16.07.2020 Автор: Константин Асмолов

Хроника разжигания ненависти

JAP45345

Автор не раз писал, что государственный антияпонизм – одна из основ идеологии РК, и, к сожалению, эти процессы вызывают аналогичную реакцию в Японии, запуская порочный круг. Вот несколько историй последнего времени.

В сентябре 2019 г. корейская полиция начала расследование в отношении консервативного профессора социологии престижного университета Ёнсе Лю Сок Чуна, который во время лекции якобы назвал женщин для утешения «своего рода проститутками», посмев отрицать исключительно принудительный характер отбора в военные бордели. Ассоциация выпускников Ёнсе представила президенту школы заявление с требованием его увольнения, подписанное примерно 3270 членами. 7 мая после долгого разбирательства профессор Лю Сок Чун был отстранен от работы на один месяц.

Тем временем в июне 2020 г. Лю написал статью в японский консервативный журнал «Ханада», где он утверждает, что дисциплинарное взыскание школы против него было несправедливым, потому что это было сфабрикованное дело, направленное на подавление академической свободы и новую интерпретацию проблемы комфортанток. Выступая за переоценку колониального правления Японии в 1910-1945 годах, он привел несколько примеров, в том числе тот, что корейские рабочие, вынужденные работать на японских фабриках, не призывались на принудительный труд, а добровольно работали там, чтобы заработать деньги. То же самое касается комфортанток, многие из каковых не были насильственно отправлены в военные бордели, а были обмануты торговцами секс-услугами в поисках работы.

Доводы Лю резко контрастируют с показаниями оставшихся в живых жертв сексуального рабства, но проблема в том, что ни одно из свидетельств бабушек не подтверждается или опровергается иными источниками. Оттого можно сделать вывод о том, что условия как вербовки, так и работы могли сильно различаться – от принуждения или изнасилований до добровольного выбора.

Статья выйдет только в августе, но травля в сети уже началась. По мнению возмущенной общественности, «университет должен уволить Лю, а правительство должно изгнать его из страны».

Другая знаковая для автора история. 10 января 2020 г. 34-летний гражданин РК по фамилии Пан был приговорен к одному году тюрьмы за оскорбление и избиение 20-летней японки в Сеуле 23 августа 2019 года. Подвыпивший злоумышленник напал на девушку из-за того, что она отказалась с ним знакомиться, дергал жертву за волосы, бил коленом в лицо и использовал слова, оскорбляющие японцев. Японка получила сотрясение мозга и другие травмы, требовавшие двухнедельной медицинской помощи. 24 августа Пан был арестован, но, так как он отрицал свою вину, его отпустили. И только когда видео нападения было опубликовано в социальных сетях и вызвало международный скандал, полицейские изменили свою позицию и 26 августа заново арестовали Пана.

Тем не менее Пан не признал себя виновным, не проявил раскаяния и ничего не предпринял, чтобы загладить вину перед жертвой насилия. Обычно в таких случаях суд в Корее даёт подсудимому столько, сколько просит прокуратура (а просили три года), но поскольку речь шла о патриоте своей страны, нашлись смягчающие обстоятельства: молодость (да-да, 34 года!) подсудимого и особенности социальной среды, в которой он живёт. Более того, Пан еще и подал апелляцию, утверждая, что год тюрьмы за избиение японки это слишком суровый приговор. Но 7 мая 2020 г. Апелляционный суд Сеула отклонил запрос, потому что на видеозаписи все-таки видно, как он бьет женщину коленом по голове.

Отдельно отметим попытки запретить символику т.н. Флага Восходящего Солнца, который «стоит в одном ряду со свастикой». Так, 12 сентября 2019 г. правительство Южной Кореи направило официальный запрос в Международный олимпийский комитет (МОК) о запрете людям носить Флаг Восходящего Солнца на Олимпийских и Паралимпийских играх 2020 года в Токио. 30 сентября Национальная ассамблея Южной Кореи также приняла резолюцию по этому вопросу.

25 января 2020 г. петиция южнокорейской неправительственной организации, призывающая запретить использование флага Восходящего Солнца во время предстоящих Олимпийских игр в Токио, собрала более 56 000 подписей после того, как Токийский оргкомитет Олимпийских и Паралимпийских игр заявил, что не планирует ограничивать публичное использование флага.

Сюда же – плакаты откровенно антияпонского содержания, которые были размещены в Сеуле в январе рядом с местом, где должно быть построено новое посольство Японии, а также в социальных сетях. На самом политкорректном был нарисован человек, бегущий в защитном костюме с факелом в руке на фоне подписи TOKYO 2020: Олимпиада в Токио связывалась с атомной аварией в префектуре Фукусима в 2011 году. Когда Токио заявил Сеулу протест, японцам ответили, что плакаты появились по инициативе частной южнокорейской компании, а в стране свобода слова.

