09.12.2020 Автор: Пётр Коновалов

ОПОП в Малайзии: новые вызовы для Юго-Восточной Азии

MAL3222

Инициатива «Один пояс – один путь» (ОПОП) – это один из крупнейших инфраструктурных проектов в истории, который был предложен Китаем еще в 2013 г. Его главная цель – соединить автомобильными и железными дорогами, глубоководными портами, пристанями и промышленными зонами целых пять континентов и охватить порядка 130 стран мира, которые, в случае присоединения к ОПОП, смогли бы активизировать свою торговую и прочую деятельность, получить от этого значительные экономические выгоды. Инициатива ОПОП начала развиваться столь успешно, что на момент 2020 г. уже было реализовано проектов на сумму, равную почти US$4 трлн.

Все же амбициозность и глобальный масштаб китайской торгово-экономической экспансии вызвали некоторые опасения со стороны стран-участниц ОПОП с низким и средним уровнем дохода. С одной стороны, они рассматривают данный проект как единственный в своем роде источник финансирования своей собственной инфраструктуры, а с другой – беспокоятся из-за роста своей задолженности перед Пекином.

В этом случае особенно интересна реакция на ОПОП в странах Юго-Восточной Азии (ЮВА), чьи экономические связи с Китаем крепнут с каждым годом. Ни для кого не секрет, что одни из крупнейших направлений китайского глобального проекта реализуются именно в странах ЮВА: достаточно упомянуть трансграничную железнодорожную магистраль между Китаем и Лаосом (US$6 млрд), высокоскоростную железную дорогу в Индонезии (US$6 млрд), глубоководный порт Кьяукпью в Мьянме (US$7,3 млрд) и многие другие.

Одна из ведущих экономик ЮВА в лице Малайзии также не стала исключением: местная пресса, экспертные и политические круги уделяют все большее внимание китайской инфраструктурной инициативе. Это неудивительно, учитывая, что Малайзия выступает чуть ли не самым значимым торговым партнером КНР среди стран Юго-Восточной Азии с торговым оборотом, который составил US$124 млрд в 2019 г. В то же время Малайзия (наряду с Индонезией) входит в десятку стран (3-е место) как по объему, так и по стоимости проектов, реализуемых в рамках ОПОП (US$160,76 млрд).

Становление более тесных экономических отношений Малайзии и Китая стало стимулом к их активному взаимодействию в рамках ОПОП. Кроме того, наиболее активный период экономического сотрудничества обеих стран пришелся на годы премьерства в Малайзии Наджиба Разака (2009-2018 гг.), когда малайзийская сторона подписала ряд соглашений о реализации с Китаем новых инфраструктурных проектов.

Тем не менее после всеобщих парламентских выборов в Малайзии, которые прошли в 2018 г., победу одержал Махатхир Мохамад (который уже был у власти в 1981-2003 гг.), и при его правлении политика страны в отношении китайской инициативы претерпела ощутимые изменения. К примеру, у М. Мохамада возникли вопросы к условиям ранее подписанных соглашений с КНР, что впоследствии выразилось в пересмотре нескольких крупных инфраструктурных сделок, совершенных в рамках реализации ОПОП. В частности, М. Мохамад акцентировал внимание на вероятно завышенной стоимости китайских инфраструктурных проектов, из-за чего на плечи Малайзии ложилось дополнительное бремя в условиях и без того растущего внешнего долга (US$252 млрд в 2018 г.).

Центральным объектом критики малайзийского премьера стал железнодорожный проект «East Coast Rail Link», стоимость которого из-за изменений обменных курсов возросла с US$7 млрд до US$10-13 млрд (по разным оценкам). Процесс реализации этого проекта вернулся в прежнее русло после того, как правительство Малайзии пересмотрело условия соглашения и перезаключило сделку с Китаем на более выгодных условиях.

В то же время в Малайзии был отменен один из наиболее масштабных проектов, связанных с ОПОП, – «Melaka Gateway» в малайзийском штате Малакка стоимостью US$10,5 млрд, который предусматривал создание на трех искусственных насыпных островах в Малаккском проливе глубоководного порта, терминала для круизных лайнеров, пристани, элитного жилья, отелей и других объектов инфраструктуры для привлечения почти миллиона туристов в год. Площадь проекта охватывала 246,45 кв. км, а планируемый глубоководный порт должен был составить конкуренцию соседнему Сингапуру.

Впервые проект «Melaka Gateway» был анонсирован в 2014 г. тогдашним премьер-министром Малайзии Наджибом Разаком. Однако совсем недавно власти штата Малакка расторгли соглашение с местной малайзийской компанией KAJ Development Sdn Bhd, которая реализовывала этот проект совместно с крупной государственной китайской компанией PowerChina International и двумя китайскими портовыми девелоперами, поскольку работы по рекультивации трех искусственных островов ими так и не были выполнены. Одной из причин задержки строительства стала пандемия коронавируса в 2020 г. Кроме того, ведется дискуссия о проблеме возникновения избыточных мощностей портового сектора страны: по мнению экспертов, следует более интенсивно использовать уже существующие три главных малайзийских порта, а не распределять трафик по нескольким объектам.

Несмотря на некоторые препятствия, реализация Китаем проекта ОПОП способствует наращиванию Пекином своего регионального и глобального влияния, в особенности в тех странах ЮВА, которые вопреки опасениям о задолженностях не отказываются от данной инфраструктурной инициативы, в будущем надеясь все же улучшить свое экономическое положение. Более того, Соединенные Штаты, которые в данное время не способны предложить странам ЮВА столь масштабное финансирование, с каждым годом все больше уступают пальму первенства в регионе Китаю.

Говоря о Малайзии и о странах ЮВА в целом, следует отметить, что их сотрудничество с КНР в рамках ОПОП зачастую рассматривается экспертами в положительном ключе, но в то же время омрачается сообщениями о росте задолженности этих стран перед Пекином. Тем не менее выбирать им сейчас не приходится: в условиях текущего сильного сокращения экономик по всему миру они вряд ли будут отказываться от столь необходимого им финансирования, которое способен предложить пока что лишь Китай, который, в свою очередь, к концу 2020 г. значительно укрепил лидерские позиции в Юго-Восточной Азии.

Петр Коновалов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».