США, безнадежно увязнув в инспирированном ими украинском кризисе, который явно пошел не так, как рассчитывали в Вашингтоне, в последние годы активно пытаются расфокусировать внимание России, организовав массовые беспорядки в других странах СНГ. Одной из них стала Киргизия, уязвимая перед внешним вмешательством в силу социальной нестабильности, слабости экономики, а также более мягкого, по сравнению с другими странами Центральной Азии, политического режима.
Киргизия всегда интересовала США как одна из важнейших пограничных стран Центральной Азии вблизи России. У нее неплохое географическое положение, с позиций которого можно осуществлять транзитное сообщение с ближневосточными странами. Киргизия граничит со знаменитой Ферганской долиной, через которую из Ближнего Востока идут потоки наркотрафика.
До 2014 года недалеко от столицы Киргизии располагалась американская военная авиабаза. Ее оборудовали в международном аэропорту Бишкека «Манас» в 2001 году для обслуживания контингента НАТО в Афганистане в ходе операции «Несокрушимая свобода», переброски грузов и военнослужащих на территорию Афганистана. За 12 с половиной лет работы базы в Киргизии через нее прошли 5,3 миллиона военнослужащих (порядка 30 тысяч военных ежемесячно). Кроме того, из-за острой необходимости дозаправки самолетов НАТО в небе над Афганистаном и эту задачу помогала решать база США «Манас». Особенную важность она получила после того, как президент Узбекистана Ислам Каримов в 2005 году, в ответ на критику США действий узбекских властей по подавлению беспорядков в Андижане, потребовал от американских военных покинуть базу в Ханабаде в шестимесячный срок.
Было понятно, что США хотели бы сохранить военную базу «Манас» на длительный срок, причем война в Афганистане была только предлогом для этого. Созданная на базе «Манас» мощная инфраструктура радиоэлектронной разведки позволяла американцам отслеживать активность вооруженных сил не только России и других государств ОДКБ, но и такого гигантского соседа Киргизии, как Китайская Народная Республика.
Для Киргизии вывод американской базы из страны стал огромным событием — она определилась со своей геополитической ориентацией на ближайшие годы, за этим последовало вступление в ЕАЭС и другие шаги, направленные на еще большую интеграцию с Россией.
Разумеется, США не могли так просто согласиться с потерей не только военной базы в «Манасе», но и в целом своих прежних доминирующих позиций в этой стране. Были включены на полную мощность все ресурсы США в плане воздействия на общественное мнение в республике — финансируемые с помощью грантов представители киргизских НПО, СМИ, эксперты, которые усиленно утверждали, что база — «единственная гарантия национальной безопасности Киргизии». Для реализации своих планов по возврату Киргизии в зону американского влияния были также задействованы значительные силы ЦРУ. Вся эта работа проводилась до последних дней, и проведенное в 2019 году журналистское расследование деятельности сотрудников ЦРУ, готовивших мятеж в Киргизии, с публикацией фотоматериалов и конкретных документов, позволяет отчетливо осознать направленность таких действий США.
Киргизии как суверенному государству нет ещё и 30 лет. Это государство – один из ключевых стратегических объектов новой «Большой игры» в современной Центральной Азии. В рамках провозглашенной Киргизской Республикой многовекторной внешней политики, она установила тесные отношения с Западом, Китаем, исламским миром. Начиная с распада СССР, отношения с Россией всегда играли для нее важную, если не ключевую роль, как во внешнеполитической, так и во внутриполитической жизни республики.
Хотя политическая жизнь Киргизии и характеризуется частой сменой правящих групп в последние годы, государствообразующий народ страны ещё недавно по историческим меркам вёл кочевой образ жизни, что затрудняет для внешних игроков создание сильной прозападной оппозиции в этой стране.
Тем не менее в Вашингтоне не прекращают считать, что часть политических элит в Киргизии должна находиться под внешним управлением, как это происходит, например, в Украине. Это силы, которые должны прийти к власти или в противном случае дестабилизировать ситуацию в стране. И попытки Соединенными Штатами создания такой критической ситуации не прекращаются, что, в частности, продемонстрировала и провалившаяся попытка совершения в октябре политического переворота в Киргизии.
В указанных условиях США, уже не скрывая, что контролируют выборы в «колеблющихся» государствах-лимитрофах по периметру России, в последние недели стали проявлять повышенную активность не только на Украине, Молдавии, но и в Киргизии. И вот посольство США в Бишкеке заявило, что через агентство USAID, хорошо известное по активному участию в организации «цветных революций» по всему миру, окажет финансовую помощь при проведении 20 декабря выборов в парламент (Жогорку Кенеш) и досрочных президентских выборов (10 января 2021 года) в Киргизии. Вполне понятно, что любое внешнее финансирование подобных мероприятий, как и участие USAID в киргизских выборных процессах – это, по сути, вмешательство во внутриполитические дела страны. Такие действия, безусловно, будут означать, что в республике возрастет приток денег для финансирования выгодных США некоммерческих организаций, которыми, естественно, будут преимущественно оппозиционные, национально-демократические организации. А возможно, и националистические, национально-религиозные. Такое «пробуждение» в стране со слабой экономикой и существенными социальными противоречиями приведет к усилению политического хаоса.
Однако сегодня в Киргизии есть и другие игроки, с другими целями, которые будут противодействовать Вашингтону и воплощению планов американского руководства и посольства США в Киргизии в жизнь.
Тем не менее сообщения о подобного рода «инициативах США» – это повод быть начеку не только политическим силам в Киргизии, но и в других странах, не желающих променять свою независимость на беспрекословное, фактически рабское подчинение диктату Вашингтона.
Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».