Один из наших предыдущих текстов был посвящен тому, как будет выглядеть американская политика на корейском полуострове после президентских выборов ноября 2020 года. А сегодня мы попробуем поговорить о том, каким мог бы оказаться президент Байден, благо к этому времени стали известны не только мнения экспертов, но и заявления людей которые долго с ним работали.
Один из таких людей — Брайан Маккеон, который 10 октября 2020 г. дал интервью информационному агентству Енхап/Yonhap, в котором Южная Корея была названа лучшим союзником Америки. Маккеон тесно сотрудничал с Байденом более 30 лет, с 1988 по 1995 год занимая пост его советника по внешней политике. Он также занимал пост первого заместителя министра обороны по вопросам политики при администрации Барака Обамы.
Ключевые тезисы и цитаты этого интервью можно свести к следующему.
-
Байден «немедленно свяжется по телефону с некоторыми из наших ключевых союзников в Европе и Азии и централизованно скажет: «Америка вернулась, и мы вас прикроем». Он будет относиться к союзникам США не как к источнику дохода, а вместо этого будет уважать и укреплять партнерство с Южной Кореей и другими союзниками.
-
Применительно к РК это означает, что Байден будет подходить к зашедшим в тупик переговорам о стоимости содержания американских войск в Корее «по-другому». «Нам, очевидно, придется пересмотреть то, что было обсуждено, но мы будем подходить к этим переговорам объективно, а не использовать их в качестве дубинки против нашего союзника или относиться к альянсу транзакционным образом».
-
Маккеон усомнился, что при администрации Байдена произойдет какое-либо значительное сокращение американских войск, но отметил, что любое изменение будет зависеть от результатов его будущей оценки глобальной военной позиции США.
-
Подход Байдена к Северной Корее будет принципиальным и более скоординированным: «Мы будем придерживаться принципиального подхода к северокорейскому вызову и работать в тесной скоординированной кампании с нашими союзниками в Японии и Корее, а также работать с Китайской Народной Республикой в направлении того, что мы считаем общей целью, которую все разделяют, — денуклеаризация Северной Кореи и обеспечение мира и процветания в регионе».
-
По мнению Маккеона, «Байден понимает, что северокорейская проблема довольно сложна, и вы не можете просто решить ее с помощью пары саммитов лидеров». Его критика Трампа основывается на том, что он «начал со встречи лидеров, а не с детальной стратегии достижения наших целей». По его мнению, «должна предшествовать серьезная дипломатическая работа на более низком уровне», и нельзя ожидать, что два лидера за пару часов разрешат такой сложный вопрос, как ЯПКП.
-
Тем не менее Байден встретится с Кимом, «если бы это было частью реальной стратегии, которая продвигает нас вперед по цели денуклеаризации». Позднее по этому поводу высказался и сам Байден в ходе состоявшихся 22 октября теледебатов со своим соперником; президент США встретится с северокорейским лидером только при условии, что тот согласится сокращать ядерный потенциал своей страны.
-
По словам Байдена на дебатах, «Корейский полуостров должен стать безъядерной зоной», хотя автор не понимает, означает ли это запрет на ядерные поползновения Сеула или невозможность посещения южнокорейских портов американских военных кораблей с ядерным оружием на борту».
-
Совместные военные учения, скорее всего, возобновятся, так как их отмену Байден и Маккеон считают крупнейшей уступкой, которую Трамп сделал Киму, «не получив взамен ничего значительного или ощутимого». «И будучи высокопоставленным чиновником Министерства обороны при президенте Обаме, я знаю, что эти учения очень важны для совместной готовности Вооруженных сил Соединенных Штатов и Кореи», — добавил Маккеон.
-
Байден поддержит гуманитарную помощь для народа Северной Кореи, но «в рамках существующих санкций, чтобы убедиться, что гуманитарная помощь может попасть в Северную Корею и облегчить международным гуманитарным организациям доставку этих предметов». Маккеон отметил, что хотя санкции, безусловно, являются частью инструментария давления на северокорейский режим, чтобы он серьезно вел переговоры о денуклеаризации, это не самоцель.
-
Кроме того, Байден поддерживает возобновление воссоединения семей: «Мы, очевидно, будем работать с корейским правительством над этим и продвигать эту цель».
