Глобальный китайский транспортно-экономический проект «Один пояс – один путь» (ОПОП) известен всему миру. Одни страны его поддерживают, другие считают его формой китайской экспансии, призванной подчинить экономики других государств Китаю. Такое отношение к ОПОП, например, высказывает Индия. Чтобы минимизировать китайское влияние на соседние государства, в том числе на своих традиционных экономических и политических партнеров, Индия вынуждена предложить им альтернативу ОПОП в виде собственных международных транспортных маршрутов и выгодных торговых соглашений. Помимо противодействия ОПОП, это также требуется для развития индийской экономики.
Как известно, Индия имеет не самое удобное географическое положение с точки зрения торговли с соседними государствами: вдоль всего севера страны тянутся Гималайские горы. С одной стороны, они создают барьер между Индией и Китаем, индийские отношения с которым трудно назвать безоблачными. С другой стороны, торговые связи Индии в первую очередь представлены теми странами, до которых можно добраться по морю (главным торговым партнером на 2019-2020 гг. являются США). Государства, имеющие с Индией сухопутные границы, за исключением враждебного ей Пакистана и КНР, – это Непал, Бутан, Мьянма, Бангладеш и Афганистан, которые имеют довольно низкую покупательную способность. Особенно из-за такого положения страдает экономика северных индийских штатов, не имеющих выхода к морю. И в целом весь торговый потенциал огромной страны за счет одних только морских грузоперевозок реализовать сложно.
Чтобы преодолеть географические ограничения, Индия решила прокладывать сухопутные торговые маршруты на восток, например в Мьянму, чтобы потом через Мьянму получить доступ ко всем странам Индокитайского полуострова, и далее – ко всей Юго-Восточной Азии (ЮВА). В результате была сформирована индийская внешнеполитическая стратегия «Смотри на Восток» (Look East), основная цель которой – расширение экономического и политического сотрудничества Индии с государствами ЮВА. Разумеется, основой этого сотрудничества должно было стать развитие торговых маршрутов. Следует отметить, что это развитие, помимо прочего, должно было привести к развитию сообщения Индии с Сингапуром, который входит в число самых экономически развитых стран не только в ЮВА, но и во всем мире. Официально к реализации стратегии «Look East» Индия приступила в 1991 г.
Есть мнение, что главной целью «Look East» было развитие сотрудничества с США: якобы уже тогда Америка, озабоченная сдерживанием стремительно развивающейся КНР, стремилась создать свою «ось влияния», идущую от союзника США Индии до ЮВА, где на то время в число американских партнеров входили как минимум Таиланд и Филиппины. Конечно, с точки зрения индийско-американского взаимодействия, «Look East» была действительно выгодна, однако сложно сказать, могла ли эта выгода быть важнее для Индии, чем сам факт развития сотрудничества, в том числе торгового, с государствами, с которыми у нее есть сухопутные границы. В конце концов, объединение, включающее Индию и страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), само по себе как по численности населения, так и по экономической мощи, вполне способно конкурировать и с Китаем, и с США. При этом очевидно, что в этом объединении ключевую роль будет играть именно Индия, и это полностью соответствует ее экономическим, политическим, геополитическим и прочим целям. Что касается стран АСЕАН, то им также весьма выгодно иметь такого союзника, как Индия, перед лицом постоянно усиливающейся мощи КНР. Кроме того, им, также как и Индии, требовалось развивать свои экономические связи и торговые маршруты, и Индия тоже была для них с этой точки зрения весьма важным направлением.
В общем, обе стороны были заинтересованы в сотрудничестве, и с 1993 по 2003 г. товарооборот между Индией и АСЕАН возрос с $2,9 млрд до $12,1 млрд. Основными торговыми партнерами Индии в ЮВА стали наиболее экономически развитые государства этого региона – Малайзия, Сингапур и Таиланд.
В августе 2009 г., несмотря на противодействие некоторых экспертов, считавших, что торговый баланс сложится не в пользу Индии, было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между Индией и странами АСЕАН, которое вступило в силу в начале 2010 г.
В 2018 г. объем взаимного товарооборота между Индией и АСЕАН достиг $81,3 млрд с преобладанием индийского импорта из АСЕАН.
Однако взаимовыгодная торговля между отдаленными регионами требует не только разумных соглашений, но и чисто физического подкрепления, такого как удобные и надежные транспортные маршруты. Важной частью политики «Look East» стало создание современной и разветвленной автомобильной магистрали, связывающей Индию со странами ЮВА.
Все началось в 2001 г. с проекта «Дорога Дружбы Индия – Мьянма». Начальной точкой маршрута стал город Морех на индийско-мьянманской границе. Постепенно проект развивался, и маршрут строящейся дороги был продлен до таиландского города Мэсот на таиландско-мьянманской границе. Дорога Морех – Мэсот стала мьянманской частью современной дороги с высокой пропускной способностью, соединившей Импал – столицу северного индийского штата Манипур, столицу Мьянмы Нейпьидо и столицу Таиланда Бангкок. К настоящему времени дорога практически готова, некоторые участки уже реконструируются. Сейчас проект известен как трехсторонняя автомагистраль «Индия – Мьянма – Таиланд». Однако, в соответствии с политикой «Look East», индийская сторона предложила продлить и разветвить маршрут до Камбоджи, Лаоса и Вьетнама, соединив с экономическим коридором «Восток – Запад», идущим из Таиланда через Камбоджу во Вьетнам.
Сейчас об индийском дорожном проекте уже нередко говорят во множественном числе, называя его «трехсторонние автомагистрали Индия – Мьянма – Таиланд», поскольку дорога постепенно разветвляется.
Строительство шло и продолжает идти с немалыми сложностями: помимо прочего, индийской стороне пришлось взять на себя реконструкцию 69-ти мьянманских мостов. Индия уже вложила в проект десятки миллиардов долларов. Тем не менее Нью-Дели, Нейпьидо, Бангкок и другие региональные столицы ожидают от него большой отдачи, причем в ближайшее время. Сложно сказать, сможет ли строящаяся сеть автодорог составить большую конкуренцию всей массе подобных проектов, входящих в ОПОП, однако, по мнению участников проекта, его реализация даст мощный импульс торговле и прочим формам экономического сотрудничества как внутри зоны свободной торговли АСЕАН – Индия, так и во всей Юго-Восточной Азии.
Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».