EN|FR|RU
Социальные сети:

Израильские козыри в игре Вашингтона

Валерий Куликов, 29 октября

EL73242

Вряд ли кто сегодня будет возражать относительно утверждения, что израильское лобби играет важную, а подчас и определяющую, роль в американских выборных кампаниях, в принятии многих решений в Конгрессе и исполнительных органах США, являясь существенной частью американского политического механизма. Произраильское лобби является в США оригинальным механизмом влияния практически на любые происходящие в этой стране процессы благодаря значительной по численности диаспоре, ее значимости в политико-экономической деятельности страны, в ее финансовом секторе, в СМИ.

В марте 2011 года Х. Томас, бывший руководитель пресс-службы Белого дома, в интервью журналу Playboy заявила, что «у евреев есть власть над Белым домом и Конгрессом, последние – в кармане у израильского лобби». Отбросив всякую политкорректность, она уточнила, что израильское лобби «финансируется богатыми сторонниками отовсюду и повсюду, включая Голливуд. Та же самая вещь – на финансовых рынках. У них везде полный контроль».

Именно поэтому «израильская карта» стала уже давно тем джокером, который определяет в значительной степени результаты любой выборной кампании в США.

Кстати, в значительной степени именно из-за пренебрежения этой картой демократами при Бараке Обаме им не удалось достичь победы в выборной президентской кампании 2016 года. Посудите сами, разве можно было рассчитывать тогда демократам на поддержку израильского лобби после таких ущемлявших интересы Израиля шагов Обамы, как поддержка Соединенными Штатами в Совбезе ООН резолюции, призывающей еврейское государство прекратить строительство поселений на оккупированных палестинских территориях? Или участие в шестисторонней сделке с Ираном по ядерной программе и заключение соглашения с Тегераном?

Позицию израильского лобби по подобным неугодным Тель-Авиву шагам администрации Обамы и Демократической партии в июне 2016 г. выразил обозреватель Washington Times Тодд Вуд, написавший, что «Обама существенно подорвал особые отношения между США и Израилем, в результате чего Тель-Авиву приходится искать поддержки Владимира Путина, который стал «новым шерифом» на Ближнем Востоке».

Другим подтверждением отрицательного отношения Тель-Авива к проводившейся Демпартией политике стал отказ Нетаньяху, приехав в США в разгар избирательной кампании перед первичными выборами в США в 2016 году встречаться с Обамой, несмотря на договоренность, но зато он выступил на объединенной сессии Конгресса США, а также на конференции Американо-израильского комитета по общественным связям.

Из указанных событий Дональд Трамп и его администрация сделали своевременные выводы и получили поддержку израильского лобби в 2016 году. Именно по указанным причинам максимальным выгодоприобретателем от избрания в 2016 году Дональда Трампа является Израиль, а сам Дональд Трамп в течение своего первого президентского срока активно исправлял доставшиеся ему в наследство от Обамы «ошибки демократов». Отсюда и резкий выход США по инициативе Трампа из шестисторонней договоренности по Ирану, активные меры по «сделке века» в ближневосточном урегулировании и принуждении отдельных мусульманских стран «урегулировать будущие отношения с Израилем».

На достижение этих целей администрацией Трампа совместно с Израилем были брошены пропагандистские возможности не только национальных, но и многих зарубежных СМИ, которые, как и в США, контролируются израильским лобби. Особенно четко это просматривается на этапах склонения ОАЭ, Бахрейна, Судана к быстрейшему заключению соглашений по урегулированию отношений с Израилем при непосредственном участии в ходе их подписания самого Дональда Трампа. Сейчас такая работа проводится Белым Домом с Саудовской Аравией и рядом стран Северной Африки.

Уже запущен пропагандистский мэм о выгоде по ряду аспектов для других мусульманских стран, которые последуют примеру ОАЭ, Бахрейна и Судана по быстрейшему установлению дипотношений с Израилем. В частности, активно обыгрывается такая весьма важная для мусульман тема, как преимущество осуществления религиозного хаджа в Мекку именно через Израиль. В этих целях 25 октября израильский портовый город Эйлат посетила делегация эмиратской компании DP World (третьего в мире портового оператора) во главе с ее генеральным директором султаном Ахмедом бин Сулаем, которая обсудила с генеральным директором порта Гидеоном Гольмером и одним из владельцев Шломи Фогелем возможности морской кооперации между двумя странами, чтобы сделать Эйлат одной из отправных точек для паломничества в Мекку. В частности, обсуждалась идея создания паромного сообщения между Эйлатом и портом Джидда в Саудовской Аравии для совершения хаджа в Мекку. По предлагаемым планам израильские арабы и мусульманские туристы из разных стран смогут напрямую добираться из Эйлата на пароме до Джидды, откуда к святым местам их доставят автобусные шаттлы (от Джидды до Мекки всего 70 км).

Вне всякого сомнения, этот проект может стать уже в ближайшее время весьма выгодным не только для испытывающей сегодня существенные проблемы экономики Израиля, но и для многих мусульман, планирующих свои хаджи в Мекку. Будет он весьма выгоден в экономическом плане и для Саудовской Аравии, что уже сейчас используется Вашингтоном в качестве одного из рычагов подталкивания Эр-Рияда к быстрейшему заключению соглашения о признании Израиля.

Нетрудно догадаться, что подобными шагами нынешняя администрация Белого дома надеется получить в ходе предстоящих выборов активную поддержку кандидату от республиканцев не только со стороны израильского лобби в США, но и представителей мусульманских общин.

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».