-
Вообще, стратегия Байдена будет отличаться и от стратегии Трампа, и от стратегии Обамы. «Джо Байден, — это не президент Обама, и сейчас, четыре года спустя, мир изменился, потому что северокорейская ядерная программа сдвинулась с мертвой точки, и нам придется оценить ситуацию, которую он унаследует, а затем разработать стратегию, и мы знаем, что не можем вернуться к январю 2017 года».
-
Байден будет содействовать сотрудничеству между союзниками США, такими как Южная Корея и Япония. Ухудшение отношений Сеула и Токио Маккеон назвал прискорбным.
-
Что касается стремления США создать подобную НАТО многостороннюю структуру в Индо-Тихоокеанском регионе, известную как «четверка», Маккеон заявил, что администрация Байдена поддержит «основанный на правилах порядок». «Ключевым элементом нашей политики было бы содействие основанному на правилах порядку и стабильности в регионе, которым ни одна страна, включая Китай, не может безнаказанно угрожать своим соседям».
Чтобы не ограничиваться мнением одного Маккеона, послушаем и иных экспертов. Бывшая и.о. помощника госсекретаря США по делам Восточной Азии и Тихого океана Сьюзан Торнтон полагает, что администрация Джо Байдена, скорее всего, добьется большего прогресса в северокорейском вопросе, чем президент Дональд Трамп. При этом Байден сначала попытается перестроить внешнюю политику страны в целом, улучшив отношения с такими странами, как Республика Корея.
23 сентября 2020 г. Сьюзан Торнтон указала, что следующая администрация США должна выработать новый подход к Северной Корее, подчеркнув, что санкции мало что сделали для того, чтобы направить Пхеньян в позитивном направлении. «Вопросы санкций не способствовали позитивной динамике. Кто бы ни победил на выборах в США […] необходимо пересмотреть подход к Северной Корее», так как ситуация на севере нехороша, но и не настолько плоха, чтобы «загнать северокорейцев за стол переговоров после Ханоя».
Кроме того, Торнтон уверена, что в случае победы Байдена надо ждать новых «провокаций Севера».
С выводами Торнтон согласен иной бывший помощник госсекретаря США по делам Восточной Азии и Тихого океана Дэниел Рассел, — он тоже ждет провокаций после выборов, но отмечает, что северокорейская провокация может не сработать в свою пользу, ограничивая политические возможности, которые могут быть доступны новой администрации США. Согласен он и с тезисом о том, что при Трампе «имидж Америки в регионе и доверие азиатских стран к Соединенным Штатам действительно пострадали» и на их восстановление потребуется время.
Бывший советник Госдепартамента США по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Роберт Эйнхорн, ныне занимающий пост старшего научного сотрудника Института Брукингса, полагает, что кампания максимального давления Дональда Трампа провалилась по трем причинам. Во-первых, Трамп действовал без поддержки ключевых стран, даже ближайших союзников Америки. Во-вторых, его политика создавала огромные экономические рычаги, но преследовала чрезмерно амбициозные, недостижимые цели. В-третьих, Трамп недооценил решимость и стойкость стран, готовых заплатить огромную цену за защиту того, что они считают жизненно важными интересами. Вследствие этого Джо Байден, скорее всего, будет придерживаться поэтапного подхода к Северной Корее с взаимными выгодами для обеих сторон.
По мнению Эйнхорна, «администрация Байдена не откажется от конечной цели полной денуклеаризации Северной Кореи, но она может быть готова шаг за шагом приближаться к этой долгосрочной цели с взаимными выгодами для каждой стороны на каждом этапе процесса». К тому же, на начальном этапе администрации главными приоритетами будут вопросы внутренней политики — пандемия, экономика, «восстановление цивилизованности и расовая справедливость».
Эйнхорн согласен с тем, что во внешней политике администрация Байдена «сначала будет стремиться восстановить глобальное лидерство Соединенных Штатов и вернуть себе уважение со стороны других стран, частично восстановив свои ключевые альянсы, в том числе с Южной Кореей и Японией». Это восстановление доверия «не включает в себя угрозу сократить вооруженные силы США, если наши союзники не заплатят достаточно». Также Эйнхорн отметил, что администрация Байдена также будет готова работать с Китаем и Россией, чье сотрудничество, по его словам, потребуется для любого положительного результата по Северной Корее.
