Разобрав политический аспект отношений КНР и РК, кратко коснемся состояния дел в экономике.
Сначала немного общих цифр. За 28 лет дипотношений товарооборот между двумя странами вырос в 40 раз, и в 2019 г. году составил 243 млрд 400 млн долларов.
Как сообщается в отчете Федерации корейской промышленности, в первые семь месяцев 2020 года на долю Китая пришлось 24,3% южнокорейского экспорта, что на 1,5% больше, чем годом ранее. Повышение произошло несмотря на 10,6% падения общих зарубежных поставок Южной Кореи после вспышки коронавируса.
За тот же период экспорт Южной Кореи в Европейский союз, Центральную и Южную Америку и Индию сократился на 11,5%, 34,3% и 34,5% соответственно. Напротив, экспорт в Китай вырос на 9,7% в июне после сокращения на 2,5% в мае, что стало первым положительным ростом за шесть месяцев.
Прямые инвестиции Китая в Южную Корею выросли примерно в 2,6 раза по сравнению с прошлым годом и составили в январе-июне 856 миллионов долларов США, а доля Китая в общем объеме ПИИ в Южную Корею выросла до 11,2% в первом полугодии с 3% годом ранее. При том что после пандемии коронавируса общий объем ПИИ в Южную Корею снизился на 22,4% в годовом исчислении до 7,66 миллиарда долларов.
Главным достижением весны-осени 2020 г. было то, что с 1 мая 2020 г. Китай и Южная Корея достигли соглашения об открытии «быстрого пути» для деловых путешественников. Программа будет распространена на представителей бизнеса, логистики, промышленного производства и технических служб. Китайские бизнесмены смогут перемещаться по всей Южной Корее, в то время как их корейские партнеры смогут посетить 10 китайских провинций и городов, включая Чунцин, Шанхай и Тяньцзинь. Естественно, после прохождения тестов. И те и другие бизнесмены будут освобождены от обязательного 14-дневного карантина.
Затем Китай согласился возобновить выдачу гражданам РК рабочих и учебных виз, а также въездных виз имеющим вид на жительство. Теперь около 70 тыс. южнокорейцев, которые не смогли возобновить учёбу или вернуться на свои рабочие места в Китае из-за COVID-19, смогут это сделать. Заявители на визу должны представить сертификат, подтверждающий отрицательный результат теста на COVID-19 за пять дней до посадки в самолет. По прибытии в Китай им грозит 14-дневный карантин.
С 10 августа РК сняла ограничения на въезд из китайской провинции Хубэй, откуда начал распространяться вирус COVID-19.
В октябре 2020 г. Сеул и Пекин договорились продлить двустороннее соглашение о валютном свопе, чтобы облегчить возможный кризис ликвидности в условиях новой вспышки COVID-19. Соглашение, предусматривающее передачу национальной валюты РК КНР в обмен на юани, было заключено в 2009 году, после чего трижды пролонгировалось. Новое соглашение заключено на пять лет, а размер свопа составил 59 млрд долларов.
Медленно, но верно идут переговоры в формате видеоконференции по вопросам расширения сферы действия подписанного в 2015 году двустороннего соглашения о свободной торговле с целью охвата секторов услуг и инвестиций. Пока стороны отметили, что соглашение о свободной торговле помогло увеличить двусторонний товарооборот с 2015 по 2018 год на 18,2% и договорились создать новый комитет по вопросам онлайн-торговли, чтобы преодолеть сбои во взаимных поставках из-за пандемии COVID-19, а также ускорить переговоры по снятию барьеров в сегментах обслуживания и инвестиций. Последний на данный момент девятый раунд прошел с 26 по 30 октября. Как отметил представитель Министерства торговли и энергетики, участники переговоров постараются добиться прогресса в открытии рынка услуг и защите инвесторов.
Постепенно оживают авиаперевозки. С середины сентября Южная Корея и Китай в четверг начали выполнять нерегулярные рейсы. Так, авиакомпания Xiamen Airlines провела в общей сложности семь рейсов из Инчхона в Циндао, Чжэнчжоу и Сямынь. Все пассажиры были обязаны представить результаты теста на коронавирус, проведенного в течение 72 часов до посадки, и следовать рекомендациям.
Что касается регулярных рейсов, то местные авиакомпании выполняют рейсы по 10 маршрутам в Китай. Korean Air предлагает раз в неделю полеты по маршрутам из Инчхона в Тяньцзинь, Гуанчжоу и Шэньян. Asiana Airlines Inc. обеспечивает раз в неделю полеты по маршрутам из Инчхона в Чанчунь, Нанкин и Чэнду. А лоукостеры Jeju Air Co. и Jin Air Co. обслуживают маршруты Инчхон-Вэйхай и Чеджу-Сиань.
