EN|FR|RU
Социальные сети:

США покидают Афганистан: чего ждать Индии?

Дмитрий Бокарев, 05 августа

AFG23422

Как известно, с точки зрения политической географии Индия имеет довольно сложное положение. На суше она граничит со своим самым могучим конкурентом в Азии — Китаем, а также с Пакистаном – не с таким могучим, как Китай, но имеющим с Индией весьма сложные отношения. Кроме этих двух соседей она окружена небольшими государствами со слабо развитой экономикой – Непалом, Бангладеш, Шри-Ланкой и др., в которых постоянно пытается нарастить свое влияние Китай, стремящийся взять Индию в кольцо. Поэтому Индии приходится уделять много внимания своим соседям в интересах собственной безопасности.

Одно из государств, требующих особого индийского внимания, это Исламская Республика Афганистан. С тех пор как в 1979 г. в Афганистане началась гражданская война, на территории страны действуют различные незаконные вооруженные формирования, в том числе группировки, связанные с мировым исламистским террористическим подпольем. Пользуясь отсутствием правопорядка на значительной части афганской территории, некоторые из них превратили страну в плацдарм для операций в других странах. Индия также находится под угрозой. Ее многолетний конфликт с мусульманским Пакистаном и еще более давние конфликты между мусульманами и индуистами внутри самой Индии делают ее мишенью для исламистских террористических группировок. Один из лучших способов борьбы с терроризмом – социально-экономическое развитие тех стран, которые служат для него плацдармом и источником рекрутов. Поэтому ради собственной безопасности Индия вынуждена много внимания уделять проблемам Афганистана и оказывать помощь его народу и законному правительству.

В 1978-1992 гг. Индия поддерживала просоветское руководство Демократической Республики Афганистан и его борьбу с исламистами-моджахедами.

Когда в 1996 г. власть в Афганистане захватила террористическая группировка Талибан (запрещена в РФ – ред.), Индия не стала развивать с ней отношения. В 2001 г., после вторжения в Афганистан международных сил во главе с США, Индия поддержала свержение Талибана, установила отношения с новым проамериканским руководством страны и снова стала оказывать Афганистану финансовую помощь и содействие в таких сферах, как транспорт, энергетика, медицина, образование и др.

Среди различных проектов, которые Индия осуществила на афганской территории, стоит упомянуть строительство плотины на реке Хари в провинции Герат. Гидросооружение, которое служит и как электростанция, и для ирригационных целей, обошлось Индии в $300 млн и получило название «Плотина афгано-индийской дружбы». Также Индия построила в афганской столице Кабуле электростанцию «Чимтала», подарила городу несколько сотен автобусов, участвовала в модернизации систем связи и др.

Несмотря на активное сотрудничество и общую заинтересованность индийского и афганского руководства в мире на территории Афганистана, сейчас будущее индийско-афганских отношений под вопросом.

Дело в том, что за почти 20 лет войны в Афганистане США так и не смогли окончательно одолеть афганских террористов, особенно Талибан, который по-прежнему остается одной из самых могущественных сил в стране, пользуется поддержкой значительной части населения и контролирует в стране большие территории. Заплатив за эту авантюру гибелью тысяч мирных граждан и потеряв в этой войне триллионы долларов, США решили вывести из Афганистана свои войска, предоставив афганскому правительству и соседним странам разбираться с талибами самим. Если афганским властям не удалось одолеть талибов силой даже при поддержке войск НАТО, то после ухода американцев шансов победить Талибан в военном противостоянии становится еще меньше. Остается только договариваться.

Если раньше, пока США и их союзники были готовы продолжать войну, международное сообщество воспринимало Талибан только как террористическую группировку, с которой необходимо бороться, то в последние годы в СМИ все чаще звучит мнение, что раз эту организацию поддерживает огромное количество афганских граждан, значит, ее следует рассматривать как политическую силу, достойную признания и переговоров. По-видимому, сторонники такой позиции даже готовы закрыть глаза на то, что деятельность и идеология Талибана слабо согласуется с современными представлениями о правах человека, и что на его счету немало преступлений против человечества.

В феврале 2017 г. афганский лидер Ашраф Гани Ахмадзай заявил, что правительство Афганистана может признать Талибан политической партией и позволить ему участвовать в выборах. Учитывая, что нынешнее правительство во многом обязано своим существованием американским войскам, такое заявление Ахмадзая не могло не быть согласовано с Вашингтоном. В январе 2019 г. США и сами начали переговоры с Талибаном. Эти переговоры продолжались в течение всего года. В конце концов, 29 февраля 2020 г. США и Талибан подписали договор о выводе американских войск из Афганистана в обмен на прекращение талибами террористической деятельности и боевых действий против афганских властей.

