В связи с тем что разыгранная десять лет назад на карте мира методика «цветных революций» не принесла Америке ожидаемого выигрыша и тотального изменения под свои интересы политической элиты других стран, Вашингтон активно стал разрабатывать другие методики подчинения себе мира. Беспардонно вмешиваясь во внутреннюю политику других государств и пренебрегая всеми законами международного права, Соединенные Штаты в последние годы стали делать особый акцент на развитии тактики внешнего управления «заблудшей паствы», с использованием санкционных инструментов, прямого финансово-экономического шантажа, а также инструментов военных и секретных служб.
Сама по себе тактика внешнего управления не нова. В рамках конкурентной борьбы ее уже неоднократно использовали в истории человечества, когда государство-победитель отнимало в одностороннем порядке суверенитет у вассального государства, предписывая ему определенные управленческие и хозяйственные решения, то есть на практике отнимая властные полномочия в пользу доминирующего государства.
Из событий последних лет наглядным примером этому могут служить, например, действия Вашингтона в отношении Венесуэлы в 2019 году, где сначала была разыграна карта финансово-экономической дестабилизации этой одной из богатейших в недавнем прошлом страны мира, обладающей самыми большими запасами в мире нефти. Затем через имплантированные Вашингтоном НПО и возможности американских спецслужб были созданы условия для осуществления «цветной революции», после чего на завершающем этапе была разыграна «широкая поддержка» революционной марионетке, заранее вскормленной в США, — спикеру венесуэльского парламента Хуана Гуайдо. Причем даже американские СМИ не посчитали для себя зазорным широко рекламировать тот факт, что всю эту операцию по внедрению внешнего управления с использованием Х.Гуайдо привел в движение вице-президент США (на тот момент им был Майк Пенс). А сам этот план тайно разрабатывался Вашингтоном в течение нескольких месяцев с привлечением чиновников американского госаппарата и союзников США.
Американские спецслужбы, будучи по натуре весьма ограниченными в своих фантазиях и предложениях какой-либо новизны в действиях, стали разыгрывать аналогичную ситуацию с Россией, используя кандидатуру Навального, который не только россиянам, но и всему миру показал свою несостоятельность и ничтожность как политика. По той же схеме стала разыгрываться карта Тихановской в Белоруссии.
По несколько иным лекалам было осуществлено США внешнее управление в Латвии, где на пост премьера этой страны Вашингтоном в 2019 году активно проталкивался уроженец американского континента Кришьяниса Кариньша, причем спустя ровно 20 лет после вхождения в Рижский замок другой уроженки американского континента — бывшей канадской подданной Вайры Вике-Фрайберга, избранной в конце прошлого века президентом Латвии.
Если уж говорить о балтийских республиках, то необходимо отметить, что все они уже давно являются отдаленной заокеанской провинцией США, а отношения Вашингтона с ними строятся по модели сюзерен — вассал. Еще с момента «восстановления независимости» США играли в балтийских странах особенную роль, прописанную Литвой, Латвией и Эстонией в их основных юридических документах. Причем, будь то Эстония или другие страны Балтии, в их концепциях национальной безопасности можно, по подсказке из Вашингтона, найти четкие определения России как угрозы, а США – как главного защитника, трансатланитические связи с которыми призывается всемерно укреплять. А чтобы «балтийская паства» не забывала своего сюзерена, ей для официального внешнего управления Соединенными Штатами были назначены Вашингтоном американские президенты-наместники: гражданин США Тоомас Хендрик Ильвес, впервые ступивший на землю Эстонии в 41 год; гражданка Канады Вайра Вике-Фрейберга, сдавшая канадский паспорт за сутки до избрания ее Сеймом президентом Латвии; гражданин США Валдас Адамкус, отказавшийся от американского гражданства за пять дней до вступления в должность президента Литвы. Поэтому не удивительно, что они сделали высшими органами власти своих стран американские посольства, поставив интересы Вашингтона выше национальных в Эстонии, Латвии и Литве. А расхлебывать все последствия ухудшения социальных условий жизни, здравоохранения, отсутствия работы вынуждены простые жители прибалтийских государств, оказавшиеся вынужденными в угоду своей политической элите смотреть в рот Вашингтону.
Но безусловным апофеозом примера внешнего управления является Украина. Своими показательными откровениями о том, как США и страны «большой семерки» осуществляли внешнее управление Украиной и диктовали, что нужно делать, недавно даже поделился бывший посол Канады в Киеве Роман Ващук (2014-2019), прочитав на эту тему целую лекцию для слушателей Шевченковского научного общества Канады. В частности, экс-посол рассказал, как канцлер ФРГ «для урегулирования внешнего управления» решила создать группу послов стран «Большой семерки», которые и стали фактическими «управленцами Украины», навязывая выгодные Западу шаги. Причем, как признается Ващук, многие из навязанных Киеву реформ были запрещены к применению на самом Западе, а Украина использовалась в качестве подопытного кролика. Ващук прямо говорит, что украинские правительства после Майдана делали то, что от них хотел Запад, а не собственное население, но все обкатывавшиеся на Украине западные установки поступали из Вашингтона, министерства финансов в Оттаве. Созданное Западом «гражданское общество» – это, по словам Ващука, финансируемые на западные гранты общественные организации, их представители получили ряд министерских портфелей. А «врагами» в результате стала та часть украинской элиты, которая не зависела напрямую от западных посольств.
Этот формат внешнего управления сохранился и сегодня, правда, касается он не столько реформ, сколько лоббирования нужных Западу кадровых назначений. Так, недавно Владимир Зеленский пообещал послам G7 оставить в кресле директора НАБУ Артема Сытника — несмотря на то, что в Украине он официально признанный коррупционер.
Весьма показательно это внешнее управление Вашингтоном Украины на примере развития в последнее время ее отношений с Китаем. Так, МИД Украины демонтировал недавно со всех своих зданий оборудование китайской компании Huawei, украинские власти, по указанию из Вашингтона, отказались сотрудничать с Huawei в проекте «умного города». Причем обо всех этих решениях объявили не представители Киева. — Заявление сделал заместитель госсекретаря США Кит Крач.
Другой комплекс проблем в отношениях Украины с Китаем связан с запорожским заводом «Мотор Сич». Сначала в 2016 году украинская компания заключила контракт в $380 млн на поставку в Китай 250 авиационных двигателей. Однако затем, под давлением Вашингтона, вступившего в торговую войну с КНР, это сотрудничество начало сворачиваться, хотя представители Поднебесной скупили 56% акций «Мотор Сич». Но здесь уже прямо вмешался советник президента США по нацбезопасности Джон Болтон, потребовавший любой ценой вернуть акции предприятия под контроль Киева, а глава госдепартамента Майк Помпео в весьма откровенной форме отчитал Киев за «неподобающее сотрудничество». В результате служба безопасности Украины (СБУ) усмотрела в действиях Пекина «признаки диверсии» и завела уголовное дело, а украинский суд наложил арест на 56% акций украинской компании. Со своей стороны представители китайской компании пожаловались на то, что они лишены возможности пользоваться приобретенными активами и в декабре 2020-го они подали жалобу в международный суд, оценив свой ущерб в $3,5 млрд.
В последнее время Украина все более теряет самостоятельность. Только за этот год здесь, выполняя указания Вашингтона, разрешили продавать землю, отменили мораторий на вывоз леса, отказались от локализации производства. Деградация продолжается.
Аналогичную схему внешнего управления Вашингтон активно стремится применить и на пространстве государств СНГ в Средней Азии, но об этом будет разговор в следующей статье.
Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».