США, будучи приверженными поддержке накала войн в различных регионах мира и опутыванию всего мира подчиняющимися только им военными блоками и вооруженными коалициями, в последние годы стали особенно прицельно подходить к созданию военных союзов против отказывающихся подчиняться диктату Вашингтона стран.
Именно отсюда у США в 2018 году возникла идея создания так называемого арабского НАТО, основной целью которого могло бы стать противостояние Ирану. По замыслам стратегов Белого дома, в состав такого нового военного блока — «Ближневосточного стратегического альянса» (Middle East Strategic Alliance, или MESA) предполагалось включить шесть стран Персидского залива: Саудовскую Аравию, Объединённые Арабские Эмираты, Кувейт, Катар, Оман и Бахрейн, а также Египет и Иорданию. Идея формирования такого широкого объединения арабских государств появилась в Белом доме ещё в 2011 году, на заре «арабской весны», и этот проект вновь стал актуальным на фоне очередного обострения отношений США и Ирана. Однако, с учетом разного отношения запланированных США членов MESA к иранской угрозе, этот «проект» Белого дома так развития пока и не получил.
И вот, реализовывая заявленный год назад президентом Дональдом Трампом призыв, что, дескать, НАТО должно следить не только за Россией, но и за Китаем, Белый дом в последний период стал предпринимать активные меры по созданию так называемого азиатского НАТО. Об этом, в частности, заявил на недавнем американо-индийском форуме заместитель госсекретаря США Стивен Биган, обнародовавший план создания в АТР мощной группировки. В неё, по мысли Вашингтона, войдут сначала США, Япония, Австралия и Индия, а впоследствии – Южная Корея, Новая Зеландия, Вьетнам. По словам американца, «в будущее объединение войдут государства, которым свойственны общие ценности и интересы», что, по планам Бигана, может привлечь к этому военному блоку многие страны не только Индо-Тихоокеанского региона, но и всего мира.
Попытки практической реализации идеи «азиатского НАТО» были сделаны министром обороны США Марком Эспером во время заседания Четырехстороннего диалога по безопасности (Quad), который проходил с 4 по 6 октября в Токио и где доминировала антикитайская повестка. В этот «диалог» входят США, Индия, Австралия и Япония, а изначально он был инициирован премьер-министром Японии Синдзо Абе в 2007 г. во время кризиса во взаимоотношениях с Китаем. В последнее время антикитайская повестка «диалога» снова в силе, но теперь ее больше продвигают США, а не Япония. Присутствовавший на встрече в Токио госсекретарь США Майк Помпео заявил, что «сейчас как никогда важно сотрудничество для защиты партнеров Америки от эксплуатации, коррупции и принуждения со стороны КПК».
Как справедливо отметил аналитик по Азиатско-Тихоокеанской безопасности из Сингапура Александр Нил, с учетом отсутствия единства в АТР в необходимости создания сегодня такого военного антикитайского блока в регионе, в значительной степени одной из не афишируемых Вашингтоном причин обсуждения этой темы на указанной встрече Quad было склонение к поддержке этой идеи Индии. Однако надо ли это Дели — большой вопрос, учитывая, что и в политике, и в военно-техническом сотрудничестве Индия намерено диверсифицирует связи. И поэтому она активно покупает вооружение не только в США, но и в России, а такая односторонняя поддержка военно-блоковой идеи Вашингтона в Азии, безусловно, отрицательно скажется на интересующих Дели российско-индийских связях, в том числе и в военной области.
Однако на пути этих планов Белого дома стоят и другие серьезные препятствия. И их уже официально обозначил 21 октября в Индонезии новый премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга. В частности, в ответ на заданный ему вопрос, не собирается ли Япония создать азиатскую версию Организации Североатлантического договора (НАТО), Суга заявил: «Наши действия в Южно-Китайском море не направлены против какой-либо одной страны».
Необходимо также отметить, что, несмотря на звучащую подчас в выступлениях отдельных политиков Юго-Восточной Азии критику в адрес деятельности Пекина в регионе, здесь перспектив выбора между США и Китаем вообще стараются избегать. И по этому поводу хорошо и четко заявил в свое время премьер-министр Сингапура Ли Сянлун: “Если дружишь с двумя странами, которые находятся по разные стороны баррикад, иногда получается ладить с обеими одинаково. Думаю, лучше всего нам не вставать ни на чью сторону”.
Помимо этого, реализация военного сотрудничества на уровне нового «азиатского НАТО» потребует от США модернизации военных сил и средств сдерживания, прекращения ядерного разоружения и увеличения финансирования новых оперативно-тактических баллистических ракет, однако пока этого не происходит. А это свидетельствует о том, что вопрос создания азиатского антикитайско-проамериканского военного блока остается подвешенным в воздухе.
Безусловно, одним из факторов такого сдерживания Вашингтона в реализации этой идеи является то, что и Китай вполне может создать свое “азиатское НАТО”, использовав доминирующее положение в регионе и тесные торгово-экономические (а кое-где и идейно-политические) связи с соседями. И год назад Си Цзиньпин уже призвал лидеров азиатских стран создать новую конструкцию безопасности в Азии, чтобы повысить обороноспособность региона. Впрочем, Китай, по всей видимости, не особо заинтересован в антиамериканском пакте с кем бы то ни было, поскольку это лишило бы его свободы маневра, превратило в открытого антагониста США. Мирная риторика — все еще часть образа Китая на международной арене, однако и то, что укрепление вооруженных сил остается одной из важных задач, в Пекине совсем не скрывают.
Сегодня уже всем очевидно, что по всему миру происходит поляризация на американскую и неамериканскую части, все сильнее становятся антиамериканские настроения не только на Ближнем Востоке, но и в других регионах, где военный диктат Вашингтона уже воспринимается резко критически. Поэтому можно допустить, что в Евразии (как, впрочем, и в ряде других регионов мира) будет в конце концов создан некий континентальный пояс безопасности, превращая государства евразийского континента, несогласные с «американской демократией», из разрозненных субъектов в консолидированные военно-стратегические блоки. И многое в этом будет зависеть, безусловно, от политики Пекина, реально способного задавать тональность международно-политической обстановке в АТР в ближайшие десятилетия.
Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».