Внешне это похоже на шаг к долгожданному миру. Однако на практике договоры соблюдаются, когда у обеих сторон достаточно сил, чтобы наказать партнера за нарушение соглашения. США в переговорах с талибами не очень похожи на сильную сторону. Самая богатая армия мира почти 20 лет воевала против незаконных вооруженных формирований, да так и не достигла своих целей. Американские переговоры с талибами сейчас выглядят не как попытка добиться желаемого дипломатическими методами, а скорее как попытка уйти из Афганистана с наименьшим позором. За время, прошедшее с подписания договора, талибы совершили множество терактов, в которых погибли сотни афганских граждан. Тем не менее США, словно не замечая происходящего, начали вывод войск в марте 2020 г.

После того как американцы уйдут, исполнение талибами своей стороны соглашения – прекращение террористической деятельности и мирная интеграция в афганскую политическую жизнь – будет зависеть от самих талибов. На то, что их смогут к этому принудить афганские военные, рассчитывать не приходится. Может быть, Талибан выполнит свои обязательства. Учитывая поддержку, которую он имеет среди афганского населения, он может добиться власти в стране и мирным, выборным путем. Однако вариант, при котором после вывода американских войск талибы свергнут афганское правительство, силой возьмут власть и превратят Афганистан в цитадель мирового исламизма, также стоит рассматривать.

Ни тот ни другой вариант не может устраивать Индию. Как упоминалось выше, особенно тяжело складываются ее отношения с Пакистаном. При этом на территории Пакистана действуют террористические группировки, связанные с Талибаном или входящие в его состав. Эти группировки контролируют граничащие с Афганистаном районы Пакистана, и афганские талибы получают из этих районов снабжение, рекрутов и находят здесь укрытие в случае необходимости. По некоторым данным, пакистанские талибы и их союзники имеют покровителей в высшем пакистанском руководстве.

Можно сказать, что во время боев с американскими и афганскими войсками Пакистан был для афганских талибов тылом. Если Талибан окончательно захватит власть в Афганистане, то уже он может стать тылом для пакистанских исламистов, а их главным фронтом может стать Кашмир – спорная область между Индией и Пакистаном, из-за которой произошло уже три индо-пакистанских войны. Помимо непосредственно пакистанских войск, против Индии в Кашмире уже несколько десятилетий действуют многочисленные террористические группировки исламистского толка. Среди их боевиков немало выходцев из Афганистана. Связь пакистанских террористов в Кашмире с афганскими талибами весьма вероятна, и укрепление позиций Талибана в Афганистане, скорее всего, приведет к усилению террористической активности в Индии.

Следует напомнить, что Индия является важнейшим региональным партнером США, который необходим Америке для совместного сдерживания Китая, укрепляющего свои позиции в Индо-Тихоокеанском регионе. Учитывая, какие неприятности могут ждать Индию после ухода ВС США из Афганистана, после заключения американского договора с Талибаном можно было бы ожидать заметного ухудшения индо-американских отношений. Однако этого не наблюдается. Более того, в феврале 2020 г., всего за несколько дней до подписания американского соглашения с Талибаном, Индию посетил президент США Дональд Трамп. В ходе совместной пресс-конференции американский президент и индийский лидер Нарендра Моди заявили, что намерены вывести сотрудничество своих стран на уровень всеобъемлющего глобального партнерства. Возможно, Индия вынуждена идти на дополнительное сближение с США именно из-за их ухода из Афганистана: опасаясь роста террористической угрозы, Нью-Дели желает заручиться американской военной поддержкой. Это можно назвать успехом США: потеряв Афганистан, они усиливают свое влияние в Индии и укрепляют свои позиции в борьбе с Китаем. Умение извлекать пользу из всего, даже из поражений, необходимо в политике, и, по-видимому, Вашингтону оно не изменяет.

Можно даже предположить, что США могли бы еще долгие годы держать войска в Афганистане, но сознательно решили отдать его Талибану, чтобы получить преимущество в борьбе с Китаем. Ведь именно противостояние с КНР стало в последние годы одним из главных вопросов американской внешней политики, которое может отодвинуть на второй план даже американские интересы в исламском мире. Кроме того, можно вспомнить, что укрепление позиций талибов в Афганистане может привести к росту террористической активности не только в Индии, но и в неспокойном и пронизанном исламистскими настроениями Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. Однако следует помнить, что без доказательств это просто интересная теория. Такой авантюризм кажется чрезмерным даже для Вашингтона.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».