятельности. Поэтому, помимо откровенных подлогов, которые позволяли внести в подсчет голосов электронные возможности «удаленного голосования» на выборах-2020, они приняли кардинальное решение по отлучению его от социальных сетей в расчете, что именно таким образом наиболее вероятно нанести Дональду Трампа решающий удар в провале его перевыборной кампании 2020 года. Сначала американские соцсети стали освещать подготовку к выборам и сами выборы в США с очевидной предвзятостью к действующему президенту Дональду Трампу, а затем и в прямом смысле объявили ему войну. Соцсети стали цензурировать не только неудобный и неприятный для противников контент, но и самого Трампа.

Для придания внешней «убедительности» и «оправданности» своим действиям, стала искусственно раздуваться, под предлогом борьбы с фейками и мифическим российским вмешательством в выборы президента США, очередная русофобская кампания в американском информационном пространстве. Повсеместный характер приобрело цензурирование сообщений и информации в соцсетях в выгодном Демократической партии и Соросу плане, блокирование альтернативных информационных ресурсов, среди которых оказался и ресурс «Нового Восточного Обозрения», его аккаунты в американских социальных сетях. О фактах откровенной массовой цензуры в соцсетях рассказал бывший сотрудник Facebook Райан Хартвиг, прокомментировавший свои слова сообщениями других сотрудников социальной сети, снятыми на скрытую камеру.

В конечном счете Facebook, Instagram, Twitter, Snapchat и Twitch заблокировали аккаунты Трампа и его ближайших союзников, фактически лишив Трампа поддержки и президентства. Поэтому не удивительно, что действующему президенту Соединенных Штатов Дональду Трампу в Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей предложили завести аккаунты в российских социальных сетях, но момент явно был уже упущен, да и к России, как и к ее различным институтам президент Трамп за период своего пребывания в Овальном кабинете так и не проявил откровенных симпатий…

В результате соцсети и цифровое оружие показали, что их разрушительная сила стала сопоставима с ядерным оружием и при определенных условиях они могут не только фактически выбирать лидеров в тех или иных странах, но и выигрывать различные политические войны.

Мы видим, что соцсети давно стали политическим инструментом, и в США их освоили в такой роли лучше всех. Они не раз помогали кандидатам в президенты занимать посты, развязывать по миру «цветные революции». Facebook, Youtube, Google пользуются тем, что являются монополистами в мире интернет-сети, и им не важно, на чьей территории они блокируют аккаунты и проводят политику своих спонсоров.

Развязывание и ведение таких войн может повториться в любой стране, причем не только с использованием ими технологии «цветных революций». А посему необходимо наладить наднациональный контроль над использованием цифрового оружия и не допустить его использования отдельными политическими силами Запада в своих интересах в других странах.

Владимир Данилов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».