Профессор истории и международных отношений в Университете Джорджа Вашингтона Грег Бразински думает, что «если Байден будет избран, большинство американских союзников, включая Южную Корею, вздохнут с облегчением. Он, вероятно, будет работать гораздо усерднее, чтобы укрепить наши союзы». Немедленного начала переговоров с КНДР он при этом не ждет.
Как считает посол РК в США Ли Су Хёк, если Байден победит на выборах, то «те, кто будет отвечать за дипломатические вопросы и вопросы безопасности, — это те, кто занимал высокие посты при прошлой администрации Обамы» . Кроме того, модель «сверху вниз», которую Дональд Трамп использовал в отношении Северной Кореи, может не сохраниться. Как и говорил Маккеон, все будет зависеть не от воли президента, а от предложений аппарата.
Эксперт Гарри Казианис считает, что если Байден победит на выборах, ему нужно будет довольно быстро принять решение, поскольку Северная Корея не захочет ждать и может быстро начать испытания МБР и ядерного оружия, а это было бы трагедией и быстро подняло бы напряженность до небес.
Тем временем стороны продолжают активно использовать корейскую тему на дебатах и в полемике. Дональд Трамп напоминает о том, что предотвратил неизбежную ядерную войну с Северной Кореей, в случае которой «32 миллиона человек в Сеуле, миллионы людей были бы мертвы прямо сейчас». Джо Байден настаивает на том, что Трамп ничего не сделал, кроме как позволил Пхеньяну наращивать свой ядерный потенциал и увеличивать дальность ракет, а трижды встретившись с Ким Чен Ыном, лишь «укрепил легитимность его режима».
Так, 25 октября 2020 г. Джо Байден заявил, что Северная Корея теперь обладает большим количеством более опасных ракет из-за Дональда Трампа. Кроме того, Трамп «обнимает каждого диктатора в поле зрения и тычет пальцем в глаза всем нашим друзьям». И вообще, «у США были хорошие отношения с Гитлером до того, как он вторгся в остальную Европу».
Корейские СМИ стараются держаться нейтралитета в этом вопросе, хотя Korea Times опубликовала довольно подробный материал, критически разбирающий делишки Хантера Байдена: упоминался и компьютер с порно, и скандал с украинской компанией Burisma.
Ко всему указанному выше автор хотел бы добавить следующее. Скорее всего, Байден будет делать опору на те научные центры, которые сейчас ушли в оппозицию Трампу и активно клеймят его. Неясно, однако, насколько это скажется на компетентности принимаемых решений — американская элита чаще поддерживает демократов, однако в отношении КНДР интеллектуалы всех групп имеют очень похожие шоры.
Важнее то, что не стоит считать стопроцентным тот вариант развития событий, при котором Байден возвращается к политике Обамы 2.0, и на Корейском полуострове происходит скачок напряженности. Во-первых, Северная Корея с развитой ядерной программой; это уже политическая данность и новая реальность требует новых методов, тем более на фоне продолжающегося противостояния США и Китая Пекин, пусть и частично, вынужденно будет поддерживать Пхеньян на плаву как одного из немногих региональных союзников.
Во-вторых, столкновение с реальностью ведет к тому, что уже не раз американский президент, который в начале своего правления занимает очень жесткую антисеверокорейскую позицию, ближе к концу своего правления вынужденно идет на диалог. Это касается и Клинтона, в начале правления которого чуть не случился военный конфликт, но в конце госсекретарь Олбрайт посетила КНДР. Это касается Буша-младшего, введшего термин «страна-изгой», но последние годы его правления были ознаменованы более сильным прогрессом на шестисторонних переговорах. В определенной мере это касается и Трампа, который от жестких заявлений и «президентского рэп-баттла 2017 года» перешел к переписке с Ким Чен Ыном, с которым у него, похоже, действительно сложились по-человечески приятные отношения.
Именно поэтому 24 сентября глава подкомитета Палаты представителей по Азии, Тихоокеанскому региону и нераспространению ОМП Ами Бера отметил, что Соединенные Штаты будут продолжать вести переговоры с Северной Кореей независимо от того, кто победит на выборах. На такую перспективу надеется и автор статьи.
Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».