EN|FR|RU
Социальные сети:

Кто и зачем подставляет гражданские самолеты под атаки ПВО?

Валерий Куликов, 03 января

F16

25 декабря израильская авиация в очередной раз нанесла провокационный авиаракетный удар из воздушного пространства Ливана с использованием шести своих самолетов F-16 по объектам в районе Дамаска. ВВС Израиля в ходе удара применили 16 управляемых авиабомб GBU-39, 14 из них были уничтожены сирийскими средствами ПВО.

Однако активизация из-за провокационных действий Израиля системы ПВО Сирии спровоцировала угрозу для невоенных объектов в ее зоне действия, а также воздушному пространству над Сирией, создав весьма опасную ситуацию для самолетов гражданской авиации!

Несмотря на то, что Сирия остаётся горячей точкой, через её воздушное пространство проходят многие маршруты пассажирских самолётов. Намеренно пренебрегая безопасностью гражданского авиасообщения, израильские ВВС 25 декабря совершали авиаатаку в момент захода на посадку гражданских лайнеров в аэропорты Бейрута (Ливан) и Дамаска (Сирия).

Обращает на себя внимание то, что при этом ЦАХАЛ заранее уведомил пилотов самолета израильской авиакомпании El Al, направлявшегося из Китая в Тель-Авив, чтобы те изменили курс. В этой связи экипаж израильского гражданского лайнера, приняв во внимание всю опасность ситуации, изменил курс, выведя самолёт из зоны действия сирийских ПВО. Как сообщило The Times Of Israel, рейс LY66 из Шанхая получил от авиадиспетчеров указания не лететь вблизи побережья Сирии и Ливана, чтобы не попасть под огонь зенитно-ракетных сирийских батарей во время авиаудара Израиля по иранским объектам в сирийской провинции Хама. Отмечается, что самолет без происшествий совершил посадку в аэропорту им. Бен-Гуриона в 1:40 ночи 25 декабря. Примерно в это же время сирийские СМИ сообщили об авиаударе Израиля по провинции Хама.

Однако при этом ЦАХАЛ «забыл» заблаговременно поставить в известность о своем авиаударе другие авиакомпании, которые не перевозили в этот момент израильских граждан. В частности, летящий в Бейрут гражданский авиалайнер Ethiopian Airlines Израиль предупреждать не стал, из-за чего этот гражданский борт, оставаясь в неведении, не только вошёл в зону поражения, но и не снизил высоту, став идеальной мишенью для зенитных установок. И только по счастливой случайности и благодаря опыту операторов сирийских ПВО удалось в этот раз избежать людских жертв и возможного международного скандала, если бы самолет Ethiopian Airlines с гражданскими пассажирами был сбит в небе Сирии (на что явно рассчитывали в Израиле).

Похожую провокационную ситуацию Израиль создал в начале 2020 года, когда 6 февраля четыре израильских истребителя F-16 без захода в воздушное пространство Сирии выпустили восемь ракет «воздух-земля» и нанесли удары по пригородам Дамаска. Инцидент также произошел около двух часов ночи. Во время авиаудара в районе международного аэропорта Дамаск совершал заход на посадку пассажирский самолет Airbus-320 с 172 пассажирами, выполнявший рейс из Тегерана в Дамаск, и поэтому в авиалайнере также, как и на рейсе Ethiopian Airlines 25 декабря, отсутствовали израильские граждане. Лишь благодаря оперативным действиям диспетчеров аэропорта Дамаск и эффективной работе автоматизированной системы управления воздушным движением удалось увести пассажирский Airbus-320 из зоны поражения сирийской ПВО и благополучно посадить его на ближайший запасной аэродром – на российской авиабазе Хмеймим, избежав тем самым значительных человеческих жертв по вине этой провокации Тель-Авива.

Обращает на себя внимание, что подобные провокационные авианалеты ВВС Израиля на Сирию в последние годы уже становятся практически регулярными. Так, 17 сентября 2018 года по вине Тель-Авива произошел трагический инцидент с российским воздушным судном Ил-20 в Сирии, в результате чего погибли 15 российских граждан. Тогда четыре истребителя F-16 ВВС Израиля нанесли удар управляемыми авиационными бомбами по сирийским объектам, осознанно использовав Ил-20 в качестве живого щита. Заход на цель израильские истребители осуществляли со стороны Средиземного моря, то есть летели в одном направлении с российским экипажем, только выше и сзади. Прикрываясь российским самолетом, израильские летчики явно намеренно подставили его под огонь средств ПВО Сирии. В результате Ил-20 был сбит ракетой комплекса С-200. Причем израильские средства управления авиацией и летчики F-16 не могли не видеть российский самолет, так как он заходил на посадку с высоты пяти километров. Тем не менее они преднамеренно пошли на эту провокацию.

По похожей провокационной схеме нагнетания напряженности произошел трагический инцидент с украинским самолетом МАУ в Тегеране 8 января, в результате которого погибли 176 невинных пассажиров авиалайнера. Помимо выраженных президентом Ирана Хасаном Роухани и официальными лицами Исламской Республики сожалений о трагедии с самолетом МАУ и глубоких соболезнований, иранская сторона подчеркнула, что трагедия в небе над Тегераном произошла на фоне повышенной боевой готовности, в свете угроз ракетных ударов со стороны США и возросшей интенсивности полетов американской военной авиации вблизи границ Ирана. Поэтому провокационность действий врагов Ирана и их ответственность в этой ужасной катастрофе просматриваются весьма отчетливо.

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что подобные провокации с гражданскими авиалайнерами становятся в последнее время все более четким инструментом США, Израиля и их союзников в развязывании враждебных пропагандистских компаний не только против Сирии и Ирана. К такому выводу, в частности, приходишь в анализе ситуации с катастрофой над территорией Донецкой области авиалайнера Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявшего 17 июля 2014 года плановый рейс MH-17 по маршруту Амстердам—Куала-Лумпур. В результате катастрофы погибли все находившиеся на его борту 298 человек — 283 пассажира и 15 членов экипажа. Катастрофа рейса MH-17 стала крупнейшей (по количеству погибших) в истории авиации, а проводимое Нидерландами расследование ее причин наглядно свидетельствует о стремлении Запада ее использовать в развязывании очередной антироссийской истерии, хотя имеющиеся доказательные факты не позволяют это делать.

В этой связи невольно вспоминается также явно спровоцированная США катастрофа над Сахалином 1 сентября 1983 года Boeing 747 авиакомпании Korean Air Lines (KAL) выполнявшего международный рейс по маршруту Нью-Йорк—Анкоридж—Сеул. Несмотря на то, что его полёт до Сеула должен был проходить над нейтральными водами Тихого океана, этот самолёт явно в провокационных против СССР целях отклонился вправо от назначенного курса настолько, что вошёл в закрытое воздушное пространство СССР, после чего был перехвачен, а затем сбит советским истребителем Су-15.

И таких примеров, к сожалению, можно привести еще много, свидетельствующих о том, что сторонники ужесточения различного рода санкций и инспирирования все новых политических и вооруженных конфликтов для достижения своих провокационных целей публично пренебрегают безопасностью мирных жителей и гражданского авиасообщения. В их руках гражданские самолеты уже давно превратились в инструмент развязывания конфликтов, что настоятельно требует объективного разбирательства международной общественностью и международным судом с тем, чтобы подобные последним действиям Израиля в Сирии инциденты не повторялись и не угрожали мирному небу.

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».