Патриотическая истерика сошла на нет только когда стало понятно, что Олимпиады в Токио не будет в связи с пандемией. Но статья в японском журнале «Дипломат» напоминает, что Флаг Восходящего Солнца стал в Южной Корее символом империализма только в 2010-х годах. До 1990-х годов Южная Корея, Китай и другие азиатские страны считали символом японского империализма не Флаг Восходящего Солнца, а государственный флаг Японии.

Однако с 1999 г. в Южной Корее действует закон, запрещающий надругательство не только над собственным национальным флагом, но над флагами других стран. Другими словами, идея осуждения флага Восходящего Солнца в Южной Корее возникла как эрзац для первоначальной цели. Так возникла новая концепция “флага военного преступника”, придуманная в 2013 году южнокорейцами, проживающими в Соединенных Штатах. При этом забывается, что указанный флаг не является исключительным символом ВМФ Японии того времени, – он встречается во множестве логотипов компаний и остается флагом японских рыбаков.

В РК постоянно издаются книги с названиями вроде «18 причин, по которым Корея победит Японию», где, в частности, заявляется, что основные консервативные СМИ РК — это «мусорные издания», потому что их освещение японского вопроса не является политически нейтральным.

На этом фоне в японском обществе усиливается встречная реакция. Как отмечают эксперты, раньше в японском обществе все еще существовало общее понимание того, что преступления ненависти — это плохо. Теперь такие направленные на корейцев акты носят систематический характер, заранее публично рекламируются и публикуются в интернете в виде видеороликов такими группами, как Дзайтокукай (яп: объединения граждан против особых привилегий корейцев). Так, корейские студентки и школьницы избегают носить национальную одежду из-за серии инцидентов с разрыванием юбок нападавшими с ножами. «Неофашисты» организовывали забастовки перед телевизором Fuji TV, который транслировал многие корейские телевизионные драмы, и в корейских кварталах.

Характерен и итог судебного иска, который возбудило правление корейских школ Киото против Хитоси Нисимуры, бывшего исполнительного директора Дзайтокукай, обвинявшего корейские школы в укрывательстве северокорейских шпионов и похищении японских граждан. 29 ноября 2019 г. окружной суд Киото признал Нисимуру виновным в клевете, но ограничился штрафом в размере 500 000 иен ($4500). Причина заключалась в том, что Нисимура действовал по «делам, представляющим общественный интерес», даже если его заявления были ложными. «Обвиняемый дал показания, что он считал, что его действия будут в конечном счете выгодны национальным интересам Японии», — говорилось в приговоре суда. «Поскольку его действия были направлены на то, чтобы сделать похищения японских граждан более известными широкой общественности, мы признаем, что его намерение состояло в продвижении общественных интересов».

Иной феномен – так называемые книги ненависти, призванные разжигать ненависть к корейцам, китайцам, мусульманам и их потомкам, которые жили в Японии в течение многих поколений. Вместо того чтобы критиковать корейские или китайские власти, или политику данных стран, эти книги, атакуют этнические группы в целом. Считается, что большинство читателей «книг ненависти» — высокообразованные мужчины в возрасте 60-70 лет, в то время как большинство авторов в свои 30 и 40 лет имели опыт жизни в Южной Корее или корейских супругов.

Если верить опросу газеты «Чосон Ильбо», японцы более всего не любят корейцев и русских. Лучше всего они относятся к американцам, далее идут китайцы. При этом отношение к корейцам постоянно ухудшается, доля тех, кто не любит корейцев, подскочила с 58 до 71,5% в 2019 году, и, по мнению респондентов, в течение следующих 10 лет отношения их страны с Южной Кореей будут ухудшаться, а с другими странами улучшаться.

И «под занавес»: опрос 2011 года, проведенный учеными Стэнфордского университета, показывает, что китайские и южнокорейские учебники отражают куда больший ревизионизм, например, опуская ссылки на роль американцев в разгроме японцев и все упоминания об атомной бомбардировке Японии. В то время как японские учебники четко пишут, что «войны в Азии были результатом имперской экспансии Японии, и решение вступить в войну с Соединенными Штатами было катастрофической ошибкой, которая нанесла ужасную цену нации и ее гражданскому населению». Причина – пестуемый Сеулом так называемый менталитет жертвы, требующий бесконечных извинений, в сочетании с политической конъюнктурой. Блогер и писатель Майкл Бут указывает пальцами на эгоистичных политиков как на ответственных за подстрекательство граждан поддерживать свое негодование по отношению к Японии. «Обвинение Японии гарантирует аплодисменты, когда популярность политика падает или предлагает полезное отвлечение от внутренних кризисов».

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».