В целом на август 2020 г. количество рейсов в Китай упало с 1164 до 21 в неделю по сравнению с зимой 2019 года, а количество маршрутов сократилось до 16 с 84 за тот же период.
15 октября Air Busan Co., бюджетное подразделение Asiana Airlines Inc., возобновило полеты в Циндао для удовлетворения спроса на поездки со стороны бизнесменов. Air Busan будет предлагать один рейс в неделю после приостановки маршрута более чем на семь месяцев из-за воздействия коронавируса на авиационную отрасль. В июле перевозчик возобновил маршрут Инчхон-Шэньчжэнь, но другие маршруты в Нинбо, Чэнду, Циндао, Яньцзи, Чжанцзяцзе, Сиань, Хайнань и Хайкоу остаются приостановленными.
Что касается туризма, то, согласно данным Корейской Туристической Организации, число китайских туристов в Южную Корею сократилось более чем на 30 процентов в период 2017-2020 годов по сравнению с тремя годами ранее.
Зато компания «Дусан», крупнейший производитель строительной техники Южной Кореи, в январе-июне продала в Китае 10 728 экскаваторов, что на 10 процентов больше, чем год назад. Это является самым большим показателем с того же периода 2011 года, когда было продано около 12 000 экскаваторов. Компания также сообщила, что выпустила свой новый 6-тонный экскаватор DX 60W ECO специально разработанный для китайского рынка.
С другой стороны, Китай наращивает поставки стали на рынок Республики Корея, что создаёт угрозу местным производителям и ослабляет их конкурентоспособность. Согласно данным «POSCO», по итогам 2019 года РК экспортировала 30 млн тонн стали, заняв по этому показателю третье место в мире. В то же время импорт данной продукции в страну составил 16 млн тонн – 5-е место. При этом фиксируется тенденция роста на 12,5% поставок из КНР, доля которой в общем объёме импорта РК превысила 50%.
Но противостояние КНР и США тоже дает о себе знать, и некоторые репрессивные меры против китайских компаний автор связывает с этим.
15 июля 2020 г. комитет по вопросам связи и телекоммуникации РК сообщил, что китайский оператор социальной платформы TikTok оштрафован на 186 миллионов вон (155 тыс. долларов) за неправильное управление данными пользователей. Оказывается, популярное среди подростков приложение нарушало закон о телекоммуникациях, собирая данные о детях в возрасте до 14 лет без согласия родителей, и не уведомляло пользователей о передаче их личных данных на серверы в Соединенных Штатах и Сингапуре без предварительного уведомления. «В то время как TikTok пообещал, что дети в возрасте до 14 лет не смогут пользоваться его сервисом, он не использовал надлежащий процесс онлайн-проверки возраста». Как минимум было подтверждено 6.007 подобных случаев, отчего глава ведомства Хан Сан Хёк назвал TikTok проблемной компанией и потребовал исправить «все найденные проблемы» в течение 30 дней.
20 августа 2020 г. торговая комиссия Южной Кореи приняла предварительное решение продлить на пять лет антидемпинговые тарифы на фанерную продукцию из Китая и Малайзии, поскольку такие товары могут быть сброшены на местный рынок, когда будут устранены существующие барьеры.
Сказывается и ситуация с Гонконгом. Южнокорейские компании, работающие там, опасаются потерь из-за обострения конфликта между Китаем и США: 55,9% компаний, опрошенных Федерацией корейских промышленников, опасаются, что данный закон, а также решение американского правительства лишить Гонконг специального статуса, негативно отразятся на их бизнесе. 70,6% из них ожидают, что ситуация в Гонконге окажет негативное влияние на южнокорейскую экономику. Компании полагают, что ввиду обострения конфликта между США и Китаем их продажи во второй половине этого года сократятся в среднем на 11,7% в годовом исчислении. 88,2% ожидают, что закон о безопасности будет иметь негативные последствия для статуса Гонконга как международного финансового центра.
На этом фоне КНР активно подталкивает РК к сотрудничеству, однако не столько правительство, сколько частные структуры. Так, 4 июня 2020 г. посол Китая в Южной Корее Син Хаймин встретился с председателем SK Group и призвал увеличить инвестиции в свою страну. Эта встреча была первой встречей посла с главой одного из крупнейших южнокорейских конгломератов с тех пор, как он вступил в должность. В ходе переговоров были обсуждены темы, представляющие взаимный интерес, включая активизацию двустороннего экономического сотрудничества на отраслевом уровне и меры реагирования на пандемию коронавируса. Син оценил, что SK Group внесла позитивный вклад в развитие китайско-южнокорейских дипломатических отношений, и призвал другие корейские компании активно расширять свои инвестиции в Китай, надеясь, что такое сотрудничество «качественно продвинет» отношения двух стран.
Таким образом, хотя обе страны стараются восстановить вызванный коронавирусом упадок, полного восстановления нет, в том числе по политическим соображениям.
Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».